НОВИНИ ДНЯ: Деякі рішення Байдена щодо України можуть допомогти Трампу, - Bloomberg  У РФ стурбовані економічними витратами на продовження війни в Україні, - ISW  Як зберегти очищену картоплю, щоб вона не потемніла  На Марсі вода могла бути ще раніше, ніж вважалося: вчені дослідили найстаріший марсіанський метеорит  В Україну йдуть дощі та мокрий сніг: де і коли буде мокро  Погода в Україні різко зміниться: готуйтеся до снігу та морозів  Сніг на сході і заході: синоптик розповіла, яку погоду в Україні очікувати 26 листопадавсі новини дня
Життя та Стиль
Суспільство
13.03.2020 15875

Новый Закон Украины об общем среднем образовании: основные пункты и мнение экспертов

О чем должны знать родители в новом учебном году после внесения изменений в Закон «О среднем образовании».

Увеличение зарплат и больше возможностей для профессионального роста учителей, педагогическая интернатура, развитие индивидуальной траектории ученика и ученическое самоуправление, финансовая автономия школ, консультативные занятия, внутренняя система обеспечения качества, контракты для директоров и учителей на пенсии, институциональный аудит и общественная аккредитация. Все это и еще больше инноваций в новом Законе «О среднем образовании».

«Новый Закон можно считать Законом качества. В нем четко выписаны положения о качестве на уровне личности ученика, учителя, школ, на уровне государства через внешнюю систему обеспечения качества и на уровне образовательной системы в целом»,  комментирует Мирослава Товкало, руководитель образовательных программ КМДШ, член рабочей группы по созданию Государственного стандарта базового образования и рабочей группы по разработке Закона Украины «Об общем среднем образовании».

Изменения касательно школы 

Автономия школы 

Закон «О среднем образовании» усиливает автономию школы на четырех уровнях: организационном, финансовом, кадровом и академическом.

Правда, школы не спешат пользоваться академической автономией, так как это требует больших усилий от учителей и создание им возможностей со стороны администрации для разработки программ, их апробации. И это не только в Украине. В Польше, например, около 5% учителей создают свои программы. И такие школы демонстрируют более высокое качество образования, так как программа «заточена» под их учеников. Но есть и риски. Типичные или модельные учебные программы - это школьные учебники, авторские программы, постоянная работа учителя над конструированием учебных материалов. Только креативные учителя готовы идти на такое. КМДШ - креативная школа, имеющая опыт создания своих учебных программ. И идет по пути с наименьшим сопротивлением - делает это на основе типовой образовательной программы, чтобы сэкономить время на лицензировании.

Новые подходы к назначению директоров школ 

Согласно Закону «Об образовании», директор может занимать свою должность не более 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении.

Право инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения 

Идеология такой проверки изменена. Она направлена на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над «і» и помочь найти оптимальный выход из ситуации.

Изменения в Законе для учителей 

Педагогическая свобода

По новой норме Закона каждая школа имеет право разработать и внедрить свою систему оценивания и поощрения ученика, на каждое из которых будет цифровой аналог по 12-балльной шкале.

«Это еще одна вещь, которая разрабатывается в КМДШ на уровне пилотирования. Это будет модульная система оценивания для мотивации учеников работать не только на уроке, но и вне его: делать учебные проекты, быть активным в общественной жизни. В наших планах со следующего учебного года ее внедрить», - делится опытом Мирослава Товкало.

Также преподаватели могут самостоятельно создавать, формировать и воплощать учебную программу, если она соответствует Государственным стандартам.

Кадровые вопросы

По новому законодательству директор частной школы не обязан иметь педагогическое образование. Это развязывает руки частным школам, которые могут брать на эти должности успешных управленцев, а не только учителей со стажем.

Преподавателями в украинских школах могут становиться специалисты без педагогического диплома. Достаточно высшего образования по любой специальности и опыта работы с детьми. А для молодых учителей без опыта преподавания законом предусмотрена педагогическая интернатура. В течение первого года работы преподавателя его должен сопровождать педагог-наставник со стажем более 5 лет. В качестве поощрения наставник может получать 20% надбавку к зарплате, а молодой учитель тем самым войти в профессию, овладеть методикой преподавания предмета и быстрее понять особенности школьной культуры.

«Либерализация норм об обязательном педагогическом образовании намерена усилить более слабых молодых педагогов. Например, в Сингапуре квалифицированные инженеры с опытом работы в престижных компаниях идут преподавать в школу математику, инженерию, робототехнику, - заключает Мирослава. – В Украине выпускники математических и естественных специальностей уходят в IT-сферу. Но, возможно, через некоторое время они готовы будут прийти в учебное заведение на несколько часов, чтобы поработать с учениками. И такие специалисты будут бесценными для школы, передавая свой опыт, независимо от того, есть ли у них педагогическое образование или нет. Вспомните проект Teach for Ukraine – он продемонстрировал, как ученики ценят таких неординарных учителей, и каких результатов добиваются обе стороны. Для меня лично призвание означает больше, чем диплом».

Рост зарплаты учителя

Документ предусматривает больше доплат для учителей: от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Кроме этого, педагоги смогут получать дополнительные доплаты, которые основатель заведения сможет устанавливать сам благодаря Закону.

Педагогический рост

Новый Закон гарантирует повышение квалификации учителей за счет финансирования из государственного и местных бюджетов. Учителя могут приобретать новые навыки в негосударственных провайдерах с помощью онлайн-курсов, семинаров, вебинаров, конференций. Закон предусматривает создание центров профессионального развития педагогических работников для развития локальных учительских сообществ и повышения преподавательского мастерства.

Изменения в Законе для учеников

Равная доступность образования

Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без конкурсов. Заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Родители могут отдать ребенка в любую школу, но гарантированно он может получить место в учебном заведении, территориально закрепленном по месту жительства.

«Все это – компоненты того, что называют индивидуальной образовательной траекторией ученика», - говорит Мирослава. – Это образец сочетания равенства и качества. Норма об индивидуальной образовательной траектории применяется не только к детям с особыми образовательными потребностями, а ко всем ученикам. Каждый ученик имеет право на определение целей обучения (так формируется ответственность) и движение к этим целям своей траекторией: выбор предметов, форм обучения, личностно ориентированных методов, получения индивидуальных консультаций».

Дополнительные консультации для учащихся

Закон впервые открывает возможность предоставления ученикам индивидуальных и групповых консультаций на базе школы. Планируется, что такие консультации будут также оплачиваться за счет государства.

Выбор предметов учениками

Закон вводит право учеников выбирать курсы и учебные предметы. Как пояснили в Министерстве образования, это дает возможность каждому ученику гибко, с учетом собственных потребностей и талантов строить свое обучение. Это важно для детей с особыми образовательными потребностями и тех учеников, которые дополнительно углубленно учатся вне школы. Для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводится обычное годовое оценивание или ГНА.

Если речь идет о подтверждении результатов по домашней форме обучения, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль.

Старшая школа станет профильной

Школьники смогут выбирать одно из двух направлений обучения. Академическое – предусматривает углубленное изучение предметов с ориентацией на поступление в университет. Профессиональное – будет ориентировано на получение первой профессии.

«Положительным является то, что полномочия об учреждении лицея закреплено на уровне области (где больше финансирования) или на уровне городов с более 50 000 населения, тогда есть шанс, что профильная школа заработает и будет иметь серьезную материальную базу, - рассказывает Мирослава Товкало. - Выбора предметов в старшей школе требуют все. Однако понятно, что здесь еще есть другая, непопулярная сторона медали - снижение степени школы, где был один десятый класс и оптимизация сети школ. Несмотря на это, считаю такой шаг необходимым для качества нашей школы».

Инклюзивность

Новым Законом предусмотрена возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории, а родителям таких детей сопровождать их во время обучения. Дети на длительном стационарном лечении также получат защищенное законом право получать образование в медицинских заведениях.

Безопасная среда для детей

Закон предоставляет гарантии защиты учащихся от буллинга: четкое определение понятия «буллинг», штрафы, исправительные работы для тех, чью вину удалось доказать. В дополнение к Закону 18 февраля 2020 года был принят Приказ о порядке действий в образовательном учреждении в случае выявления буллинга – теперь не только за сам факт действия, но и при подозрении на травлю, в школе должны предприниматься должные меры. Если есть устное, письменное или электронное заявление о подозрении на буллинг (как детей, так и взрослых), ситуация должна решиться в течение суток. Согласно документу, школе необходимо собрать комиссию, которая будет расследовать случай, включая внешних представителей центров социальных служб.

Кроме этого, Закон предусматривает обязательное обучение учителей основам доврачебной помощи и закрывает доступ в заведение лицам, совершившим преступление против половой свободы или половой неприкосновенности ребенка.

Насколько изменения в новом Законе о среднем образовании повлияют на качество образования в Украине – узнаем спустя первый учебный год.

Оценка материала:

5.00 / 1
Новый Закон Украины об общем среднем образовании: основные пункты и мнение экспертов 5.00 5 1
Життя та Стиль / Суспільство
13.03.2020 15875
Еще материалы раздела «Суспільство»