Бізнес
Економіка
Инвестиции в будущее. Зачем украинский бизнес тратит миллионы на программы КСО
В Украине зарождается мода на корпоративную социальную ответственность (КСО).
И хотя в глобальном рейтинге 100 Best Corporate Citizens, который ежегодно составляет независимая Ассоциация 3BL, нет ни одной отечественной компании, не исключено, что вскоре международные эксперты обратят внимание и на Украину. Ведь из года в год реализуемые крупным бизнесом проекты становятся все более значимыми.
Деньги на ветер
На первый взгляд вложения бизнеса в социальные программы являются чистой воды благотворительностью. Именно такое к ним отношение и сдерживает развитие этого направления в нашей стране – все же бизнес сосредоточен прежде всего на получении прибыли, что в классической экономической теории напрямую связано с минимизацией издержек.
Однако все больше компаний начинают понимать, что выделяемые на КСО-проекты бюджеты правильнее называть инвестициями. И хотя подсчитать экономический эффект от такого рода инвестиций непросто, для все большего числа компаний становятся очевидными выгоды от вложений в «социалку».
Жить в комфорте
Одним из драйверов развития корпоративной социальной ответственности в нашей стране является дефицит квалифицированных кадров. Который существенно обострился в последние годы из-за усилившихся миграционных процессов. Кадровики признают, что в первую очередь выезжающих на заработки профессионалов интересуют деньги. Однако значение этого критерия постоянно снижается. По данным опроса, проведенного порталом hh.ua в октябре нынешнего года, только 29% украинцев хотят работать за границей, чтобы получить больший оклад. Год назад таких было 37%.
При этом 40% опрошенных признались, что рассматривают заграничный труд как способ со временем остаться жить за рубежом. При этом больше остальных привлекают наших людей три страны: США, Канада и Германия.
Отчасти это объясняется уровнем жизни в указанных государствах. Который в свою очередь состоит из массы мелких критериев, часть из которых весьма затруднительно оценить в количественных показателях. Например, развитость инфраструктуры (качество дорог, транспорта, близость школ и больниц), а также ухоженность территорий. Люди склонны делать выводы о том, насколько комфортен тот или иной город или даже район лишь по его внешнему виду.
Понимают это и украинские компании. Которые активно инвестируют в благоустройство территорий, где они присутствуют.
К примеру, «Метинвест» реализует ряд программ в Мариуполле: «Умный город», «Мариуполь: Стратегия 2021», «Новый муниципалитет», «Новая культурная платформа», Стратегия развития спорта, инфраструктурные проекты, «Уютные дворы».
А агрогигант «Кернел» финансирует проекты по улучшению уровня образования, медицины, культуры, спорта, а также поддерживает должный уровень инфраструктуры на селе – финансирует ремонт сельских дорог, водопроводов, уличного освещения. Похожие программы есть и у «Астарта».
И это отнюдь не благотворительность. Компании понимают: чтобы удержать сотрудников, они должны инвестировать в среду. Создавать для них комфортные условия не только в стенах предприятия, но и за их пределами.
Парки и скверы
Впрочем, вложения в ровные подъездные дороги и ухоженные газоны не всегда преследуют кадровые цели. Для многих компаний они являются составляющей имиджа и позиционирования, демонстрацией ценностей.
«Для нашей компании инвестирование в социальные проекты на украинском рынке – это стремление поделиться корпоративными ценностями. Нам не все равно! Поэтому мы развиваем программу озеленения территорий вокруг АЗК, используем системы дневного освещения Solatube, устанавливаем самые передовые и дорогостоящие автоматизированные системы, контролирующие топливное оборудование, предлагаем в Buta-cafe расширенный ассортимент органических, натуральных продуктов. Также у нас есть ряд проектов вне инфраструктуры наших объектов – мы финансируем строительство и реконструкцию городских скверов и парков, поддерживаем экологические инициативы», – говорит Яна Лестева, руководитель направления PR и коммуникаций SOCAR.
Действительно, в портфолио азербайджанской компании финансирование строительства парка Гейдара Алиева в Киеве, реконструкция парка «Дружбы» в Ирпене, участие в благоустройстве сквера им. Муслима Магомаева в Киеве. В компании также сообщили, что в настоящий момент готовятся к реконструкции площади перед оперным театром во Львове, что, несомненно, повысит туристическую и эргономическую привлекательность города.
Следят за внешним видом вблизи от точек продаж, правда, далеко не все заправщики. А обилие нелегальных АЗС может создать обратное впечатление у простых потребителей. Однако занесенная на наш рынок иностранными инвесторами мода на современные ухоженные комплексы уже стала отраслевым стандартом. В крупных украинских городах сейчас трудно встретить АЗС старого советского образца.
Образование
Еще одной точкой приложения социальных инвестиций бизнеса являются образовательные программы. Так, лидер украинского айти-сектора EPAM по собственным оценкам тратит «миллионы долларов» на такие проекты. К примеру, усилиями компании был запущен специальный магистерский курс на базе НаУКМА. Его готовили с прицелом на современные требования работодателей.
И это далеко не единственный пример. Многие украинские компании, разочарованные в качестве подготовленных государственными ВУЗами специалистов вынуждены инвестировать в создание отдельных обучающих программ и курсов. Для многих это направление стало одним из ключевых конкурентных преимуществ. В то время как соперники вынуждены искать специалистов на открытом рынке, зачастую переплачивая, они имеют прямой доступ к недорогим и качественным кадровым ресурсам. К тому же, прямо участвуя в образовательных программах могут заранее проводить отбор наиболее перспективных сотрудников.
Свой обучающий центр на колесах есть и у Socar. Правда, проект Robobus преследует совершенно иные цели: его задача – познакомить воспитанников детских домов и школ-интернатов с современными технологиями. Ведь совершенно обыденные для нас мобильные телефоны и планшеты, для детей, лишенных родительской опеки, – непривычны, удивительны, а это, согласитесь, сужает возможности их адаптации за пределами воспитательного учреждения.
Только начало
И все же пока проекты КСО в Украине не стали настолько масштабными, как в развитых европейских странах. И причина тому, говорят в Socar, заключается в становлении украинского рынка: высокий уровень тенизации экономики сдерживает социальные стремления бизнеса.
Несмотря на это, за несколько последних лет в Украине сформировался пул компаний, которые собственным примером демонстрируют, что значит быть социально ответственным бизнесом. И сейчас для многих украинцев такое ответственное поведение бизнеса – важный аргумент, когда они выбирают, чьей продукцией или услугам пользоваться и каким компаниям доверять. Хочется верить, что число компаний, которые стремятся подчеркнуть общность ценностей с потребителями, будет расти. А взаимовыгодный симбиоз сделает окружающий мир вокруг нас лучше.
«Как представитель международного холдинга, SOCAR заинтересован в том, чтобы вести деятельность прозрачно, открыто, строго в рамках законодательства. Компания пришла в Украину надолго, мы видим рынок в перспективе, понимаем, при каких условиях бизнесу будет проще, надежнее. Получить прибыль и испариться – не наша история. Поэтому мы не ждем, пока проблема решится сама собой. Предлагаем решения, задаем направление, ведем активный диалог с госорганами. Иногда тот факт, что мы принципиально отказываемся участвовать в мутных, коррупционных схемах, приводит к замедлению процессов развития бизнеса. Например, мы отказываемся от покупки выгодных участков под строительство новых автозаправок. Либо долго, очень долго собираем все разрешительные документы, которые требует закон. Но это наша позиция. По-другому мы не работаем», – говорит Михаил Третьяков, директор юридического департамента SOCAR.
Однако в компании уверены, что Украине не удастся избежать глобального тренда и КСО-проекты вскоре станут частью каждого украинского предприятия. К этому их будет толкать конкуренция и общемировые тенденции. Особенно в части инвестиций в благоустройство территорий и озеленение.
Оценка материала:
Инвестиции в будущее. Зачем украинский бизнес тратит миллионы на программы КСО25.11.2019