Політика
Україна
Егор Бенкендорф: «Украинские политические шоу — это болтология и запугивание аудитории»
Генеральный директор Национальной телекомпании Украины Егор Бенкендорф не будет готовить НТКУ к продаже. Зато он намерен побороться за аудиторию и рейтинги с «Интером», увеличить на канале количество собственных качественных телепродуктов и вернуть на УТ-1 русский язык.
К: Говорят, что Вас назначили гендиректором Национальной телекомпании Украины, чтобы подготовить ее к приватизации. Такие планы существуют?
Егор Бенкендорф: Это неправда. Согласившись возглавить НТКУ, я взял на себя обязательство укрепить положение «Первого национального» — увеличить его рейтинги и расширить аудиторию. Сделать канал конкурентоспособным, чтобы он стал действительно «Первым». Ни о какой приватизации речь не может идти.
К: Насколько Вы намерены увеличить аудиторию канала?
Егор Бенкендорф: В 2009-м доля НТКУ по аудитории 18+ в целом по Украине составила 1,79%, в средних и крупных городах (аудитория 18+50тыс+) - 1,42%. В январе-феврале этого года аудитория увеличилась примерно до 2% — но только за счет трансляции футбольных матчей и Евровидения. И сейчас показатели НТКУ снизились до обычного уровня — 1,4-1,5%. Я планирую, что к концу года доля канала увеличится до 3%. А в 2011-м он станет первым после пятерки лидеров коммерческих телеканалов. И составит жесткую конкуренцию и «Интеру», на котором я раньше работал, и другим телеканалам Украины.
К: Как Вы планируете достигнуть такого результата? Потерпит ли значительные изменения эфирная сетка канала?
Егор Бенкендорф: Пока я решил не трогать сетку НТКУ, которая досталась мне в наследство. Единственные изменения коснулись только эфиров, связанных с отбором украинского участника в конкурсе «Евровидение». Изменения пошли на пользу каналу – доля проекта превысила 8%, в минувшие годы рейтинги национальных отборочных туров были значительно ниже. Кроме того, с 5 апреля из эфира исчез «Телемагазин» — это единственная передача, которую я закрыл. По-моему, такие проекты имеют право на существование только на коммерческих каналах, а на Первом национальном, за содержание которого из своего кармана платят налогоплательщики, им не место. Правда, закрыв эту передачу, я теряю в деньгах, но на НТКУ этих денег и так никто никогда не видел.
Если сейчас активно изменять сетку, то можно утонуть в текучке и забыть о структурных преобразованиях на канале. Мягкую корректировочку эфира я запланировал только с 10 мая. А полностью новая сетка стартует с нового телевизионного сезона – 24 августа.
К: Появится больше сериалов и шоу?
Егор Бенкендорф: Конечно, я мог бы закупить качественный продукт (к примеру, сериалы), дублировать его на украинский язык, выстроить под него сетку. Это требует минимальных затрат, крохотного коллектива, и позволяет в течение максимум 8-9 месяцев вывести канал на долю в 7%. Это очень легко, но так делать я не буду.
НТКУ будет по большому счету социальным телевидением, выполняющим образовательную и просветительскую функции. Даже в некоторых случаях за счет рейтинга. К примеру, российский «Первый канал» допускает такие эксперименты. Он, конечно, борется за рейтинги, но в интересах государства его команда делает некоторые имиджевые проекты, не обращая внимания на рейтинг. Мы будем делать акцент на лицензионные программы – и развлекательные, и познавательные, и документальные, и детские. К примеру, у меня уже есть идея возобновить трансляцию передачи «Вечерняя сказка».
К: Это будут проекты собственного производства или будете привлекать продакшн-студии?
Егор Бенкендорф: Я делаю ставку на продукты собственного производства. На НТКУ для этого есть практически все: мощная техническая база, опытные и профессиональные сотрудники, студии. Правда, есть недостаток денег. Но отладить собственное производство на телеканале будет все равно дешевле.
К: Вы рассчитываете увеличить доходы компании от рекламы?
Егор Бенкендорф: Меня не устраивают определенные моменты в работе сейлз-хауза, который сейчас продает рекламу на «Первом национальном». Я буду встречаться с его представителями, и разбираться с этими проблемами. После чего проведу переговоры с двумя-тремя крупными сейлз-хаусами, выясню, кто и какие условия работы предлагает. Если один из них предложит условия сотрудничества лучше, то будем работать на более выгодных для телеканала условиях.
К: А сейчас цены на рекламу на канале слишком низкие?
Егор Бенкендорф: Цены не слишком низкие, для рынка они нормальные. Но, по моему мнению, не удовлетворительные. Заполняемость рекламных слотов на канале в некоторые месяцы достигает 90-100%, сейчас — немного ниже.
К: Будут ли расти цены на телерекламу на украинском рынке в целом? Активность рекламодателей в этом году значительно выросла, однако цены не повысились из-за конкуренции крупнейших сейлз-хаусов. Как долго продлится такая ситуация?
Егор Бенкендорф: Рекламные слоты на 100% были заполнены далеко не у всех телеканалов, у некоторых заполняемость не превышала 70%. Но рекламодатель действительно возвращается на рынок. По-моему, делать такие подарки рекламодателям, которые преподнесли им сейлз-хаусы зимой, неправильно. Можно разбаловать… Думаю, что демпинг на рынке продержится до начала второго полугодия, а с середины года цены на рекламу будут расти.
К: Повышение может достигнуть 20-30%?
Егор Бенкендорф: Это будет зависеть от позиций крупнейших сейлз-хаусов.
К: По словам экс-первого вице-президента НТКУ Романа Недзельского, в 2009-м году бюджет компании составил 73 млн грн. Вы будете просить увеличить финансирование из госбюджета?
Егор Бенкендорф: Я уже попросил больше денег. Не факт, правда, что мне их дадут, но свою просьбу я обосновал. С 1 сентября планирую запустить спутниковый канал – «Первый национальный» с вещанием на Россию, также хочу улучшить сигнал, потому что изображение канала сейчас оставляет желать лучшего, и перейти на безленточный, цифровой формат вещания. В целом хотел бы, чтобы мне добавили еще 30% к нынешнему бюджету.
Сейчас финансовые ресурсы ограничены, я бы сказал, что их гипермало. Пока бюджет НТКУ на уровне прошлого года. Но в минувшем году компания получила от государства на 20% меньше, чем в 2008-м. Если бюджет канала принять равным 100 грн, то 80 грн уходит на зарплаты, 10-12 грн – на коммунальные платежи и прочие обязательные расходы, и только то, что остается, можно тратить на производство программ, улучшение качества вещания и т.д. Кроме того, у канала есть долги.
К: А если Вам не дадут больше денег?
Егор Бенкендорф: Мы будем использовать внутренние ресурсы. Я проведу оптимизацию производства и по максимуму привлеку к работе специалистов канала. На территории компании есть два больших складских помещения, которые пустуют. С минимальными вложениями из них можно сделать идеальные павильоны, которые составят конкуренцию съемочным площадкам киностудии им. Довженко. Один павильон я бы использовал для съемок собственных проектов, другой бы сдавал в аренду, и НТКУ получал бы дополнительные средства.
Для создания качественного продукта, который подтянет к НТКУ и молодежь, и более взрослую аудиторию, будем привлекать спонсоров. К примеру, на «Интере» было программа «Шейканемо, бейби!», производство которой обходилось, условно, в 1 гривну, а спонсор предоставлял 1,5 грн. В итоге мы получали и фактически бесплатный продукт, и прибыль.
К: Ранее НТКУ обвиняли в использовании теневых схем, которые сокращали доходы канала...
Егор Бенкендорф: Я бы не хотел обсуждать бывшее руководство. Однако уже на этой недели на канал зайдут все контролирующие и проверяющие органы — КРУ, ГНАУ и другие. Они проведут проверки и сдадут мне канал с чистого листа. Я бы даже хотел, чтобы результаты проверок были максимально открыты и доступны общественности.
На «Интере» можно было проработать год, украсть много денег и на этом завершить телевизионную карьеру. Я проработал на «Интере» 14 лет и ушел на НТКУ с позиции исполнительного продюсера холдинга – группы каналов, директором нескольких продакшн-студий. И никто не скажет, что Бенкендорф, извините, крыса.
К: На какую аудиторию будет ориентирован НТКУ в следующем телесезоне? Будете ли, к примеру, делать ставку на молодого зрителя?
Егор Бенкендорф: Мне часто задают вопрос: буду ли я существенно омолаживать аудиторию НТКУ? Нет, по-моему, это не совсем правильный шаг. Объясню: такой прием мы когда-то использовали на «Интере» — тогда по распоряжению нового генпродюсера была поставлена задача резко омолодить аудиторию канала. В рекордные сроки наша команда запустила около двух десятков новых проектов — по большей части развлекательных, ориентированных на молодежь. И знаете — тогда «Интер» значительно провалился в рейтингах. Все дело в том, что у каждого телеканала уже есть своя аудитория, у которой есть свои привычки. Поэтому нужно не ломать аудиторию, а просто ее расширять. К примеру, в дальнейшем, если на «Интере» требовалось добавить молодого зрителя, то мы запускали новые проекты, но они были единичными. На НТКУ я тоже планирую запустить ряд интересных проектов, но пока не буду раскрывать все секреты, потому как конкуренты не дремлют.
К: Вы сохраните в эфире политические шоу?
Егор Бенкендорф: Я бы хотел убрать политику с канала по максимуму. Политические шоу заменю социальными и другими проектами.
К: Не будет ли это сигналом уменьшения свободы слова в Украине? На 5-м канале уже закрыли одно из политических ток-шоу, вы собираетесь также сворачивать такие программы...
Егор Бенкендорф: Нет. Я не знаю ни одной другой страны, где люди могли бы быть настолько свободны в выражении своих мнений, мыслей, могли так ругать власть и оставаться безнаказанными, даже если их высказывания порой разрушают государственность. То, что в нашей стране называют политическим ток-шоу, нельзя считать хорошим и качественным продуктом. Это не политические дебаты, не обсуждение путей решения конкретных проблем. Они больше похожи на болтологию и используются для запугивания аудитории.
Однако если меня начнут упрекать в цензуре, то я специально запущу на канале проект для журналистов, чтобы они могли общаться с политиками на различные темы, не опасаясь, что будут вырезаны из эфира. Или же предложу другой проект. К примеру, есть проблема, в программе подняли вопрос, обсудили, приняли решение и обозначали сроки его выполнения. А в следующем выпуске – отчет по выполнению.
К: Будете ли Вы пересматривать практику выхода новостей только на украинском языке?
Егор Бенкендорф: Я понимаю, какой шквал негатива это вызовет, но буду это менять — речь русскоязычных граждан дублировать на украинский больше не будем. Возможно, даже будем запускать информационные программы на русском языке.
К: Телеканалы получают доходы за счет размещения платных сюжетов в новостях. Как Вы относитесь к этому?
Егор Бенкендорф: Давайте называть вещи своими именами… Если речь идет о «джинсе» и «заказухе», то этого в новостях на НТКУ не будет.
К: Останутся ли на «Первом национальном» передачи телекомпании «Эра»?
Егор Бенкендорф: В этом году изменений не будет, а в следующем — посмотрим.
К: Вы объявили о достаточно амбициозных планах. Но будет ли у вас возможность осуществлять самостоятельную политику на канале? Насколько это реально, если НТКУ – это госкомпания, де-факто и де-юре подчиненная Кабмину?
Егор Бенкендорф: На меня уже пробовали оказывать давление, в частности в том, что касается назначений на те или иные должности на НТКУ. Но мне дали полную свободу действий, команду я формирую самостоятельно, впрочем, как и программную политику. И огромное спасибо новой команде и лично заместителю руководителя Администрации президента Анне Герман, которая всячески поддерживает и защищает меня, при этом, не вмешиваясь в кадровую и программную политику телеканала.
К: Группа депутатов парламента намерена оспорить решение о Вашем назначении гендиректором НТКУ в Конституционном суде...
Егор Бенкендорф: На рассмотрение Конституционного суда уже подано представление относительно легитимности моего назначения. Однако я пришел сюда работать, а не заниматься политикой. Поэтому не хочу вступать ни в какие дискуссии. Я за то, чтобы все было по закону. Для меня не важно, в какой должности находиться – генерального директора, президента или исполняющего обязанности того или другого. Пускай разбираются те, у кого на это есть время, я занимаюсь телепроизводством.
К: С 2005 года неоднократно поднимался вопрос о создании общественного телевиденья на базе НТКУ… Насколько это реально и что лично Вы понимаете под общественным телевиденьем?
Егор Бенкендорф: Если бы не работал на НТКУ, то мог бы построить общественное телевиденье, которое было бы коммерчески самоокупаемым, интересным и качественным, с нуля за восемь месяцев и за $7 млн в год. Финансировать его можно было бы за счет телезрителей — небольшой абонплаты за доступ к ОТ.
Но, по-моему, общественное телевиденье может появиться только тогда, когда у всех будет единое понимание, что это такое, и когда под него будет сформирована законодательная база. Первыми шагами к реализации этого проекта может стать расширение сетки эфира социальными передачами. Этим, собственно, я и буду заниматься. Но в этом вопросе спешить нельзя. К общественному телевидению должны иметь доступ все слои населения, однако я не спешил бы открывать доступ к такому каналу абсолютно всем группам. Нужно четко прописать структуру общественного телевиденья, сесть за стол переговоров всем, в том числе общественным организациям, выработать единое понимание концепции и стратегии развития ОТ. А также объяснить людям, почему доступ к ОТ определенных групп будет ограничен. Потом принять закон и запустить проект в действие. Для меня прообраз общественного телевидения – это то, в каком виде НТКУ будет уже через год. Будет много социальных проектов, много программ, затрагивающих различные сферы жизни общества.
Текст: Анна Сайченко, Константин Кравчук
Оценка материала:
Егор Бенкендорф: «Украинские политические шоу — это болтология и запугивание аудитории»11.04.2010