Життя та Стиль
Суспільство
Монро в квадрате. Секрет двойного брендирования
Картины американца украинского происхождения Энди Уорхола (Андрея Варголы) оцениваются до $70 млн. Цены продолжают расти.
«У меня возник образ «Магазина». Я видел в воображении целый ансамбль на эту тему. Мне казалось, что я открыл новый мир! Я начал ходить между магазинами, как если бы они были музеями. Выставленные в витринах и на прилавках предметы казались мне драгоценными произведениями искусства», — сообщал об источниках вдохновения светило поп-арта Клаас Ольденбург. Плоды творческих исканий художника и его идейных соратников попали по адресу: в музеи и на аукционы.
— Во имя Энди, Мерилин и поп-арта, аминь!
Christie`s не нарадуется
В 2007 году в топ самых дорогих послевоенных художников выдвинулся
идол поп-арта Энди Уорхол, заняв второе место в хит-параде мирового
арт-рынка. «Авария зеленой машины» Уорхола была продана на аукционе
Christie`s в мае 2007 года за $71,7 млн, при этом эстимейт (начальная
цена картины) составлял $25-35 млн. Работа ушла к Джозефу Лау,
гонконгскому миллиардеру, в ноябре купившему уорхоловский портрет Мао
Цзэдуна за рекордные, как тогда казалось, $17,3 млн. Только с 1997-го
по январь 2005 года $100, вложенные в работы Энди Уорхола, превратились
в $258.
Больше всего ценовых рекордов в 2007 году было установлено в разделе
искусства второй половины ХХ века — Post-War & Contemporary Art.
Категория была на первом месте по обороту у крупнейших в мире
аукционных домов Sotheby`s и Christie`s, и эта тенденция сохраняется.
«В разделе Post-War & Contemporary Art в 2007 году общая сумма
сделок выросла на 75% по сравнению с предыдущим и достигла $1,56 млрд»,
— рассказал Контрактам президент аукционного дома Christie’s в Европе
Юсси Пилкканен. Объемы продаж этого раздела увеличились за счет
повышенного интереса к произведениям художников поп-арта, в частности
Энди Уорхола. В свою очередь повышает ажиотаж вокруг работ этого
направления участие в торгах коллекционеров из стран Азии и
постсоветского пространства. Арт-рынок с большим интересом ожидает
результатов очередных аукционов, самыми значительными среди которых
являются майские. Уже 7 февраля аукционный дом Christie’s выставит на
торги 15 работ Уорхола, а также картины Вессельмана, Лихтенштейна, Каца
и других мастеров. В нью-йоркской резиденции Christie’s 1 апреля и
13-14 мая также будут проданы редкие работы известных художников
поп-арта. Какие именно лоты представят вниманию коллекционеров и какова
начальная цена этих работ, аукционный дом пока не афиширует.
«За последние пять лет цены на произведения искусства возросли в
несколько раз, — говорит консультант по приобретению произведений
современного искусства Виктория Бурлака. — Причем не только на Уорхола,
но и на других художников, считавшихся маргинальными». По словам
арт-дилера, цены в дальнейшем будут только расти, поскольку после факта
продажи ценовой уровень художника фиксируется — это планка, ниже
которой опускать стоимость картины не заинтересован ни художник, ни
эксперт, ни, тем более, аукционный дом. Между тем с каждой следующей
продажей работ уже побывавшего на аукционе художника цена на них
поднимается на 30-40%. По прогнозам экспертов, несмотря на то что
американский поп-арт сегодня имеет большой успех на мировых аукционах,
через какое-то время тот же Уорхол будет продаваться не так шумно,
потому что возникнет очередной бум — на других художников. «Арт-бизнес
— это сложная и мощная машина, хорошо просчитанные ходы специалистов с
мировым именем, профессионалов аукционных домов со столетней историей,
тактика и стратегия ведения бизнеса которых — настоящая наука», —
добавляет Александр Соловьев, куратор PinchukArtCentre. Время, когда
коллекционеры приобретали произведения искусства — в прошлом. Сегодня
все происходит с точностью до наоборот: вещи коллекционируют своих
владельцев.
Искусство для народа
Как направление в искусстве поп-арт возник в 1950-х гг. в
Великобритании и параллельно развивался в Италии, Германии, Франции,
США и даже в СССР. Он стал ответной реакцией художников молодого
поколения на «непонятность» высокого искусства абстракционистов с его
полным отрывом от реальности. Художники новой школы в своих
произведениях оперировали привычными для всех предметами, банальными,
но узнаваемыми. По большому счету американский поп-арт активно развивал
дадаистскую традицию авангарда, которая появилась еще в начале ХХ века.
Идеи дадаиста Дюшана, прославившегося писсуаром в качестве арт-объекта,
оценили американские художники Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Рой
Лихтенштейн, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Клаас Ольденбург, Энди
Уорхол. Эта плеяда провозгласила своими целями «возвращение к
реальности» и раскрытие эстетической ценности образцов массовой
продукции. Арт-объектами они считали консервные банки и бутылки,
лампочки, обложки книг, мебель, репродукции известных картин, буквы —
для живописцев не было непригодного для искусства материала.
Джаспер Джонс использовал государственный символ — флаг США — для
сюжета картины «Флаг», а когда художника спрашивали, что он хотел этим
сказать, он объяснял: «Флаг должен быть только флагом и не более того».
Уорхол своими многочисленными повторениями изображений тары из-под
кока-колы намеревался обратить внимание на сформировавшиеся в
американском обществе символы и стереотипы. Coca-Cola как символ
демократии или же Мерилин Монро как секс-символ — поп-искусство,
балансирующее на грани абсурда и иронии. В одном из разветвлений
поп-арта — гиперреализме — главным приемом было фотографическое
воспроизведение банальной ежедневности: Лихтенштейн увеличивал картинку
комикса полумеханическими способами до размеров большого полотна.
Этапом в развитии методов поп-арта стал хэппенинг — творческий процесс
художника предстал перед глазами зрителя. В 1960 году в галерее
искусства в Париже Ив Кляйн создавал картины «живой кисточкой» —
выкрашенными в голубой цвет обнаженными моделями. Они прижимались к
полотнам всем телом, создавая таким образом картину. Зрителю самому
нужно было понять свои же ощущения. Звуки, жесты и даже запахи были
неотъемлемым атрибутом подобных перформансов.
Урок брендирования
Джентельмены предпочитают блондинок!
Расцвет поп-арта ознаменовало творчество Энди Уорхола (1928-1987),
уроженца Питсбурга (США), выходца из семьи эмигрантов — украинцев из
деревни Микова, тогда находившейся в Австро-Вегрии (сейчас — в
Словакии). Андрей Варгола изучал коммерческое искусство в Институте
технологии Карнеги (сейчас — Carnegie Mellon University) в Питсбурге. В
1949-м Варгола окончил институт по специальности графический дизайн и в
этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался
графическим оформлением рекламы для журналов мод Glamour, Harper’s
Bazaar и рекламного приложения The New York Times. Работа в рекламе
принесла Варголе известность и изменила его имя: однажды подпись под
его рисунком была набрана неправильно — художник решил оставить это
написание имени и стал Энди Уорхолом. В течение своей многолетней
карьеры в искусстве Уорхол занимался рисунком, живописью, шелкографией,
кино, хэппенингом, дизайном одежды и литературой.
«Самым ярким среди художников поп-арта был Энди Уорхол, потому что
именно он воплотил в себе икону стиля, был идеологом этого направления
в искусстве, — убежден Александр Соловьев. — Уорхол сделал из упаковки
для супа и других товаров массового производства культурные артефакты,
эпатировавшие публику. Он превратил свое творчество в фетиш. И стал
легендой при жизни, более того, превратил свое имя в торговую марку». С
Соловьевым соглашается и Виктория Бурлака: «Уорхол — эталон художника
ХХ века. Всевозможными способами он занимался самопромоушном: вел
богемную жизнь, был писателем, телепродюсером и просто денди. Он дал
публике понять: поп-идола создают не произведения, эпоха шедевров
прошла, а харизматичность и жизнетворчество, умение превратить себя в
икону стиля».
Манера творчества Энди Уорхола, по выражению искусствоведов,
«подчеркнуто не уникальна». Знаменитость фотографировали Polaroid,
снимок увеличивали, и методом шелкографии изображение переносилось на
холст. Сам Уорхол либо закрашивал до репродуцирования поверхность
холста в нужный цвет, либо писал масляными красками по уже
репродуцированному изображению. «Главная особенность Уорхола в том, что
он сумел возвести тиражность в принцип. В этом заключается «кредо»
современного искусства: тиражные произведения стоят дорого, потому что
продается не объект, а имя. Вся система рынка работает на создание
этого имени, — замечает Виктория Бурлака. — Уорхол продавал самого
себя. Создавая портреты других знаменитостей — Мерилин Монро, Элизабет
Тейлор — он добавлял себе «звездности», прибегал к «двойному
брендированию».
Неимоверного коммерческого успеха Уорхол достиг, когда в 1963 году
создал собственный «бизнес-арт», где отвел себе роль не рабочего, а
предпринимателя, приняв на себя руководство множеством ассистентов. Его
фабрика, устроенная по принципу традиционного коммерческого
предприятия, выпускала около тысячи работ в год. Сам Уорхол
неоднократно говорил, что хотел бы быть машиной, потому как не
воспринимает авторское искусство.
Каждый авангардно мыслящий творец того времени старался побывать на
фабрике Уорхола. Атмосфера вседозволенности, свободы и богемности,
царящая в «тихой мансарде» знаменитого мастера, вдохновила на
творческие эксперименты не одно поколение художников.
Потребность непотребства
Такаши Мураками — жесткий руководитель.
Насколько масштабным феноменом является поп-арт, можно
судить по отпечатку, оставленному этим художественным направлением на
рекламе, кино, дизайне, моде, современном искусстве. Невзирая на то что
расцвет поп-арта давно в прошлом, популярные приемы сегодня широко
используются в дизайне интерьеров. Сплошь и рядом вызывающе яркие
сочетания цветов, применение недорогих материалов, например, пластика
при изготовлении товаров luxury-сегмента, использование печатных
рисунков и комиксов по мотивам картин художников поп-арта на
промышленных тканях.
В изобразительном искусстве настоящим «Энди Уорхолом современности»
арт-критики называют японца Такаши Мураками. Этот художник по примеру
знаменитого предшественника обзавелся собственной фабрикой Kaikai Kiki,
под крышей которой собрал целый сонм креативных ассистентов, хотя все
это более напоминает конвейер, где художников заменяют компьютерные
специалисты и менеджеры. Основные произведения Такаши Мураками
создаются с учетом рыночных механизмов в искусстве. В этом признается
сам автор, который перед созданием своих первых проектов проводил
полноценные маркетинговые исследования.
Отношение к художникам поп-арта и их творениям всегда было
неоднозначным: как со стороны арт-критиков, так и со стороны публики.
Известный критик «общества потребления» Жан Бодрийяр неоднократно писал
о том, что было бы поучительно отметить реакции неискушенной искусством
публики: «У многих творения поп-арта вызывают смех». По наблюдениям
Бодрийяра, реакция публики показывает непонимание того, как следует
рассматривать поп-искусство.
Замечания философа можно отнести и к украинским коллекционерам. По
словам опрошенных экспертов, им неизвестны факты приобретения
произведений поп-арта отечественными собирателями. Как замечает
Виктория Бурлака, в Украине пока не созрела настоящая культура
потребления искусства. Поэтому потенциальных покупателей Уорхола или
других художников этой ценовой категории нет. И дело не в финансовых
возможностях, а в непонимании, почему эти имена так дорого стоят и
какова культурная ценность произведений.
Ложный поп-арт
Самый громкий скандал, связанный с подделками
произведений Уорхола, произошел в 2007 году. Специалисты Стокгольмского
музея современного искусства выяснили, что шесть так называемых Коробок
Брилло, находящиеся в музее и оценивавшиеся в миллионы крон, являются
фальшивыми.
«Коробки Брилло» — самая знаменитая скульптурная композиция Энди
Уорхола. Для ее создания художник нанял столяров, изготовивших фанерные
ящики (по образцу картонных коробок из супермаркетов), покрасил их и
нанес на них логотипы мыла Brillo, кукурузных хлопьев Kellogg’s,
яблочного сока Mott’s, персиков Del Monti и кетчупа Heintz. Впервые
выставленная в Нью-Йорке в 1964 году композиция была распродана по
частям, хотя ящики не очень хорошо расходились.
Оказалось, что стокгольмские экспонаты изготовлены в 1990-м — через 3
года после смерти Уорхола. Заказчиком скандальных копий оказался бывший
директор Музея современного искусства Понтус Хутлен, который и передал
в 1995 году эти подделки в дар музею вместе с ложными сертификатами об
их подлинности. Господин Хутлен, умерший в 2006 году, успел продать
множество «псевдобрилло». Когда музейная администрация начала проверять
«коробки» из частных коллекций, то нашла еще четыре подделки.
VIP-поклонники
Джозеф Лау
Финансовый магнат и один из богатейших жителей Гонконга приобрел две знаковых работы Уорхола: «Авария зеленой машины» и «Мао»
Франсуа Пино
Владелец аукционного дома Christie’s и миллиардер собирает поп-арт по
всему миру. В его коллекции соседствуют работы француза Ива Кляйна и
японца Такаши Мураками
Эрих Маркс
Коллекция немецкого магната насчитывает более 183 самых великих
произведений мирового искусства художников Западной Европы и Америки,
среди которых Раушенберг, Лихтенштейн. Коллекция произведений Уорхола —
вне топ-списка и насчитывает около 130 ранних работ художника
Робби Уильямс
Британский поп-певец коллекционирует работы Уорхола с 1999 года. Из
любви к искусству певец увлекся живописью настолько, что написал
несколько картин с изображением самого себя в стиле основателя движения
поп-арт
Хью Грант
Британский киноактер
приобрел на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $23 млн портрет
американской киноактрисы Элизабет Тейлор авторства Уорхола. Серия
похожих портретов под названием «Лиз» включает в себя 12 картин
Время — главный эксперт
Александр ПРОГНИМАК,
коллекционер, председатель комиссии Киевсовета по вопросам культуры
— Поп-арт мне неинтересен. Я предпочитаю покупать картины классиков,
имена которых проверены столетиями. Также мне близко творчество нашего
Бурлюка и других отечественных представителей авангарда. Они написали
действительно ценные художественные произведения. В моем доме не будет
работ Уорхола, не потому что это дорогое удовольствие: я финансово не
ограничен. Не думаю, что поп-арт коллекционируют серьезно, что такими
ценителями нового течения движет любовь к искусству.
Поп-арт — для радикалов
Дмитрий ТАБАЧНИК,
коллекционер, народный депутат Украины
— Произведения поп-арта — это не то, что мне хотелось бы иметь у себя
дома. Я человек консервативный; динамичность, радикальность и яркость
произведений художников поп-арта мне чужды. Но все это совсем не
значит, что картины Уорхола или Каца лишены художественной ценности. У
меня была возможность приобрести творения художников этого направления,
но я не купил их, так как коллекционирую не все, что мне нравится, а
то, что меня больше всего радует. Я коллекционирую Маковского, потому
что его картины вызывают во мне настоящее чувство радости, а не потому
что это модно и не из-за того что хочу застраховать свои
капиталовложения от инфляции.
Топ-5
«Авария зеленой машины»,
Энди Уорхол
$71,7 млн
«Лимонная Мерилин»,
Энди Уорхол
$28 млн
Энди Уорхол
«Мао»,
Энди Уорхол
$17,3 млн
«В машине»,
Рой Лихтенштейн
$16,2 млн
Хроники поп-арта
1952 г. — при Институте современного
искусства в Лондоне художники Ричард Гамильтон и Эдуард Паолоцци,
несколько критиков и архитекторов образовали «Независимую группу»,
изучавшую современные технологии и городскую народную культуру
1956 г. — в Лондоне прошла выставка «Это — завтра»,
где экспонировались фотографии голливудских кинозвезд, кинокадры из
фильмов, увеличенные до размера киноэкрана. После выставки к
«Независимой группе» примкнули выпускники Колледжа изящных искусств:
Питер Блейк, Рональд Китай, Дэвид Хокни и другие художники
1959 г. — поп-арт появляется в американском искусстве.
В этом направлении начали работать Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг,
Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Клаас Ольденбург
1962 г. — Энди Уорхол создал сенсационную серию
полотен с изображением кока-колы и других продуктов массового
потребления. Радикальные арт-критики позитивно откликнулись о
творчестве дебютанта
1964 г. — американский художник Роберт Раушенберг
получил Гран-при на самой авторитетной выставке современного искусства
— Венецианской биеннале
1965 г. — Уорхол вместе с режиссером Полом Морисси
стал снимать кинофильмы, которые критики считают первой ласточкой
сексуальной революции
1987 г. — умирает Энди Уорхол
1994 г. — открытие Музея Уорхола в Питсбурге, коллекция которого насчитывает 4258 единиц
2005 г. — французское агентство ArtPrice опубликовало
отчет Art market trends, согласно которому за 10 лет ценовой индекс
работ Энди Уорхола вырос на рекордные 646 %
2006 г. — по итогам 2005-го Энди Уорхол занял второе место (после Пабло Пикассо) среди самых востребованных и самых дорогих художников.