Бізнес
Ринки та компанії
Эксперты назвали причины "лукового" кризиса в Украине
Экспортный рынок лука в Украине является несистемным поскольку экспортные продажи данной культуры не осуществляются в течение 6-8 месяцев в году после сбора нового урожая, а обозначены, так называемыми «рваными» периодами: месяц, неделя, два месяца.
Такое мнение высказал директор Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Федор Рыбалко, передает Укринформ.
"На целевых рынках, куда поставляется данная продукция существует или конкуренция, или происходят девальвации или же появляется продукция местного производства. Все эти факторы нужно учитывать экспортеру, а учитывает он их или имея информацию с этого целевого рынка или опыт в понимании сезонности продукции в той стране, куда он рассчитывает ее продать", – отметил Рыбалко.
Он также подчеркнул, что большое влияние на европейский рынок лука сделала еще в августе прошлого года информация о неурожае этой культуры в Голландии. Это объясняется тем, что Голландия является крупнейшим мировым экспортером лука с ежегодным объемом около 1,3 млн тонн, продавая свою продукцию в около 100 государств. При этом экспортная логистика у голландцев организована на высоком уровне – расстояние от места производства до места погрузки в одном из крупнейших портов Европы составляет не более 100 км.
«Потеря голландцами в результате неурожая 30-40% от традиционного экспортного объема в прошлом году, а это в количественном показателе около полумиллиона тонн, привела к недопоставкам лука на мировой рынок, которые начались уже с сентября 2018 г. Кроме того, падение урожайности произошло в таких европейских странах как Италия, Германия, Польша. Более менее нормальный урожай удалось собрать лишь в Испании», – пояснил специалист.
При этом, по данным директора УПОА, в Украине урожайность была еще ниже, чем в странах ЕС.
"Более того, в сезон сбора урожая, экспортеры начали продавать лук в Евросоюз – покупателями, в основном были румынские компании. Это объясняется особенностями логистики – с Херсона и Одессы в Румынию достаточно близок транспортный путь. Учитывая это, операторы рынка забирали лук у производителей прямо в поле. Повышенный спрос на продукцию привел к тому, что фермеры юга Украины начали повышать цены на лук", - акцентировал эксперт.
На определенном этапе, в связи с повышением цены на юге Украины, операторы начали осуществлять закупки более дешевой продукции в Беларуси. Также Федор Рыбалко отметил, что с введением украинского эмбарго на российские товары, в список которых попал и лук, на украинский рынок, соответственно, не попал российский продукт.
«Вместо этого в Украине начала поставляться казахский лук. Действия новых людей на рынке, которые не знали менталитет местных производителей, привели к увеличению цены», – сказал Рыбалко.
Он также подчеркнул, что ситуацию на украинском рынке лука уже в ноябре прошлого года усугубило то, что Украина экспортировала слишком большой объем лука и впоследствии вынуждена была импортировать его, чтобы обеспечить внутренние потребности.