НОВОСТИ ДНЯ: Україна офіційно попросила у Німеччини крилаті ракети Taurus  Воєнний стан на літо. Повний список правил та заборон  Американський генерал висловився про контрнаступ ЗСУ та провали окупантів  Пошкодження корабля РФ "Іван Хурс": пропагандистам примарився "британський і американський слід"  Як можуть покарати чоловіків, які не повертаються вчасно з-за кордону: пояснення  В Україні спрощують військово-лікарські комісії: Зеленський підписав два законопроєкти  Скільки ударів по медзакладах України Росія завдала з початку війни: дані ВООЗвсе новости дня
21.04.2020 1267

Пожары в Зоне: катастрофа была предсказуема. Но что-то не сработало

Сергей Гащак, сотрудник международной радиоэкологической лаборатории Чернобыльского центра: Уже очевидно, что пожары 2020 года имеют беспрецедентные масштабы и катастрофические последствия для экосистем зоны отчуждения. Но и по происшествии почти трех недель непрекращающегося кошмара, это вызывает все то же удивление. Тем не менее, катастрофа была предсказуема.

О ее возможности предупреждали, писали диссертации, делали доклады, организовывали международные проекты. Но что-то не сработало. Огонь пожирает природные угодья, населенные пункты, загрязняет атмосферу, дестабилизирует радиационную ситуацию, высасывает и без того нищий бюджет и выматывает сотни людей, вовлеченных в пожаротушение.

Уже много дискуссий о причинах и кто виноват. Не могу не высказать и собственное мнение, основанное на 30-летнем опыте работы в зоне отчуждения. Без деталей «из личной жизни» отдельных игроков, без поиска конкретных виноватых. Во-первых, многие детали «личной жизни» скрыты от постороннего взгляда. Во-вторых, для думающего человека достаточно даже общей картины. Ну, и наконец, зона отчуждения – лишь часть Украины, здесь наш мир, наши люди, это – лишь частный случай общего.
Оставим решение вопроса, кто же «стрелочник», для компетентных органов. По большому счету, это не так уж и важно. Пожары возникают и по причине человека, и в силу природных факторов. А вот как же первая искра запустила ураган огня, с которым все борются и борются, а ему все нипочем – вот тут как раз не всем все ясно.

Тут есть и природные причины, и «полуприродные», и чисто наши, человеческие. С природными и «полуприродными» довольно просто:
1) Зона отчуждения – это на 70-80% лес и участки лесовостановления. Причем, львиная доля древостоев – это сосна или смесь сосны с другими породами. В ХХ веке люди отдали предпочтение этой породе, и восстанавливая лесистость, по сути, создали предпосылки для «идеального пожара».
2) Зона отчуждения – это не тысяча, и не 10 тысяч, и даже не 100 тысяч гектар. Это – 260000 гектар. Это – очень много. И если во многих других регионах Украины, в радиусе 2–3 км всегда найдется какой-то населенный пункт с людьми и «проездные» дороги, в Зоне – их просто нет. Тайга. Если что-то где-то произошло, об этом нескоро узнают, и тем более нескоро отреагируют. А уж если масштабная беда, то этот масштаб всем масштабам масштаб.
3) Засуха. В течение уже многих лет наблюдается неуклонное падение суммы осадков и подъем температуры. Прежде заболоченные территории высохли, мелкие озера, каналы и ручьи высохли. В 2020 году даже не было традиционного весеннего половодья. Припять едва приподнялась – и сникла.
4) Почва. В этом регионе почвы очень бедные и неспособны удерживать воду. Месяц без дождя – и все желтеет. К тому же, старые сухие торфяники и маты отмершей луговой и лесной растительности – отличное топливо. Причем, в одних случаях – долгоиграющее, в других – быстродействующее.
5) Древесная мортмасса. Это – беспрецедентный объем засохших деревьев в стоячем, полустоячем и лежачем положении. Такого больше нигде в Украине не найдете, и мало где в Европе. С одной стороны, это – ценный компонент развивающейся экосистемы, где много уникальных организмов и сообществ. С другой, в высохшем состоянии (а у нас ЗАСУХА!) это – топливо. Причем, топливо, проводящее огонь снизу вверх. А верховой пожар – самый катастрофичный. Кроме того, лежащие поперек дороги деревья – серьезное препятствие для продвижения любой техники. Таких деревьев – тысячи! Более того, несколько лет назад Полесье пережило вспышку численности мелкой козявки, убивающей сосны. Сейчас миллионы сосен или упали, или готовы упасть при малейшем напоре ветра. Лесные дороги в своем большинстве – не чищены.
6) Сезонный ветер. Увы, каждый год весной ветра особенно сильные. А что еще нужно для раздувания огня?
7) Сезонное отсутствие зелени. Начало апреля не может похвастать зеленой травой. Кругом – лишь отмершие прошлогодние травы и опавшая листва. Опять же, топливо для огня. При засухе – хорошее топливо.

Что же касается «человеческой» компоненты. Помимо «первой спички».
1) При всем уважении к труду пожарных (мне их искренне жалко, я им сочувствую!), является совершенно очевидным, что противопожарная система в Зоне отчуждения абсолютно не отвечает особенностям региона. Она способна контролировать пожарное состояние и тушить пожары в постройках, на предприятиях и даже на небольших участках природных угодий, и то – при благоприятных условиях. Но она в принципе не способна контролировать ситуацию и тем более тушить пожары на десятках тысяч гектар лесных угодий. У этой системы нет ни отработанных технологий, ни достаточной техники, ни подготовленных людей. Это лишь подтверждают пожары 2015, 2016 и 2018 годов. Катастрофа 2020 года – лишь жирная точка! Государство не почесалось хоть что-то изменить в лучшую сторону.
2) При всем развитии связи, 260000 га зоны отчуждения так связью и не покрыто. Чтобы сообщить о ситуации, легче выйти в белорусский роуминг, чем подключиться к какому-то украинскому оператору. А есть вообще «глухие» участки, где человек – сам на сам. Радиосвязь в Зоне – привилегия избранных. Скажите, можно ли действовать оперативно, когда не можешь ни с кем соединиться?
3) Боюсь, все учения в сфере действий в условиях чрезвычайных ситуаций по своей реализации оставляют желать лучшего. Все, что происходило в первую неделю, свидетельствует о растерянности властей, неспособности мобилизоваться, координировать, управлять, о банальном отсутствии наработанных навыков и алгоритмов. Но при этом выпирало древнее как мир чиновничье желание сделать вид, что все нормально. Где нормально, когда король то голый? Тут не пиар нужен, а профессиональные быстрые и четкие действия! Тут радиоактивная зона горит!
4) Леса. В зоне отчуждения был «ЧернобыльЛес», потом – «Чернобыльская Пуща», сейчас – «Пивнична Пуща». Изначально эта служба создавалась для поддержания лесных территорий в здоровом, пожаробезопасном состоянии. Поскольку леса выполняют важнейшую барьерную функцию на пути выноса радионуклидов. Служба создавалась сразу же после первых масштабных пожаров 1992 года. Не берусь сказать, кому и когда пришла в голову идея, что лес в Зоне можно и нужно заготавливать и продавать, но, по сути, к этому все стало скатываться. Руководство «Пущи» заинтересовано куда более в лесных рубках на продажу (это – реальные, живые деньги!), чем расчищать просеки, лесные дороги и наводить порядок на пожарищах. И государство в лице администрации Зоны отчуждения всех созывов это устраивало. Даже пожары 2015, 2016 и 2018 годов, даже создание Заповедника не поменяли характер их деятельности. Может ли красивая большая пожарная машина добраться до очага, когда впереди завалы деревьев? Везде! Тут и пресловутые пожарные разрывы леса не помогут, они зарастают, по ним огонь продвигается также лихо, как по лугам. «Пуща» не должна следовать регламентным нормам лесохозяйственного ведомства Украины, она должна служить в пользу БАРЬЕРНОЙ миссии зоны отчуждения!
5) В целом, все, что касается «человеческого», в той или иной степени отражает тотальное падение профессионального уровня, знаний и пониманий проблем региона, ответственности за свои действия. При этом, как всегда «на высоте» правовой нигилизм и жажда наживы любой ценой. Это происходило все 30 лет, но достигло уровня, при котором такие вот катастрофы, как пожар 2020 г., и возможны.

Люди, это – Чернобыльская зона! Это – зона радиационной катастрофы! Радиацию никто не отменял! Ее нельзя превращать в аттракцион! Уничтоженный пожаром лес – это не просто «угрюмый черный пейзаж», это – рост коллективной дозы, это – дестабилизация радиационной обстановки, это – новые вызовы для тех, кто в Зоне работает, это – новые траты государственного бюджета! Лес в Зоне должен быть здоровым и пожаробезопасным! Зона отчуждения появилась в следствие одной трагической катастрофы, но не должна быть источником новых! У нее другая миссия! К Зоне отчуждения нужно относится серьезно! Управлять зоной и существующими там организациями должны профессионалы! Государство, увы, должно тратить на это деньги, и не думать, что на Зоне можно зарабатывать! В противном случае, потери будут огромными и непредсказуемыми!

Автор: Сергей Гащак, биолог Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии, исследователь фауны Зоны отчуждения

Оценка материала:

5.00 / 1
Пожары в Зоне: катастрофа была предсказуема. Но что-то не сработало 5.00 5 1
Колонки / Колонки / Блоги
21.04.2020 1267
Еще колонки: Колонки / Блоги
  • Свій серед своїх: суспільство і військо після Перемоги Свій серед своїх: суспільство і військо після Перемоги

    Сергій Собко: Майже півтора року широкомасштабної війни яскраво ілюструють очевидне – регулярного війська недостатньо для боротьби із чисельнішим ворогом впродовж тривалого часу. Тому держава вимушена проводити мобілізацію цивільного населення. Як зазначив Головнокомандувач Збройних Сил України генерал Валерій Залужний «Війну починають кадрові військові, а завершують вчителі, інженери, бухгалтери». Саме тому кінцевий результат війни залежить від того, наскільки вчорашні цивільні зможуть адаптуватися до військової служби та до умов бойових дій. Від того, яким сержантом буде вчорашній вчитель, яким сапером – вчорашній інженер і яким стрільцем – звичайний бухгалтер.

  • Білгородський ляпас: який нам з того резон? Білгородський ляпас: який нам з того резон?

    Юрій Богданов: Чому невідомі патріоти Росії роблять те що роблять в Білгородській області? А до цього щось таке було в Курській і Брянській.  Поясню кілька базових положень.

  • Зведення з фронту. Дещо про Бахмут та "Сіверський контекст" Зведення з фронту. Дещо про Бахмут та "Сіверський контекст"

    Костянтин Машовець: На Лиманському напрямку командування військ противника продовжує спроби покращення своїх позицій на тактичному рівні за рахунок вводу у бій частково поповнених підрозділів 2-го армійського корпусу (АК) Південного воєнного округу (ПівдВО) та 20-ї загальновійськової армії (ЗВА) Західного ВО. Зокрема, протягом останніх двох тижнів у бій були введені підрозділи 123-ї та 127-ї окремих мотострілецьких бригад (омсбр) 2-го АК та 254-го мотострілецького полку (мсп) 144-ї мотострілецької дивізії (мсд) 20-ї ЗВА по наступним напрямкам:

  • Мы наблюдаем начало путинского переселения народов: России нужны солдаты и рабочая сила Мы наблюдаем начало путинского переселения народов: России нужны солдаты и рабочая сила

    Владимир Фесенко: 10 мая появился указ Президента РФ о призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2023 г. Вот вам россияне и новая волна мобилизации, правда, пока, в скрытом виде – под прикрытием призыва на военные сборы. Это, наверное, запоздалое поздравление Путина россиянам с 9 мая. При этом два пункта этого указа российского президента носят секретный характер. К чему бы это? А может сборы будут проводиться на оккупированных территориях Украины?

  • Андрей Волянский: Пандемия завершилась! Ждем следующую! Успешная афера подталкивает к поиску подобных вариантов Андрей Волянский: Пандемия завершилась! Ждем следующую! Успешная афера подталкивает к поиску подобных вариантов

    Андрей Волянский, доктор медицинских наук: Объявление ВООЗ о завершении пандемии 5 мая выглядело, как для меня, несколько запоздалым. Год назад, когда летальность клинических вариантов линейки Омикрон резко упала до 0,5% и ниже а переболела за короткий срок значительная часть населения Земли - основные критерии пандемии – тяжесть и всеобщая восприимчивость потеряли место быть.