<
НОВИНИ ДНЯ: Тихий співагресор Росії: чотири основні сценарії загроз з боку Лукашенка та Білорусі  Куди зник Путін: майор ЗСУ здивував прогнозом  США готують санкції проти китайських банків за допомогу Росії у війні, - WSJ  Кремль посилив атаки на Харків: аналітики назвали мету Росії  Печиво з шоколадною крихтою: дуже простий рецепт  Виплати у Польщі: що треба знати про допомогу на дітей 2024 року  У Пентагоні заявили, що постійно контактують з Україною щодо потреб в озброєннівсі новини дня
Бізнес
Економіка
15.02.2008 23357

Расти большой. Зачем Украина западному ритейлу

Киев занял 10 место в International Retailers Survey — рейтинге наиболее привлекательных городов для выхода международного ритейла в 2008-2012 годах.

Надежда ГОНЧАРУК, Контракты

Киев в десятке лидеров не случайно. Украинский рынок с точки зрения иностранцев весьма привлекателен: в 2007-м розничный товарооборот только организованной торговли достиг EUR23,6 млрд — почти на 30% больше показателей 2006 года. Причем лидером по объемам остается столица — EUR4,7 млрд, на втором месте — Днепропетровская и Донецкая области (EUR2,1 млрд у каждой).

Многие иностранные ритейлеры уже работают в Украине. В 2007 году в центре Киева открылся бутик известной испанской одежной сети Zara, годовой оборот которой достигает EUR5 млрд. Владелец бренда, компания Inditex, планирует вывести на рынок Украины большую часть своих марок, открыв около сотни магазинов в столице и городах-миллионниках, инвестировав в каждый более EUR1 млн.

Также в прошлом году на площади торгового центра KOMOD пришел английский Mark & Spencer. Оборот более 700 магазинов M&S в 30 странах — около $15 млрд. Стивен Шарп, директор по маркетингу и развитию M&S, заявил, что британская сеть планирует за три года открыть в Украине 13 магазинов одежды в городах-миллионниках. Правда, пока у нас британский магазин продвигают не англичане, а турецкий франчайзи — компания Marka Turkey.

METRO Group за два последних года открыла в Украине 10 центров оптовой торговли. По словам директора «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» Акселя Лухи, потенциал Киева не исчерпан: «Мы рассматриваем возможность открытия новых магазинов на столичном рынке». Формат магазина cash & carry предусматривает оптовую торговлю для бизнеса, однако предприимчивые украинцы закупают здесь товары и для личного пользования.

Глядя на немецких коллег из METRO Group (оборот 18 магазинов в 2007-м превысил $1 млрд), западные ритейлеры в 2007 году один за другим объявляли о выходе на отечественный рынок. Французская компания Auchan (годовой оборот — более EUR33,6 млрд) стратегию развития в Украине видит в партнерстве с местным игроком: иностранцы приобрели 20%-ный пакет британской офшорной компании Anthousa Limited, владеющей 100% акций ЗАО «Фуршет». Auchan и Фуршет создают в Украине два совместных предприятия — для развития сетей гипермаркетов Auchan и торгово-развлекательных центров Immochan. По оценкам аналитиков, 20% украинской сети могли обойтись Auchan в $126,5 млн. Шведская IKEA после нескольких неудачных попыток осенью наконец купила земельный участок в Киеве площадью 20 га (стоимость $50-80 млн.) Одна из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и сопутствующих товаров планирует открыть в Украине пять шоппинг-моллов «Мега».

И все же международное агентство A. T. Kearney в 2007 году понизило рейтинг Украины. Два года назад украинская розница занимала четвертую позицию после Индии, России и Вьетнама. Но в прошлом году Украину и Вьетнам потеснил Китай — мы оказались на пятой позиции в рейтинге привлекательности инвестиций в ритейл. Основные причины — дороговизна аренды привлекательных помещений и коррупция при покупке земли под самостоятельное строительство торговых центров. Например, аренда квадратного метра помещения под магазин на Крещатике стоит до EUR2 тыс. в год. Такова же стоимость аренды метра на центральной улице Амстердама. В столичных торговых центрах аренда помещения обойдется не менее EUR400 за кв. м в год. В то же время сети, самостоятельно осуществляющие строительство своих объектов, могут столкнуться с трудностями при отводе земли и дороговизне участков под строительство магазинов. Подобные проблемы в Украине уже испытывали IKEA и METRO Group.

Оценка материала:

4.50 / 6
Расти большой. Зачем Украина западному ритейлу 4.50 5 6
Бізнес / Економіка
15.02.2008 23357
Еще материалы раздела «Економіка»