Кабінет директора
Вечірня горілка
Дым Гурбангулы, или Невидимая эпидемия
Сейчас, когда стало ясно, что эпидемия коронавируса быстро человечество не отпустит, можно понаблюдать, как происходит привыкание к вещам страшным и вчера еще немыслимым.
Любая строчка нынешних новостей раньше стала бы мировой сенсацией, а теперь эти сроки бегут одна за другой, совершенно притупляя чувства и парализуя мысли. Очередная страна закрыла границы, рейсы, бары и даже церкви. Биржевые индексы шлепнулись в уже бог знает который раз подряд, нефть скоро будут отдавать даром. Новые случаи заражения, новые смерти, новые туманные прогнозы о том, когда и чем все закончится. Все это сливается в неразличимый поток, в котором сложно выделить отдельные элементы. Даже непонятно, что должно еще произойти, чтобы по-настоящему удивить.
И все же не то чтобы удивляет, но вызывает недоумение какое-то неприлично малое количество случаев заражения в Украине. Понятно, когда коронавирус обходит стороной Туркменистан, где великий президент Гурбангулы Бердымухамедов нашел спасительное средство для своего народа: окуривание дымом священного растения гармалы, как завещали предки. Предки Гурбангулы, между тем, были не так и темны во время своих шаманских обрядов. Гармала, которую еще называют могильной травой или песьим дерьмом, содержит алкалоиды, воздействующие на нервную систему, а где нервы успокоены, какой, к черту вирус, да еще с таким президентом.
У нас же волшебного дыму нету, но явно где-то разгорается невидимый огонь. Судите сами, у соседей намного больше официально выявленных случаев (данные на понедельник, собранные университетом Джона Хопкинса)): Польша – 150, Россия – 90, Молдова – 23, Румыния – 158, Беларусь – 36, Словакия – 63, Венгрия – 39, а у нас только пять, словно и не работают миллионы наших людей за границей и не каются туда-сюда по курортам, не пользуются дорогим сердцу безвизом. Работают, катаются и пользуются, а, значит, где-то тлеют очаги вдали от глаз системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологических служб.
То, что наш человек старается организовать свою жизнь таким образом, чтобы она протекала подальше от заботливого государства, факт известный. Что не мешает нашему человеку по въевшейся советской привычке одновременно ожидать от государства каких-то дармовых ништяков. Дармовых крайне условно, потому что всему обществу в целом они обходятся очень дорого, убивая стимулы к развитию, но конкретному гражданину в конкретный момент такая убойная дармовщина кажется заслуженной и справедливой. Но в основном украинец ныкается от власти, обманывая ее высокой политизированностью. За внешней просто ненормальной включенностью в дела на самом верху простого люда кроется полное нежелание обнаруживать свои дела на уровнях ниже. Надо сказать, у государства это стремление находит негласную поддержку, там тоже, видимо, опасаются узнать про народ что-то такое, от чего заболит голова. Наверно, поэтому с 2001 года под разным предлогом срывается перепись населения.
И вот теперь, когда знание происходящего внизу, без преувеличения, жизненно важно, народная масса не подает никаких сигналов, по которым можно понять уровень опасности. Здоровы ли? С какой стати. Больны? Сколько? Насколько? Бог весть. Пусть будет пять. Когда нет ясного представления о ситуации, нельзя ждать точных решений. На всякий случай закроем метро, чтобы не говорили, что никаких мер не предпринято.
Как я уже писал, надолго главным тостом остается пожелание всем здоровья. И удачи – разминуться с противной болячкой.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец