Політика
Україна
Злосчастная формула Штайнмаера. Давайте разбираться. Обзор мнений
Президент Зеленский на вчерашнем брифинге анонсировал новый закон об особом статусе окупированной части Донбасса, в который, кроме всего прочего, имплементирована так называемая «формула Штайнмаера». Так что же это все-таки означает? «Зрада» или «перемога»? «Капитуляция» или «мир любой ценой»? Обзор мнений.
Виктор Небоженко, политолог
1. Кучма - это не Украина. Бывший президент Кучма, воспользовавшись неопытностью молодого президента Украины Зеленского, лихо подписал, вместе с представителями сепаратистов Донбасса, непонятный документ о признании формулы Штайнмаера. Тем самым, он превысил свои полномочия и резко сузил свободу маневра Украины в переговорном дипломатическом процессе об украинской судьбе Донбасса. Кучма - это еще не Украина, а нынешняя Украина - это давно не Украина Кучмы. Его статус и действия непонятны и опасны для нашей страны. Кучма уедет на свою Сардинию, а нам расхлебывать его поступки.
2. Если президент Зеленский будет и дальше настаивать на полезности, безопасности и неизбежности формулы Штайнмаера для Украины, то он смело может готовиться к досрочным президентским выборам. Или он может прогнозировать досрочные выборы в Верховный Совет, если его нынешнее парламентское большинство «проглотит» эту «мину замедленного действия» - формулу Штайнмаера, подписанную Кучмой.
3 Формула Штайнмаера- это остроумная дипломатическая попытка европейских стран и России «всучить» Украине загаженный сепаратизмом и разоренный Кремлем Донбасс, на условиях Кремля и против интересов Украины. Но техническая имплементация этой формулы, по разным причинам, не выполнима, ни со стороны Украины, ни со стороны России. И Германия и Франция это прекрасно знают.
4. Поэтому, объективно получается, что скандальная имплементация формулы Штайнмаера-Кучмы - это «месть» Франции и Германии президенту Зеленскому за его негативные оценки этих стран в телефонном разговоре с американским президентом Трампом.
Левко Стек, журналіст
Шкода, що президент дуже поспішав до своїх дітей і не знайшов часу трохи більше прояснити суть досягнутих в Мінську домовленостей, які можуть докорінно змінити життя країни загалом. Зрештою, і життя дітей Володимира Олександровича, якщо вони планують залишатись в Україні, також.
От я вже бачу момент, який кожен зрозумів по-своєму, оскільки він не був достатньо артикульований на брифінгу. А різночитання в такій чутливій ситуації - це точно не на користь.
Отже, цитата Зеленського: "Закон про особливий статус Донбасу починає діяти на постійній основі за умови, коли там відбудуться вибори проведені згідно конституції України та законодавства України. А також після публікації звіту ОБСЄ, що вибори відбулись за стандартами ОБСЄ та міжнародними стандартами демократичних виборів. Це означає, шановні журналісти і наші глядачі, що ніяких виборів під дулами кулеметів не буде. І не може бути".
Прекрасно. Але дуже важливо було б уточнити, чи стосується це і українських військ? Адже, у них теж є кулемети.
Було ще два уточнення від журналістів, але формулювання президента знову залишили купу місця для трактувань
"...якщо там хтось буде - виборів не буде. Ми ніколи не підемо на те, щоб проводити вибори, якщо там є військові.
І ще одна спроба: "...якщо там будуть будь-які війська - виборів не може бути".
Будь-які війська - означає в тому числі і українські? Як це слід розуміти? Якщо там не буде жодних військ, то яким чином Україна візьме кордон під контроль? Хто гарантуватиме в такому разі дотримання українського виборчого законодавства? Хто забезпечить вільне волевиявлення громадян?
Дуже шкода, що Володимир Олександрович так поспішав. Хоча, все-таки знайшов час пожартувати з Мендель над журналістами.
Евгений Кузьменко, журналист
Самоуверенность этого человека, в первую очередь, зиждется на непреклонной вере в то, что вся эта внешняя и внутренняя политика — гораздо проще, чем все притворяются.
Что внезапным гэгом, рывком, маневром — можно переиграть этих скучных дипломатов и кгб-шников. Что если эти классные парни из дружной команды помогали в шоу-бизе, то и здесь они помогут. А там еще подтянем этих...технократов — и ничего, выгребем. Что не боги горшки обжигают. И не обжигать надо, а отжигать, в современном мире это работает лучше. И святая вера в силу своего дерзкого обаяния. В то, что когда произойдет большой бадабум — харизма спасет все.
Боже, храни харизму. Боже, храни всех нас.
Юрий Касьянов, блогер
Разведение войск возможно только по линии государственной границы, а проведение любых выборов в Украине – только после восстановления конституционного порядка на оккупированных территориях, и наказания коллаборационистов и предателей.
Эту простую формулу, которая прямо следует из логики вооружённого противодействия агрессии, проигнорировал пять лет назад Порошенко, трусливо подписавший продажный "минск". Игнорирует её теперь Зеленский, подписавшийся под кремлёвской "формулой Штайнмайера". Игнорирует её сегодня и большинство населения, напуганное многолетней пораженческой пропагандой.
Но война не закончится, даже если войска отступят до Днепра, и на всей левобережной Украине будут проведены выборы по путинским понятиям. Война не закончится, даже если вся Украина попадёт снова под протекторат Москвы. Потому что мы стоим на пороге новой мировой войны, первые выстрелы которой прозвучали ещё в Грузии, а канонада сегодня не стихает на Донбассе.
Если мы сдадимся, война придёт в наши дома сначала в форме палачей ФСБ/НКВД, после чего прокатится бронированным катком по всей Украине, оставив после себя одни пепелища. Как когда-то чехи в 1938, отказавшись сопротивляться гитлеровской агрессии, обрекли себя на рабство, а весь мир – на войну, так и мы сегодня решаем, каким будет будущее у этого мира, потерявшего инстинкт самосохранения.
Иван Яковина, журналист
Много раз говорил - и сейчас повторю: нормальное урегулирование на Донбассе возможно только после отстранения от власти в России Владимира Путина.
То, что подписывается сейчас, - либо не будет исполняться, либо вредно для Украины.
Вероятно, есть третья точка зрения: "мы запустим процесс на невыгодных условиях, а потом возьмем его в свои руки и сделаем выгодным". Попробовать, конечно, можно. Но риск очень велик.
Денис Казанский, журналист
Что такое "план Штайнмайера"? По сути это лишь одна фраза, которая определяет порядок вступления в силу закона об особом статусе. Согласно плану, этот закон должен вступить на временной основе в день выборов в ОРДЛО, а затем будет утвержден на постоянной основе, если выборы будут признаны честными и демократичными. Подробный текст формулы опубликовал сегодня Роман Бессмертный.
Ничего другого (амнистии, порядка вывода войск, порядка передачи контроля над границей, порядка проведения выборов) в этой формуле нет и не было.
Что в этом нового? Да ничего. То, что в ОРДЛО должны пройти выборы, и то, что эти районы должны иметь особый статус, было определено еще в Минске. Да только с тех пор прошло уже 5 лет, но никакого прогресса нет, и мне не верится в то, что он будет теперь. Потому что главный спорный момент - не то, что будет после выборов. А то, как эти самые выборы вообще проводить. И как раз на этот счет формула Штайнмайера ничего не проясняет.
Чтобы дойти до реализации формулы Штайнмайера, нужно для начала добиться вывода войск и проведения демократичных и открытых выборов в ОРДЛО по украинским законам. А как это сделать? Никто пока не может дать ответ на этот вопрос.
Главная проблема, из-за которой реинтеграция Донбасса не происходит - наличие там вооруженных формирований. Зеленский сегодня подтвердил, что никаких выборов в ОРДЛО "под дулами пулеметов" не может быть. Эту позицию Украина отстаивает уже 5 лет. Россия в свою очередь войска выводить отказывается. И здесь ступор. И никакая формула Штайнмайера не в силах это изменить.
То же касается и самого порядка проведения выборов. В формуле Штайнмайера указано, что выборы должны быть проведены "в соответствии с Конституцией Украины" и "украинским законодательством", быть свободными и демократическими. Ничего больше. Следовательно, на выборы должны быть допущены украинские партии (в том числе "Правый сектор", "Нацкорпус", "Свобода") и украинские СМИ, должна быть обеспечена возможность для свободной предвыборной агитации украинских политиков, должно быть восстановлено вещание украинских телеканалов и обеспечено свободное волеизъявление для всех граждан, в том числе и тех, кто уже выехал.
Как это возможно в нынешних реалиях? Никак. Потому что если ЛДНР пойдут на все эти условия, то они перестанут быть ЛДНР. Так как им придется открыть линию разграничения для свободного проезда, отменить цензуру и карательные органы. Вы верите, что они это сделают? Вот и я не верю.
Формулу Штайнмайера утвердили. Вот только как дойти до ее реализации по-прежнему нет ни малейшего понятия. Формула Штайнмайера касается того, что будет после выборов в ОРДЛО, если они все же произойдут. Для нас же сейчас гораздо важнее то, что будет до выборов, и дойдет ли до них вообще.
Есть ряд ключевых пунктов, уступки по которым невозможны. И в случае, если будут попытки на такие уступки пойти, это можно будет расценивать, как государственную измену.
1. Изменения в Конституцию. Тут без комментариев, думаю, пояснять ничего не надо. Изменения невозможны. К счастью, пока что позиция властей именно такая. Конституцию обещают не менять.
2. Вывод войск. Этот пункт сейчас пытаются трактовать как угодно, поэтому позиция должна быть такой: разоружение и вывод всех незаконных вооруженных формирований до выборов. Да, именно "незаконных вооруженных формирований", а не "российских войск". Потому что присутствие своих военных в ОРДЛО Россия никогда не признает. А вот незаконные вооруженные формирования - понятие вполне конкретное. Это все войска, которые не предусмотрены законами Украины. И на сегодняшний день под это определение подпадают все войска так называемых "ЛДНР", потому что никаких "ЛДНР" ни в украинском законодательстве, ни в Минских соглашениях нет.
В принципе, если этот вопрос будет решен, снимется и вопрос контроля над границей. А если разоружения банд не будет, то тогда и нет смысла вообще дальше говорить о каких-то выборах.
3. Выборы только в соответствии с Конституцией и законами Украины. Следовательно - свободные, демократичные выборы, в которых смогут участвовать украинские политики и партии, на которых смогут проголосовать жители Донбасса, выехавшие из-за преследований боевиков, к освещению которых будут допущены украинские СМИ.
Перед началом предвыборной кампании (то есть, после разоружения незаконных формирований) должны быть сняты все ограничения на работу украинских СМИ в ОРДЛО, включены украинские телеканалы, обеспечена возможность украинским политикам свободно вести агитационную работу. Если же будет попытка провести какой-то междусобойчик, типа "выборов" между Пушилиным и Губаревым, ни о каком признании таких выборов не может быть и речи.
Если будут попытки слить хотя бы один из этих ключевых пунктов, следует рассматривать такую попытку как капитуляцию, и протестовать против нее всеми возможными способами.
Єгор Чечеринда, журналіст
Я точно знаю, за яких умов демократичні вибори на Донбасі можуть відбутися. Коли мої колеги Денис Казанский, Кирилл Сазонов, Sergiy Garmash разом з сотнями тисяч інших вимушених переселенців зможуть повернутися до Донецька, Луганська чи Горлівки, вернути собі вкрадені помешення та інше майно, відновити там незалежні ЗМІ та заснувати осередки партій, які діятимуть за Законом України, коли ці люди самі зможуть вільно та безперешкодно боротися за мандати в органах місцевої влади, - тоді зможемо говорити про "вибори на Донбасі". Ну і роззброєння місцевих банд та контроль кордону, звісно...
А поки - це все "казки престарілого Пу". Як би вони не називалися - "мінськими угодами" чи "формулою штайнмаєра"...
Олександр Нойнець, політтехнолог
Все дуже просто. Те, що ці пі#ори підписали (а вже є фото того, що підписав Кучма), робить головним чинником переговорів на Донбасі вибори під наглядом ОБСЄ.
По-перше, я не довіряю ОБСЄ жодної секунди і не розумію, чому довіряє хтось, хто не є росіянином.
По-друге, як людина, яка займається виборами вже досить багато років, я не розумію, до чого тут вибори. Вибори не є і ніколи не були чинником миру.
Мир у Германії наступив не після виборів, а після денацифікації. І наскільки я розумію, вибори у Рейхстаг відбулися у 1949, а не у 1945.
У підписаній формулі немає денацифікації. Немає денацифікації - це не демократія. Ми просто не зможемо забезпечити базове право громадян України обирати та бути обраними на деокупованих територіях. ВПЛ АТО не приїдуть голосувати.
Тому це не мирний план. Це імітація. Вона підходить для людей, яким тут не жити, для яких це не країна, а шахта, викопав-уїхав. Для нас не підходить.
І це фундаментальне протиріччя. І ми не зможемо домовитись. Тому що для нас головні чинники - звільнення території ТА ЇЇ ДЕНАЦИФІКАЦІЯ, а молода команда навіть не розуміє, що це таке.
Автор малюнку - Максим Паленко
Виктор Трегубов, журналист
Попытался разобраться в произошедшем. Мы согласовали формулу Штайнмайера. Допустим. Формула Штайнмайера (в редакции, опубликованной Безсмертным) предполагает, что некий закон Х будет действовать сразу после/вследствие того, что на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей пройдут внеочередные местные выборы, а ОБСЕ признает их демократическими и соответствующими украинскому законодательству.
Что из этого ясно? А пока ничего. Потому что:
- вообще никак не звучит, как пройдут эти выборы, когда они состоятся, и, самое главное, кто на этот момент будет контролировать территорию Донбасса.
- нет текста самого закона Х.
Едем дальше. На пресс-конференции Зеленский попробовал дать ответы на эти вопросы. Рассмотрим.
Зеленский заявил, что закон Х - это не действующий закон "про особливий порядок самоврядування", срок действия которого истекает к Новому году, а новый. И пообещал разработать его в тесном сотрудничестве с общественностью, чтобы зрады не было. И да, имплементировать в него эту самую формулу Штайнмаера.
Также он заявил, что конкретной даты выборов пока нет. И что они могут состояться исключительно при условии полного вывода всех войск и контроля Украины над границей. Это немного взаимоисключающе звучит. Но тут может, в чистой теории, быть вариант "войск на территории нет, а на границе ДПСУ с Мухтаром стоит", но это очень натянуто.
1. Допустим, Зеленский на пресс-конференции не врал - хотя бы не врал прямо. Что это означает?
Это означает, что его модель урегулирования - россияне выходят, ВСУ не заходит, украинские пограничники строятся на границе, ОБСЕ строится по периметру избирательных участков, там голосуют, выбирают новое руководство региона (согласно украинским законам), и если все пройдет гладко - начинает действовать КАКОЙ-ТО неизвестный закон, по которому на этих территориях будут жить. Который еще не написан, но сейчас будут писать. Под контролем общественности.
Это значит, что:
а) общественности (например, нам) нужно очень сильно пинать власть на тему "а шо там за закон, а покажите, а давайте мы вам скажем, чего там быть не должно".
б) все равно скорее всего не взлетит, потому что предполагается, что российские войска возьмут и уйдут. Не верится в такое счастье. Скорее верится в счастье "российские войска продолжат говорить, что их там нет и они народная милиция". При попытке власти им поверить и все равно провести выборы общественности рекомендуется свергнуть такую власть как предателей. Если же власть ведет себя, как державники, и не верит - мы, по сути, возвращаемся к нынешнему статус-кво.
2. Допустим, Зеленский на пресс-конференции прямо врал. Тогда общественности я бы рекомендовал сразу переходить к концовке предыдущего пункта.
Такие пироги. Извините за недостаточность зрады, отсутствие перемоги и русский язык - мне сложно писать по-украински и по-английски, когда хочется устало материться.
Марина Данілюк-Ярмолаєва, журналіст
Погоджуючись на чужі формули і сценарії, Зеленський і Ко забувають, що частка серед 73%, які хочуть великої БДСМноі любові із РФ не така і велика. Хтось Петра карав. Хтось тарифами був невдоволений. Комусь податкова хрінь муляла. Хтось уперше селфі з луком на дільниці запиляв...
Ігри, де зважають на інтереси Росії, міжнародних партнерів, але смачно кладуть рожевого пітона на народ — не дуже сприятиме для температури всередині для самого президента.
По факту, треба повторити 14 жовтня нову Ходу гідності, щоби небожителі не йшли шляхом Ікара самовпевненого.
Що іще. Хто там президента упевнює, що у нього 70% на окупованих територіях — або ідіот, або свідомий диверсант. Там 70% може бути лише в автомата Калашникова чи Юри Шатунова. Чи в гіпсового опудала Захарченка.
Ну а формули. Головне не розслабляться. Бо якшошо що, ОРДЛО спонсоруватиме не Макрон з Крузом, а кожен зі своєї кишені. Навіть той, хто внєполітікі і попиває кунжутне смузі на самокаті.
Врешті у нас не бракувало відваги ані в 2013, ані в часи великих боїв — хіба ж так легко Лізочкам і Тищенкам варто свою долю давати вирішувати.
Пушилін з Пасечніком он уже на правах лідерів ЛДНР качають нові права у Зеленського.
«любые изменения закона об особом статусе должны быть согласованы с нами. В противном случае мы будем считать их прямым и грубым нарушением Минских соглашений, и они для нас будут юридически ничтожны», — кажуть князьки.
Своїми обіцянками виборів Зеленський фактично легітимізує оцих двох персонажів, із бабуінів — в людей із правом голосу. Раніше це були якісь Error 404, нині ж ми маємо блять почуть голос Донбасу... Бо їм пообіцяли вибори.
Мені особисто не подобається, що оці дві маріонетки витягають два своїх рожевих пітона і фактично сміються: «заставили киевскую хунту считаться с собой и на тую их вертели»... Ну і якось я не впевнена, що хочу жити в країні, де є шанс, що усі плазуватимуть перед особливим Донбасом.
Старі і обридлі політики Порошенко і Юля на тлі знервованого Зеленського виглядали зранку ну напрочуд гуд. Особливо сподобався спіч Тимошенко про сценарій погірше за Придністров’я. Де 5,5 мільйонів бюлетенів донбасян можуть визначати наш курс і наші пріорітети. В догоду РФ. Повіяло Юлею зразка 2008 року. Той момент, коли досвід не проп’єш, а хайп це якийсь одноразовий висер, не підкріплений фактами і відповідальністю.
Ще окремо мені цікаво, що мажоритарники СН із Буковини чи Хмельниччини розкажуть виборцям про можливість особливого статусу окремого регіону, видушеного в України військовим вторгненням сусіда, обстрілами і купою трун в села, які раніше не знали, де чергове Октябрське чи Первомайське. От просто дуже цікаво.
І ще цікаво, який відсоток людей в країні згодний платити за особливий статус Донбасу, за його небажання йти в ногу з іншими областями і відкривати нове вікно можливостей, крім стабільного совка і регулярного політичного підсосу у РФ щонайменше з 2005.
Сергей Фурса, инвест-банкир
Штайнмайер по-зеленски. Капитуляция или нет? А черт его знает.
Дьявол ведь как всегда в деталях. Ключевое, что было сказано - выборы должны пройти по Конституции Украины. И вопрос что под этим понимают обе стороны. И что под этим понимает президент Украины.
Проукраинская позиция - выборы могут состоятся только когда граница будет под контролем Украины, в Донецке и других городах будет работать украинская полиция, в выборах будут принимать участие только украинские партии, а информационное пространство вернутся украинские телеканалы. Если это все будет, то можно считать, что выборы проходят по Конституции Украины.
Т. е. первый вариант - это наша старая линия защиты, сначала безопасность, потом политическая часть. Понятно, что даже в таких условиях на выборах победят не друзья Украины, не проукраинские партии. Но фишка в том, что Россия никогда на такое не соглашалась и вряд ли согласится. Россия не отдаст границу и силовую власть до выборов. А значит это просто замораживает конфликт и по идее должно сохранять санкции. По идее.
Это замороженный конфликт. И это лучшее что может получить Украина в текущих условиях. И тогда оправдана расплывчатая формулировака про выборы "по Конституции". Дает возможность разной трактовки и сейчас, чтобы все подписали, и потом, чтобы не выполнять.
Позиция, которую будет навязывать другая сторона - развод войск и сразу выборы, под мониторингом ОБСЕ. Это то, что принято считать капитуляцией. И это капитуляция и есть. В таком случае мы навеки получим в Украине пророссийскую раковую опухоль, а Путин получит то, что он и хотел изначально. Влияние на всю Украину. Это та капитуляция, которая делает смерть тысячи патриотов напрасной. Но это «мир любой ценой».
Есть ли вероятность второго сценария? Увы, есть. Сюда прекрасно укладывается и перезагрузка ЦВК, и обещания того самого мира любой ценой.
И сейчас мы просто не знаем, какой сценарий выбирает украинский президент. Увы. Мы не понимаем его ценности и не знаем, готов ли он пойти на капитуляцию. А обмен пленными показал, что президент может жертвовать стратегическими интересами ради сиюминутных пиар побед.
Почему люди склонны верить во второй вариант? Потому что видят, что президент является заложником своего обещания быстрого мира. А быстрый мир возможен только на условиях Путина. Быстрый мир - это капитуляция. Но зато с помощью быстро мира можно еще пару плюшек получить. Например - скидку на газ на 25 процентов. Популизм он такой - требует быстрых и простых решений, за которые платят будущим. И тогда и мир быстрый, и тарифы ниже. А потом и деньги можно взять у Путина, а значит падает зависимость от МВФ, и можно делать приятное не только избирателям, но и Коломойскому.
В итоге - потенциальные риски и никаких плюсов. Стратегически позиция Украины ухудшилась. Мы могли не делать этого, но приняли правила игры от России. Минские соглашения были логичны - в результате удалось остановить военную катастрофу (да и кто помнит курс гривны во время Дебальцево, что греха таить - и экономическую) и опутать Россию санкциями. Поэтому они были оправданы. И подписывались действительно чтобы не быть выполнены. Сейчас такой логики просто нет. Мы ухудшаем стратегическую позицию в той ситуации, когда преимущество на нашей стороне. Россия под санкциями, украинская экономика растет, риски широкомасштабных столкновений минимальны. России теперь нужно ускорять процесс, России нужно избавляться от санкций. Но не Украине избавлять от них Россию.
Ключевой вопрос - зачем мы это сделали. Как мы видим, подписание этой формулы, даже в дивной форме совместных писем, ничего Украине не дает. Никаких плюсов. Но создает риски. И непонимание мотивов украинского президента - главная проблема. Которая и создает основные опасения. Опасения, что за быстрый мир Зеленский готов заплатить капитуляцией. Потому что такой сценарий логичен. А вот логики подписывать формулу и ухудшать свои стратегические позиции просто нет. Разве что наивно предполагать, что можно обмануть Путина и он теперь прекратит стрелять. Не прекратит, если поймет, что это была не полная капитуляция.
Но проблема и в том, что логики может и не быть. Ведь логика идет рука об руку с компетентностью. А офис президента тотально не компетентен. Особенно в вопросах внешней политики.
Юрий Романенко, политолог
Мне в комментах говорят, что мол помогите Зеленскому. Так мы ему положили план действий еще два месяца назад. Данилюку я и Андрусив лично в руки отдали несколько десятков страниц наработок и объяснили логику двух сценариев по Донбассу. Оно им на хер не нужно оказалось. Ни один из базовых тезисов не прозвучал.
Зеленский продолжает позорную логику Порошенко, доводит до конца позорный Минск-2. Я с ним не был согласен в 2015 году, говорил это лично Ложкину на встречах в 2015-2016 году в АП. Потому я имею право говорить так, как считаю нужным. Меня вообще утомило это патриотическо волонтерство, пока вся эта патриотическая быкота сначала в 2014-2019 косило бабло на патриотизме расставляя на тендеры свои фирмы, фирмочки, пока мы за свое бабло сидели и придумывали стратегии. На фиг никому эти стратегии не нужны. Порешать, пососать из бюджета, решить проблемы. Зеленский сейчас продолжает в том же ключе. Если он не понимает это, то это только подчеркивает его организационную неспособность выстроить адаптивную вертикаль.
Но если команда Зеленского решила, что они невъ@бно умные, то могу сказать, что пока они демонстрируют потрясающе похожую с Порошенко слепоту и глухоту. Поэтому не нужно обижаться, что по ним начинают заряжать по полной. Нужно было не п@здеть про любовь к референдумам и голосу народа. Выносите, на референдум этот важный вопрос и тогда у вас будет легитимность предъявлять и Западу, и внутри Украины. И объясняйте каждый день, что вы реально хотите сделать. Пока что мы видим невнятное мычание в духе "вы поверьте нам на слово, мы знаем, что делаем". А вот х@й поверим. 28 лет нас научили скептично смотреть на действия власти. И этот скепсис всегда был оправдан.
А если на референдуме народ поддержит формулу Штайнмайера и Минск-2? Тогда все будет честно - народ, что выстрелил себе в голову будет естественной добычей народов, которые думают головой, а не задним местом. По крайней мере, это будет выбор сделанный людьми, а не за них. И тогда можно будет с чистой душой с ними попрощаться и спокойно переезжать жить в Польшу и другие более рациональные страны.
Однако, референдум - это реальный инструмент для тех, кто понимает последствия, убедить народ в опасности превращения Украины в Боснию. Аргумент прост - если вы хотите, чтобы вся Украина страна как ОРДЛО, то это Минск-2.
Вадим Фульмахт, блогер
1. Если речь идет об имитации мирного процесса - тогда всё, как обычно, и гора родит мышь.
2. Да, ситуация безвыходная, однако из этого не следует, что лучше любой выход. Нет, не любой. Иногда лучше жевать.
3. Ключевой момент, о котором, по-моему, очень редко говорят - неправильно ставить вопрос таким образом: "что нам дороже, гордость и война или мир с оккупантами ценой какого-то компромисса".
В этой дискуссии нет смысла, никакого мира мы не получим, т.к. у противника нет задачи добиться мира с нами, его задача - добиться коллапса Украины и разрыва ее на части, потому что у них нет другого способа легально закрыть проблему Крыма. Все, чего можно добиться - это сместить баланс в сторону РФ и развязать им руки, не более того. Какой мир? Не смешите.
Еще раз: вся эта хрень не закончит войну, а определенную цену все равно заплатить придется.
Сергей Бережной, журналист
Выборы после вывода российских войск. Выборы после возвращения Украине контроля над границей. Выборы по законам Украины, на основании закона о временном особом положении для деоккупированных территорий, который будет принят Радой. Никаких выборов под дулами автоматов быть не может. Все упомянутые выборы - местные, не парламентские.
И все это с нашей стороны медийной реальности. С той стороны медийной реальности будет просто и уверенно заявлено, что Зеленский сдал украинские национальные интересы Путину. И многие здесь это с вожделением подхватят и будут повторять, повторять, повторять, повторять, пока даже до самой главной Одной Бабы Сказалы не дойдет, что - см. выше.
Но хуже всего не это. Хуже всего то, что из этой фейковой реальности будут исходить не только медийные болванчики, но сам Кремль. Вы верите, что они действительно способы дать задний ход? Сириосли? Вот и проверим.
Сергей Наумович, блогер
Президент заявил, что "...за умови, що там відбудуться вибори згідно з Конституцією України і після публікації звіту ОБСЄ, що вибори відбулися за міжнародними стандартами. Ніяких виборів під дулом автоматів не буде!"
Противоречие. "Вибори згідно з Конституцією України" — это означает, что на территоии ОРДЛО будут находиться наши кадровые военные, например, на военных базах; наши полицейские в райотделах; наши патрульные полицейские на улицах и в том числе в непосредственной близости к избирательным участкам; наши спецназовцы в зданиях СБУ; наши пограничники целиком и полностью контролируют границу и т.д. Никакой зависимости выборов на нашей территории от ОБСЕ в Конституции нет. Кроме того, в Конституции не предусмотрена передача функции государственного управления, функции ЦВК на междуранодные организации, которые должны что-то там подтвердить тому ЦВК, который находится в Киеве.
"Ніяких виборів під дулом автоматів не буде!" — откуда члены ОБСЕ будут знать, что во всех подвалах, на всех промзонах нет ни одного "полчеченца ДЛНР"? Откуда Зеленский знает, что членов ОБСЕ никто на территории ОРДЛО не обманет, не будет "водить за нос", а бандформирования пророссийских террористов не будут координировано делать перебазирование с одного места — на другое?
В общем, вопросов много. Мне на этот момент достоверно известно лишь два факта: (1) на 100% хороших решений в вопросе ОРДЛО у такой бедной, разворованной страны, как наша, быть не может и (2) сеять панику в данной ситуации на эту секунду — это однозначно и в любом случае зло.
Читаю некоторых ЛОМов и сразу ностальгия за нашими сокрушительными победами. Такое ощущение, что если бы президентом переизбрали ПАП, то сейчас бы произошёл блицкриг, мы бы смяли все группировки российских войск и красиво, под “Марш українських націоналістів” дошли бы до наших границ, до Изварино и даже до Фороса, а наши танки бы намотали на свои гусеницы кишки наших врагов. Вот были времена. Не то, что щас.
Просто напомню:
2015 год — «Альтернативи “Мінську” немає!»
2016 год — «Альтернативи “Мінську” немає!»
2017 год — «Альтернативи “Мінську” немає!»
2018 год — «Альтернативи “Мінську” немає!»
И теперь 2019 год — «Імплиментація “Мінську” — це зрада!»
Тут видно, что ПАП понимал, что с одной стороны решать вопрос Донбасса необходимо, так как без этого в страну не пойдут инвестиции, кредитный рейтинг будет продолжать падать, а в Давосе нам будут крутить пальцами у виска, и, как настоящий политик, он красиво откладывал самую грязную работу либо на потом, себе на «после выборов», либо «наступнику», так как в такой бедной стране, как Украина, любое невоенное решение проблемы Донбасса — это позор и зрада, а военное в ближайшие 20 лет — поражение. «Наступник» решил сразу попытаться решить проблему войны с позором и зрадой и с надеждой на то что через пять лет об этом все забудут. Примерно такой расклад, друзья. Все решения — плохие, для того оккупация и нужна, чтобы мы друг другу грызли глотки и мне жаль тех, кто это искренне не понимает.
Дмитрий Литвин, блогер
1) Что происходит? Зеленский пытается получить встречу в Нормандском формате на уровне глав государств. Зеленский считает, что такая встреча может дать Украине некий шанс. Предварительным условием Москвы для этой встречи была фиксация на бумаге того, что называют формулой Штайнмайера. В Москве утверждают, что Украина несколько лет назад на "формулу" согласилась, а потом типа стала отрицать, что согласилась. Позиции Парижа и Берлина по этому конкретному поводу не заявлялись. Возможно, это была просто поза такая у путинцев – в своей логике, в Москве демонстрировали принципиальность. Типа это не они блокировали процесс, а Украина что-то не выполняла. Сегодня "формулу" зафиксировали. Причём сделали это остроумно – вроде бы она и есть в письменном виде, но так, что прямых юридических обязательств для Украины это не создаёт. Какие-то письма, кому-то переданы… Нужно помнить, что Москва требовала подпись Украины под общим документом в том числе с представителями "ДНР" и ЛНР"; этого нет, что уже неплохо. Теперь, похоже, встреча на уровне глав государств возможна.
2) Почему это происходит? Так случилось, что война на Донбассе зашита в рамку Минских соглашений. Это может не нравиться, это можно отрицать, это можно критиковать, но факт есть факт – кроме Минских соглашений, нет ни одного рамочного документа, который описывал бы возможность окончания этой войны. Минские соглашения никогда не ратифицировались украинским парламентом, как это обязательно для международных договоров Украины, но "Минск" утверждён Совбезом ООН и вообще вписан в тело документов ООН и европейских организаций. Плюс, именно к "Минску" привязан главный объём санкций против России. После того, как "Минск" был подписан и признан всеми, невозможно вести разговор о прекращении этой войны без учёта политических пунктов "Минска", и любой кто говорит, что от "Минска" можно просто отказаться, – мрачный лжец. В "Минске" есть политическая часть, а именно: безусловная амнистия для участников войны, особый порядок самоуправления для ОРДЛО, включающий "народную милицию" и особые культурные/языковые права, ну и местные выборы. Поэтому сейчас и обсуждаются эти вещи – амнистия, особый порядок самоуправления и выборы.
3) Что важно помнить? Что бы ни обсуждалось здесь в Киеве или где-то в Нормандском формате, фронт никуда не исчезает. Пока не прекратились ежедневные обстрелы, не отведены войска от линии фронта, как об этом договорились ещё в 2014-2015 годах, не освобождены заложники. Все эти разговоры о выполнении политических пунктов "Минска" – амнистия, самоуправление, выборы – чисто гипотетические. Пока боевики не позволяют даже нормально ремонтировать несчастный мост под Станицей Луганской. Даже это! И если нет даже этого, то разве не глупо – поддаваться истерике из-за всего остального, ещё и чисто гипотетического? Глупо. Кроме того, Зеленский уже тысячу раз сказал, что не может быть реализации политических пунктов без пунктов по безопасности и без освобождения заложников. Это один в один совпадает с позицией, которая была при Порошенко.
4) Что дальше? Нужно оценивать факты по мере их поступления. Возможно, будет встреча с Путиным. Возможно, будет согласовано разведение сил не только в нескольких местах. Возможно, из ОРДЛО вернут заложников. Пока, кстати, боевики даже не подтверждают, что удерживают всех тех, о ком УЖЕ знает украинская сторона, так что это отдельный большой процесс. Это всё небыстрое дело, и на каждом этапе могут быть свои проблемы, выгоды и опасности. Их все нужно будет внимательно разбирать. Уже была истерика и попытка срыва, когда Зеленский решил ремонтировать мост под Станицей Луганской. Что-то случилось плохое? Нет. Уже была истерика и попытка срыва, когда Зеленский решил отдать Цемаха, чтобы получить Сенцова, Бекирова, моряков и остальных. Что-то случилось плохое? Нет. Истерика и страх, как и политическая подлость, – это очень плохие союзники. Зеленский хочет пройти по "Минску" так далеко, как это возможно. Пока он не прошёл даже первый пункт, а у нас уже несколько сотен перебдевших на Майдане. Сохраняйте трезвость мышления.
Давайте вспомним тот день в 2016 году, когда после встречи в Нормандском формате в украинской политической жизни укоренилась формула Штайнмайера, против которой сейчас так протестуют некоторые граждане. Президент Порошенко после переговоров вышел к журналистам и рассказал о ключевых вещах, которые обсуждались. А там было и про выборы, и про контроль над границей, и про полицейский контроль в ОРДЛО. Вот я не поленился и пересмотрел видео заявления Порошенко. Почему это важно и почему это нельзя игнорировать? Потому что это то самое содержание, которое уже согласовано в нормандском формате и которое будет очень трудно пересмотреть, если вообще возможно. Согласие украинской стороны на это содержание уже получено, и в цепочке переговоров это – пока последнее звено, за которое можно зацепиться, чтобы пойти дальше.
Коротко о контексте тех переговоров. Понятно, что Путина интересовала прежде всего политическая часть "Минска" – про выборы и особый статус. Понятно, что Порошенко интересовала прежде всего часть по безопасности – прекращение огня, разведение войск и доступ ОБСЕ ко всей оккупированной территории. Договорились примерно посередине – Путин получил ответ по теме выборов и особого статуса, Порошенко получил обещания по прекращению огня и по разведению войск в Золотом и Петровском, а дальше ещё в четырёх точках на фронте. Сверхзадачей Порошенко на переговорах было запихнуть Путина в так называемую дорожную карту по выполнению "Минска" – чтобы типа Москва завязалась на весь комплекс документов по урегулированию, а это в том числе карта с линией разграничения, по которой Дебальцево должно находиться под контролем Украины, а не боевиков, как сейчас, и другие неприятные для Путина вещи. Но! Чтобы реализовать свою сверхзадачу по дорожной карте, Порошенко, как можно понять с его слов, согласился с принципиальными политическими обстоятельствами для проведения выборов. Это важно! И это то, что искрит сейчас. Смотрим цитату:
"Чітко наголошено, що всі складові безпекових питань Мінських угод, є складовою частиною дорожної карти і плану імплементації. Мається на увазі і виведення іноземних військ і безперешкодний доступ спеціальної моніторингової місії ОБСЄ до всієї окупованої території. Мова йдеться і до лінії зіткнення і до місць відведення техніки і щодо неконтрольованої ділянки українсько-російського кордону. Домовились також про те, що ніхто не буде перешкоджати діяльності ОБСЄ. І для забезпечення підготовки до майбутніх місцевих виборів, коли безпекові умови дадуть нам можливість проводити ці вибори, ми зараз спробуємо запровадити озброєну, ми її називаємо, поліцейську місію ОБСЄ, яка буде забезпечувати безпеку як підчас виборчого процесу, так і на перехідний період. Можу окремо наголосити, що російська сторона також підтримала необхідність запровадження озброєної поліцейської місії ОБСЄ. Були окремо обговорені питання підготовки до виборів. І домовилися зараз продовжити на рівні експертів, на рівні робочих груп з підготовки концепції виборчого законодавства, імплементації так званої формули Штайнмаєра, куди ми бачимо позиції, які мають бути складовими при визнанні виборів такими, що відбулися, є вільним воєвиявленням громадян. Наша позиція полягає в тому, що всі іноземні збройні підрозділи мають бути виведені безумовно до проведення виборів, що є необхідною умовою для проведення виборчого процесу. І ми сподіваємося, що доступ до кордону ОБСЄ включно з встановленням постів також буде сприяти підвищенню рівня безпеки".
Давайте разберём на чёткие пункты то, что осталось после встречи предыдущего президента в Нормандском формате и с чем придётся работать нынешнему президенту:
1) Самый болезненный вопрос – граница на момент выборов – НЕ под контролем Украины, но с доступом ОБСЕ и постоянными пунктами наблюдения.
2) Если полицейская миссия ОБСЕ должна обеспечивать безопасность во время выборов, то это означает, что выборы планировались ДО полной деоккупации, иначе там была бы украинская полиция, а не какая-то миссия ОБСЕ.
3) Таки договорились об имплементации этой несчастной "формулы", но смогли отсрочить это передачей на проработку на уровень экспертов и рабочих групп.
4) Составляющими "формулы" должны быть условия признания выборов состоявшимися.
5) Базовый вопрос – об оккупационных войсках. В 2016 году сошлись на том, что иностранные войска должны быть выведены. Но это не означает, что должны быть выведены за границу ВСЕ вооружённые формирования, которые в ОРДЛО есть по факту. Потому что боевики это НЕ российская армия, хотя управляются и снабжаются они из России. Плюс, договорились о мониторинге ОБСЕ в пунктах отвода техники. А это означает, что техника остаётся в ОРДЛО, хотя и удаляется с фронта.
Это всё ОЧЕНЬ плохие условия для продолжения переговоров. ОЧЕНЬ. И их будет трудно пересмотреть. Но стоит попытаться.
Так что если кому и хочется протестовать, первым пунктом для протестов должна быть всё-таки улица Лаврская в Киеве – там офис партии человека, который всё это нынешнее скандальное политическое содержание привёз в Украину со встречи в Нормандском формате.
Михаил Подоляк, политтехнолог
Чего сегодня нам остро не хватает? Ну, разумеется, кроме пары/тройки десятков обстоятельных и юридически безукоризненных процессов над некоторыми одиозными бывшими? Нам остро не хватает разговоров. Профессионального объяснения своих действий. Ответов на сложные вопросы. Оперативных разъяснений шагов. Обширной и доверительной коммуникации...
... Постановочные pr-картинки (которых особенно много было во время избирательной кампании и в первых месяцы после) - это отлично, красиво, современно, креативно). Если в меру... Постановочные клипы (с хорошо прописанными сценарием и мощным закадровым голосом) - чудесно. Если не раздражает... Изысканные фотографии «сна в аэропортах славной Лазурки» - просто блестяще. Но только для первых нескольких дней. Потом все это начинает напрягать. Наше истерзанное, многократно обманутое и растерянное общество все еще имеет много не проговоренных должным образом тем... И сейчас, когда команда банально доделывает работу «хитрых» предшественников по Донбассу - где, кстати, не так и много есть вариантов решений, учитывая все наговорённое и обещанное евро/посредникам Петром Алексеевичем - это особенно остро чувствуется... Их отвратительная коммуникация (тупо молчим по всем направлениям) очень быстро отравляет общество. Не получая настоящих ответов, оно (общество) начинает самостоятельно заполнять информационный вакуум. Плодить самые невероятные слухи, страшилки. И, конечно же, искренне пугать самих себя. Вкладывать в Зеленского, Штайнмайера, Минские несуществующие смыслы...
... Параллельно с этим на первые роли коммуникаторов выходят... те самые «вчерашние обиженные». Изгои. Проклятые и отверженные)... Потому что они в теме. Им нечего терять. Они чрезвычайно агрессивны. И они готовы опять перевирать все смыслы, выдавая собственные фантазии и иллюзии за реальность. Они уже беспредельно штурмуют общественное мнение и пугают/пугают/пугают. Классика жанра). Капитуляция, предательство, призрак Штайнмайера бродит по Украине и собирается втянуть нас в «русскую повестку». Нелепо? Да. Но на фоне упорных молчунов и вчерашний рак идеально свистит... Плохо то, что общество, не получая пусть тяжелых, но объективных ответов, начинает паниковать. И верить эксам. А кое/кто готов опять брать булыжник в руку и возвращаться в эпоху майданных палаток...
... Судя по всему, сегодня мы начинаем «заход» на очередной разрушительный круг. Потому что если команде Зеленского так и не удасться доказать самим себе важность правильных и активных коммуникаций, то паника будет нарастать. И в какой/то момент любые их слова общество начнёт откровенно игнорировать. Сочтя новую команду... трусливой, молчаливой, непонимающей того, что происходит и откровенно недееспособной). Так что, самое время выходить из мэмасного общения в узком кругу... Хотя зачем? Молча ведь намного уютнее смотреть за «вызреванием» очередной уличной RE...
Ольга Решетилова, журналіст
Ясно одне: ми підійшли впритул до нових викликів, до яких ніхто з нас не готовий.
Чи спроможні владні інституції забезпечити хоча б ілюзію виборів на окупованих територіях? Ні.
Чи готова армія і спецслужби (хоча б психологічно) нести службу на звільнених (інтегрованих, приєднаних - хз, як це назвати) територіях? Ні.
Чи готова система правосуддя розслідувати і дати оцінку діяльності кожного громадянина, який залишався весь час на окупованій території? Чи визначили ми законодавчо, хто такі колаборанти? Чи знаємо ми, що з ними робити? Ні.
Чи провели ми суспільний діалог щодо того, яка міра відповідальності з нашої точки зору прийнятна для тих, хто брав участь в управлінні так званими республіками? Це має бути кримінальна чи політична відповідальність? Ми не знаємо.
Чи готовий український уряд, а найголовніше - український бюджет на відновлення Донбасу? Боюсь, що ні. Чи знаємо ми, як це позначиться на українській економіці? Хз.
Чи готові неурядові організації до того бездонного ящика проблем, який відкриється разом з лінією розмежування? Чи підготовлені вже польові і гуманітарні місії, чи є план, на що звертати увагу найперше? Ні.
З 2015 року, з підписання другого Мінську, ми знали, що рано чи пізно процес реінтеграції почнеться. Ми могли пручатися, могли робити вигляд, що не розуміємо, або що виконуємо, а не виконувати, але нас планомірно, крок за кроком міжнародна спільнота готувала до того, що нам доведеться проковтнути створену Кремлем для нас пігулку, що неминуче викличе затримку в розвитку і певні форми залежності.
Весь цей час ми займалися чим завгодно, тільки не підготовкою до цього моменту. Хоча кожен відповідальний громадянин вже зараз на своєму місці мав би розуміти, що він з усім цим пластом проблем буде робити.
І от тепер, коли часу до цього моменту, судячи з усього, лишається все менше, пропоную кожному з нас подумати: що буду робити саме я, щоб зменшити рівень турбулентності від "повернення" Донбасу і максимально знизити негативний ефект, запланований Росією.
Бо навіть з цим гємором країна в нас залишається, і нам треба втримати її на плаву.