НОВИНИ ДНЯ: Чому Зеленський бачить у Трампі шанс на завершення війни: The Telegraph дізнався деталі  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Політика
Європа
03.04.2020 1123

Украина давит на Беларусь. Зачем?

1 апреля 2020 года, на фоне доминирования темы кризиса в медиапространстве всего мира, МИД Украины сделал, мягко говоря, неожиданный шаг. А именно, Украина присоединилась к санкциям ЕС против Беларуси.

Таким образом официальный Киев взял на себя обязательства до 28 февраля 2021 года соблюдать режим ограничений, который разработан и принят Европейским Союзом.

Если говорить о формальной стороне дела, то сегодня санкции ЕС против официального Минска являются, скорее, декларативными. От больших пакетов и списка из 170 персон остался перечень четырёх фамилий, которых подозревают в причастности к политическим убийствам в Беларуси. А также продлён запрет на поставку в Беларусь вооружений и техники, в том числе амуниции для полицейских функций. Для стран Евросоюза эти ограничения ничего не значат – торговли вооружением и техникой с Беларусью нет. Для официального Минска тоже, основные поставщики технологий – Китай, страны Ближнего востока, рынки сбыта вооружений – Ближний Восток, Азия, Африка.

В отношении Украины возникают вопросы. Присоединение к режиму санкций – это инициатива чиновников в Киеве – договорной базы с ЕС, которая бы обязывала это делать нет. Более того, Украина последовательно не присоединялась к санкциям против Беларуси ни при Ющенко, ни при Януковиче (хотя тогда это обговаривали) ни при Порошенко. Одна из причин – уровень сотрудничества и монетизация Киевом роли "адвоката дьявола" – посредника между Минском и Брюсселем. В 2014 году функция посредника потеряна. Но зато сотрудничество в области торговли товарами двойного назначения только развивалось.

Беларусь на начальном этапе войны стала "контрабандной калиткой", которая позволяла Украине получить российские комплектующие для восстановления военной техники. Было сотрудничество в области оптики, химических соединений и так далее. Не стоит забывать и о совместных проектах по разработке вооружений. Украинский ПТРК "Стугна" и беларуский ПТРК "Шершень" – локализация совместной разработки ПТРК "Скиф". В беларуском комплексе БУК-МБ3К (где от БУКа осталось только название) работает РЛС украинской разработки. В Украине на вооружении ВСУ и НГ есть автомобили беларуского производства. В конце концов, после серии "пожаров на складах ВСУ" Беларусь поставила Украине большую партию противотанковых управляемых ракет 9М124 (используются танками Т64БВ).
Есть и наработки совместных проектов, о которых президенты уже говорят публично. Речь идёт о совместной работе по созданию образцов ракетной техники. В конце концов, сегодня автомобильная техника для ВСУ комплектуется моторами weichai power, которые собираются под Минском. Эти двигатели вытесняют продукцию российского ЯМЗ, в том числе на конвейерах КРАЗа и других сборочных предприятий.
И вот, на этом возвращаемся к вопросу санкций и позиции Украины. На 18-м (восемнадцатом) году существования данного пакета Киев решил проявить принципиальность. Частично это можно обосновать тем, что Беларусь последовательно голосует против проектов украинских резолюций на площадках ООН. Так сказать, асимметричный ответ. Объяснимо. Но непонятно, почему, если это политический знак, он не был отыгран на уровне заявлений МИД или Офиса президента. Про это просто в своём пресс-релизе отметила профильная структура ЕС.
Проблема ещё в том, что Украина ввела не свои санкции, а присоединилась к чужим пакетам, контуры работы которых определяются без участия Киева. То есть – как решат другие, так придётся делать. Выход из режима, отзыв своей подписи – это явное ухудшение отношений с Брюсселем. Во время кризиса позволять себе такого нельзя. Единственное "окно" – новое голосование о продлении (либо приостановке) санкций в феврале 2021 года.
До этого момента возникают вопросы о возможностях реализации совместных проектов в области ВПК. Украина не имеет теперь права отправлять в Беларусь образцы вооружений, их части, даже в рамках реализации совместных проектов. Не имеет, и всё тут.

Единственная возможность обойти такое решение – вспомнить, что по многим проектам можно найти (утверждать, что она есть не буду) "третью сторону" – и Турция, и ОАЭ, и СА активно интересуются оружейными разработками и даже финансируют таковые. Но изготовление финального образца на территории этих стран совместным предприятием, локализованным там, оставляет вопросы на тему "кому будут принадлежать результаты?".

Есть ещё один риск – если в Минске сдадут нервы и пойдёт команда организовать "асимметричный ответ". Например, сделать паузу по некоторым позициям экспорта. Например, двигателям либо упомянутым выше изделиям 9М124...
Я очень надеюсь, что такой глупости в Беларуси не совершат. Так же надеюсь на то, что стороны в рабочем порядке согласуют рамки взаимодействия и работы по совместным проектам в создавшихся условиях. А потом выйдут на формализацию выработанных алгоритмов, например, на встрече президентов на полях Форума Регионов в Гродно.

А пока вопросов больше чем ответов. С другой стороны, возможные заинтересованные в таком решении стороны начнут играть свою игру уже в ближайшие месяцы. Тогда, определяя кто выгодополучатель, можно будет делать вывод, кто лоббировал такое решение.

И на закуску, импорт двигателей ЯМЗ в Украину идёт, просто рынок сбыта пока узкий – у украинских заводов пока есть альтернатива.

Автор: Игорь Тышкевич, политолог, блогер

Оценка материала:

5.00 / 1
Украина давит на Беларусь. Зачем? 5.00 5 1
Політика / Європа
03.04.2020 1123
Еще материалы раздела «Європа»