Політика
Україна
Нефтяные войны. Ждать ли украинцам удешевления бензина
Пока украинцы поздравляли женщин с бывшим Международным женским днем, в мире случился международный аврал с нефтью. В воскресенье фьючерсные контракты на нефть марки Brent в одночасье рухнули практически на 30% - до $31,29 за баррель. В понедельник цены, правда, немного подросли – до $36 за баррель, однако мировой рынок нефти все равно пребывал в шоке – такое значительно снижение цен последний раз наблюдалось еще в 1991 г.
Причина обвала цен – в разногласиях между Россией и странами ОПЕК, которые пытались договориться о продлении соглашения, по которому крупнейшие производители добровольно ограничивают добычу нефти, чтобы поддерживать цены на нее на приемлемом уровне. Это действует по принципу: меньше добываем – выше цены. Но Россия отказалась увеличивать ограничения по добыче – ей остро нужны нефтедоллары. В ответ Саудовская Аравия заявила, что в таком случае любые договоренности добычи теряют смысл, и она сама не только нарастит добычу нефти на 26%, «распечатав» два крупных месторождения, но и предоставив покупателями значительные скидки, в том числе – для Европы, где ее нефть будет конкурировать с российской.
Как будет развиваться этот конфликт далее – пока прогнозировать сложно. Пока что российский министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия не отказывается полностью от соглашения с ОПЕК и могла бы вернуться к переговорам. Но вот саудиты считают, что для переговоров нет причин, по крайней мере – до мая-июня. А это значит, что цены на нефть могут и не вернуться к недавнему уровню еще несколько месяцев.
В этом противостоянии глобальных нефтяных игроков рядовых украинцев волнует вполне себе обывательский вопрос: подешевеет ли вслед за нефтью бензин на заправках?
Антимонопольный комитет Украины, которые мониторит рынок топлива и периодически грозит пальцем торговцам за высокие, по его мнению, цены на бензин, уже предрекает удешевление, и обещает, что будет очень пристально следить за ценами на заправках. «Антимонопольный комитет будет тщательно изучать динами цен на рынке розничной торговли нефтепродуктами. Поскольку цена не только на сырую нефть, но и на крупный опт бензина и дизтоплива ожидает существенное падение. И уровень розничных цен должен коррелироваться со сменой факторов, которые влияют на их формирование», - предупредило ведомство.
Однако какие же факторы, кроме самой цены на нефть, могут влиять на цену топлива?
Сразу следует честно сказать, что если цена на нефть упала на 30%, то удешевления цен на бензин на том же уровне можно не ждать. В стоимости одного литра бензина собственно сама нефть занимает лишь 40%. Поэтому если нефть подешевела на 30%, то бензин из-за этого (если все прочие условия останутся неизменными) может подешеветь максимум на 15%.
При этом следует помнить, что продавцы бензина не снижают цены сразу же после того, как нефть упала в цене. Ведь есть технологический цикл: после заключения контракта нефть еще нужно доставить на нефтеперерабатывающий завод, произвести бензин, доставить топливо до заправок сначала крупными партиями по железной дороге, потом – автоцистернами. На все это, как правило, продавцы топлива закладывают в лучшем случае полтора месяца. Поэтому подешеветь бензин в Украине в связи со снижением цен на нефть может, в лучшем случае, только к майским праздникам.
Однако рынок нефти и нефтепродуктов не работает в вакууме, на него влияет множество факторов.
Самый главный фактор, от которого зависят цены на бензин на украинских заправках – это курс гривни. Дело в том, что Украина импортирует очень значительную долю дизельного топлива и бензина, и оплачивается это валютой. Если на валютном рынке – спокойствие, то ценам на бензин ничего не грозит. Но как только гривня начинает «падать» - жди повышения цен на заправках. И сегодня – как раз такая ситуация: с начала недели валютный рынок лихорадит. 10 марта, в первый рабочий день недели Национальный банк уже до обеда был вынужден продать на межбанковском рынке $250 млн, чтобы сдержать снижение курса гривни. По итогам дня эксперты заявили, что остановить дальнейшее снижение курса национальной валюты может только совместные действия Нацбанка, Министерства финансов и всего правительства. Но никаких заявлений о том, что будет делать власть, чтобы остановить девальвацию гривни, не последовало. Это значит, что вскоре можно ожидать курс и 27 грн за $1.
А в таком случае продавцы бензина могут, наоборот, даже повысить цены на топливо, чтобы выручить достаточно гривни для покупки валюты, которая им нужна для приобретения следующих партий топлива. И продавцы будут закладывать в цену бензина валютные риски сразу же, как только нестабильность на валютном рынке станет серьезной, а прогнозы по будущему курсу – потеряют определенность. Чем непонятнее будет ситуация на валютном рынке, тем больше рисков для трейдеров, и тем выше будет цена топлива. Практика показывает, что если гривня «проседает» на 10 копеек, то через 2 недели топливо дорожает на 7-8 копеек. «Просядет» курс национальной валюты на 1 гривну – вот тебе и подорожание на АЗС на 70-80 копеек за литр.
Нельзя забывать и о том, что подвис в воздухе и вопрос продолжения сотрудничества Украины с МВФ, кредиты которого жизненно важны для стабильности украинской валюты.
При этом нужно помнить, что нефть – это сырьевой рынок, и если он «валится», то тянет за собой все прочие сырьевые рынки, в том числе рынки металла и аграрной продукции. А это же наша основная статья экспорта. Поэтому есть риск снижения цен на украинский металл и украинскую пшеницу, что приведет к снижению притока валюты в Украину. А меньше валюты – выше курс гривни. Поэтому может так сложиться валютно-экспортно-нефтяной пасьянс, что негативные факторы намного перевесят позитивные и топливо может даже подорожать.
Также нужно не забывать теплую зиму и раннюю весну – рай для автомобилистов, что повышает потребление топлива и, следовательно, «тянет» цены на него вверх. А когда стартуют весенне-полевые работы, спрос на топливо еще больше вырастет, и станет дополнительным фактором в пользу повышения цен.
Автор: Александр Колосовский