Бізнес
Економіка
Москва заплатит. В Украине юмористы работают ради искусства, а зарабатывают в России
«Сейчас найти инвестора очень легко. Главное — знать, что им предложить. К примеру, многие компании соглашаются на рroduct placement, считая такой вид рекламы эффективнее традиционного».
Виктор Андриенко,
актер, режиссер, сценарист
С чего начиналась ваша карьера в комедийном жанре?
— Будучи студентом театрального института, я вместе со своими однокурсниками во время летних каникул ездил в детские лагеря и выступал с капустниками. Такие концерты организовывали и другие университеты, где были студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМ). Из них вышли Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Геннадий Хазанов, Семен Фарада, Роман Карцев, Илья Олейников. Студенческие движения постепенно переросли в полноценные театры. И в 1983 году появился наш театр «Гротеск», в который, кроме меня, вошли Валерий Чигляев, Илья Ноябрев и Александр Левит. Позднее он превратился в театр «Шарж».
Какой проект принес первый финансовый успех?
— Из телевизионных — «Шоу долгоносиков». Съемки передачи начались в 1996 году. Декорации для сериала делали из киномусора, который нашли на студии им. А. Довженко: старых костюмов, макетов и бутафории постсоветского периода. Студия получилась, мягко говоря, пошарпанной, но сериал от этого только выиграл. Бюджет программы был очень маленьким. Сейчас, чтобы снять одну серию аналогичной передачи, нужно не менее $10-20 тыс. На заработанные средства продюсер шоу Валентин Опалев создал телекомпанию «ТО «Мамаду», и мы вместе продолжили снимать комедийные проекты («Полное Мамаду», «Приватная милиция», «Комедийный квартет»). Потом работал с Юрием Стыцковским (руководитель проекта «Каламбур») над сериалом «Дружная семейка», который купили телеканалы «РТР» и «РЕН ТВ». Так юмор превратился в бизнес.
Сколько зарабатываете в этом бизнесе?
— Проблема в том, что у меня нет постоянного заработка. Все зависит от того, удалось ли продать проект. Сначала я работаю как автор идеи, потом как продюсер, затем как режиссер и актер. Сам нахожу деньги на съемки, а потом предлагаю готовый продукт телеканалам.
Инвесторы охотно участвуют в комедийных проектах?
— Сейчас найти инвестора очень легко. Главное — знать, что им предложить. К примеру, многие компании соглашаются на рroduct placement, считая такой вид рекламы эффективнее традиционного.
Юмор продавать легко?
— До того как появился ситком «Моя прекрасная няня», считалось, что юмор — это несерьезно и на нем нельзя заработать. А потом произошел «эффект няни», и люди сообразили, что юмор может приносить доходы. В успех ситкома не верил даже его создатель, генеральный продюсер СТС Александр Роднянский, но когда после второго показа серии доля зрительской аудитории составила 24%, а чуть позже поднялась до 46%, этот жанр стал очень востребованным.
Как часто российские телеканалы сотрудничают с украинскими юмористами?
— Многие украинские сценаристы, авторы, актеры, продюсеры создают программы специально для российских телеканалов. Ведь они намного щедрее отечественного ТВ, особенно если сами заказывают продукт. Поэтому наши авторы, к сожалению, едут зарабатывать в Москву. Украинские сценаристы трудятся над сериалом «Солдаты». Режиссер Алексей Кирющенко («Моя прекрасная няня» и «Большая Разница») из Днепропетровска. Гонорары тамошних авторов достигают от $2 до 10 тыс. за серию ситкома.
Почему украинское телевидение не заинтересовано в отечественном комедийном продукте?
— Заинтересовано. Но российские программы привлекательнее, потому что дешевле. Кроме того, некоторые каналы не верят в то, что украинские компании могут создать рейтинговый продукт. Поэтому предпочитают покупать уже проверенные на зрителях западные форматы программ. И авторам остается лишь переделывать иностранные передачи под нашу ментальность. Но далеко не все эти проекты получаются такими удачными, как, например, «Леся + Рома».
Оценка материала:
Москва заплатит. В Украине юмористы работают ради искусства, а зарабатывают в России18.02.2008