Бізнес
Економіка
Кандидаты на раскулачивание: собственность каких украинских олигархов может достаться россиянам
Нашумевшее соглашение «флот в обмен на газ» Россия воспринимает лишь как первый шаг на пути экономической капитуляции Украины. В ходе «боев», которые теперь будут вестись на территории противника, россияне планируют несколько операций, имеющих как политический, так и экономический подтексты. Но настоящая «война» начнется тогда, когда Россия захочет получить контрольные пакеты акций предприятий, принадлежащих сегодня конкретным украинским олигархам. Понимая это, Виктор Янукович предпочитает сдавать россиянам в концессию государственную собственность. Ею он может распоряжаться, не задевая интересов украинского олигархата.
Газовые стратегии
Нельзя утверждать, что Россия потеряла интерес к газотранспортному консорциуму. Наоборот, максимальная активизация работ по Южному и Северному потокам демонстративно начинается лишь сейчас: на украинского президента давят, таким образом показывая ему, что после окончания строительства обходных путей Украина потеряет статус главного транзитера газа. И если Янукович решит «продать» украинскую трубу через несколько лет, он получит за нее гораздо меньше, чем сейчас. Так как новой украинской власти нужны деньги здесь и сейчас, а обеим сторонам приходится считаться с существующим в Украине законом о неотчуждаемости газотранспортной системы, приходится изыскивать непрямые средства контроля над трубой.
Первый из этих способов известен давно: он означает участие россиян в реконструкции нашей ГТС. В обмен на средства, вложенные в реконструкцию, Москва получает некую долю в управлении модернизированной системой. Но этот вариант россиянам менее интересен. Вкладываться в ремонт запущенной ГТС Кремлю и Газпрому невыгодно как раз потому, что это усиливает возможности Украины как транзитера, притом что Северный и Южный потоки призваны диверсифицировать поставки в Европу. Россиян могла бы заинтересовать реконструкция украинской трубы лишь в том случае, если бы они гарантированно получали по итогам 50%-ный контроль над ней, аналогично контролю над Белтрансгазом. Но понимая, что половину им не получить, Москва относится к идее соучастия в модернизации с большей прохладцей, чем к аренде подземных газохранилищ (ПГХ).
А вот эта, новая, идея для РФ очень важна. Пока обходные потоки строятся, наши ПГХ остаются единственным реальным козырем в газовых отношениях с Москвой. Значит, российской стороне необходима гарантия контроля над запасами в них, дабы украинская сторона не забирала газ из их хранилищ для создания «автономных запасов». И если в Киеве готовы к рассмотрению этого вопроса, то следует ожидать скорого вхождения России в управление крупнейшими в Европе ПГХ — Богородчанским и Бильче-Волыця-Угорским.
Первый шаг уже сделан. Российский и украинский президенты договорились начать совместное кредитование Львовтрансгаза, в ведении которого находятся упомянутые хранилища. Стратегический характер обоих зафиксирован даже в знаменитом Брюссельском меморандуме 2008 года о модернизации и реконструкции украинской газотранспортной системы.
Суть проекта в том, что кредитор получает право первоочередного доступа к мощностям ПГХ, а также право льготного тарифа на услуги этих хранилищ. Ныне существующая система предусматривает разницу в ставках, установленных украинской стороной. Более всего взимают, естественно, с европейцев — почти $18 тыс. за кубометр. Несмотря на то что в Европе эти ставки еще выше, ряд компаний ЕС предпочли отказаться от дискриминационных тарифов, установленных Украиной, и не захотели держать свой газ в этих хранилищах. Брюссельский меморандум уровнял ставки европейских компаний и Газпрома. Теперь же не исключено, что россиянам вернут старые преференции, а полученный доход засчитают в качестве взаимозачета с Россией от временного снижения цены поставляемого газа. Эта цифра может составить $1 млрд.
Гидроатомное наступление
Вторым направлением интересов является вхождение в энергетические мощности компании «Укргидроэнерго». Москву интересуют мощности, находящиеся в Западной Украине: участие в достройке Днестровской ГАЭС, работа которой может снизить маневровые риски перепадов тока для Хмельницкой АЭС. Достройка блоков на последней потребует от россиян вложений на $5–6 млрд.
Низкий класс ядерного топлива, используемый на украинских атомных станциях, и дороговизна новых технологий обуславливает для нашей страны лишь затратное строительство новых промышленных гигантов в виде маневровых ГАЭС — по типично советской схеме. Строительство Днестровской станции преподносилось при Викторе Ющенко как доказательство практических действий по переходу к энергетической независимости. Стремления эти, к слову, регулярно тормозимые внутренними разборками внутри власти, по сути, окончились теперь — вхождением в дело «русских парней». А кто платит, тот и заказывает музыку.
Россиянам Днестровская ГАЭС нужна по нескольким причинам. Первая — приобретается контроль над необходимым для нормальной работы Хмельницкой АЭС предприятием и тем самым устанавливается контроль над субъектом атомной промышленности в Украине. Вторая — укрепляются российские позиции в Приднестровье, главное предприятие которого — Молдавский металлургический комбинат — принадлежит россиянам. Являясь основой экономики этой квазиреспублики, меткомбинат позволяет контролировать «приднестровский вопрос» сколько угодно долго и решать его в нужном для Москвы духе. Третья, самая важная, хотя пока и всего лишь потенциальная выгода — внедрение российского капитала в строптивые регионы Западной Украины. Закрытая зона для россиян, главный источник их раздражения в украинском вопросе, да и в более широком геополитическом контексте, теперь оказывается в зоне воздействия московских стратегий.
Десант на уран
Атомные желания России не ограничиваются Хмельницкой АЭС и Днестровским гидроузлом. Их привлекают не столько отдельные АЭС, сколько вся НАЭК «Энергоатом». Сегодня в состав компании входят четыре атомные станции: Запорожская, Южно-Украинская, Ровенская и Хмельницкая (общая выручка в 2009 году составила 13 млрд грн).
И здесь сделаны первые шаги. Российская компания «ТВЭЛ» участвует в конкурсе на строительство завода по обогащению урана в Украине. Итоги тендера должны объявить в мае. Также задекларированный в свое время как очередной шаг к энергетической независимости путем создания замкнутого цикла производства ядерного топлива, проект этот теперь имеет большие шансы быть выигранным российской стороной.
Для создания замкнутого цикла Украине необходимо наладить обогащение урана. В Желтых Водах (Кировоградская обл.) находится Восточный ГОК, три шахты которого производят около 800 тонн урана в год. При условии закупки нового оборудования комбинат сможет нарастить мощности до 3 тыс. тонн в год. Кроме того, Украина способна производить около тысячи тонн циркониевого концентрата.
Есть у россиян и трудность, пока президент Энергоатома Юрий Недашковский считает выгодными параметры контракта на поставку ядерного топлива с американской компанией Westinghouse на период 2011–2015 годов. Контракт был подписан совсем недавно — в марте 2010 года. Он предусматривает поставки ядерного топлива производства американской компании для реакторов ВВЭР-1000 украинских АЭС для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков. Если процесс квалификации и лицензирования американского топлива украинским регулятором завершится успешно, то в 2011 году вступит в силу контракт между Энергоатомом и Westinghouse на поставку топливных кассет США для трех из пятнадцати украинских энергоблоков. В настоящее время ядерное топливо на все пятнадцать энергоблоков действующих атомных станций Украины поставляет российская ТВЭЛ.
Кто первый
Самое интересное произойдет, когда власть начнет содействовать россиянам в бизнес-конфликтах с отечественными олигархами, не входящими в избранный клуб Партии регионов. Первым пострадавшим может стать Игорь Коломойский. Россияне хорошо знают и помнят его по историям с Кременчугским НПЗ, ГОК «Сухая Балка», Лугансктепловозом, Одесским припортовым заводом и еще целым рядом аналогичных случаев «относительно честного» выдавливания россиян из владения украинской собственностью. Похоже, что не будучи членом донецкой команды, Коломойский, как бы ни были могучи его позиции, может потерять часть своих активов — в первую очередь тех, которые являются предметом давних споров и обид российской стороны.
Начало уже положено: 29 марта Минтопэнерго Украины обратилось в Высший хозяйственный суд с требованием вернуть в госсобственность Кременчугский НПЗ, откуда были «выдавлены» татарские акционеры. Но даже в случае позитивного решения суда вернуть НПЗ в госсобственность будет сложно: по словам источников в Партии регионов, акции завода уже распределены среди нескольких офшоров.
Кроме того, активный бизнесмен воюет с Евразом Романа Абрамовича, являясь при этом акционером Евраза (ему принадлежит 9,72% акций). В ходе бизнес-войны двух олигархов остановлен ГОК «Сухая Балка». Предыстория конфликта такова: Криворожский железорудный комбинат (КЖРК) и ГОК «Сухая Балка» являются вынужденными партнерами, носившими некогда общее название — Кривбассруда. Для более удобной, по мнению чиновников, приватизации производственный комплекс был разделен на две самостоятельные компании. Причем не совсем удачно: в собственность КЖРК перешла вся инфраструктура, в результате чего Сухая Балка осталась без своей транспортной развязки. Продав в свое время половину акций Кривбассруды корпорации «Евраз», днепропетровский бизнесмен, похоже, об этом пожалел и, пользуясь тем, что вывоз руды осуществлялся КЖРК, оставшимся в его собственности, заблокировал этот вывоз. С марта 2010 года работа ГОКа остановлена из-за того, что «неизвестными» разобраны существующие железнодорожные пути, а попытка проложить альтернативную ветку блокируется комбинатом. Осложняется ситуация тем, что у обоих комбинатов одинаковые рынки сбыта. И производят оба предприятия одинаковый вид сырья — аглоруду.
Возвращение Григоришина
Среди других стратегических предприятий, интересующих россиян в Украине, эксперты единодушно называют Заря-Машпроект, Запорожский трансформатор, Турбоатом, Мотор Сич, НПО им. Фрунзе. Характерно, что все они, кроме Мотор Сичи, относятся к сфере влияния российского бизнесмена Константина Григоришина.
Завод «Заря-Машпроект» является одним из крупнейших в СНГ производителей газовых турбин. Помимо России, продукцию предприятия покупают Китай, Индия и Иран. Газпрому завод поставляет двигатели для станций магистральных газопроводов. Стратегическое значение имеет для россиян и Запорожтрансформатор, чья продукция занимает 40% рынка стран СНГ. Харьковский Турбоатом занимает 13% мирового рынка турбин для АЭС. Половина его продукции идет в Россию. Портфель заказов предприятия до 2011 года уже сегодня оценивается в $280 млн.
Первый раз бизнес-империя Константина Григоришина понесла ощутимый удар в 2004 году — как раз по время первого премьерства Виктора Януковича. Тогда были наложены аресты на принадлежавшие российскому бизнесмену пакеты акций ОАО «Запорожтрансформатор», ОАО «Завод малогабаритных трансформаторов», шести облэнерго (Запорожского, Львовского, Сумского, Прикарпатского, Черниговского и Полтавского), а также на крупные пакеты акций других энергопоставляющих компаний. В результате Григоришин потерял существенную часть своих активов и позже был втянут — с ослабленных позиций — в войны на украинском энергорынке с группами Коломойского и Суркисов.
Стоит ли удивляться тому, что российский бизнесмен стал одним из спонсоров оранжевой революции? Но и победители этой революции не допустили бизнесмена к стратегическим активам, вообще закрыв ему въезд в Украину. В декабре 2007-го Григоришин окончательно лишился контроля над упомянутыми облэнерго, перешедшими к Игорю Коломойскому. При этом последний, почти синхронно, продал часть своих металлургических активов Евразу. Получился своеобразный обмен активами в треугольнике «Россия — Коломойский — Григоришин», результаты которого ныне могут подвергнуться ревизии.
Сейчас в интересах Григоришина приватизация харьковского Турбоатома, в котором бизнесмен владеет 14% акций, и создание машиностроительного холдинга, в который бы также вошли его же Сумское НПО им. Фрунзе и Запорожтрансформатор.
Вовремя предвидеть
Крупнейший в СНГ производитель авиационных двигателей и газотурбинных установок — компания «Мотор Сич» — активно сотрудничает с Россией все последние годы. При этом сама выступает на рынке РФ. Главным проектом, находящимся в стадии реализации, является открытие завода в подмосковной Дубне до конца текущего года. Мотор Сич производит двигатели для вертолетов Ми-8/Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148 и Як-130. Основной потребитель продукции Мотор Сичи — Россия, на долю которой приходится свыше 50% продаж. 2009 год Мотор Сич закончила с прибылью 741,2 млн грн, увеличив чистый доход на 81,89% по сравнению с 2008-м.
Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров компании, выступает сторонником максимально тесной кооперации с Россией, в первую очередь путем облегчения таможенных и налоговых правил. При этом он утверждает, что никакой внешний инвестор, в том числе российский, ему не нужен. Однако покупка Мотор Сичи Россией — в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — становится все более вероятной. Понимая это, Богуслаев сам выступает со встречным предложением к смежному российскому холдингу — Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) о создании управляющей компании для координации работ по реализации совместных проектов.
Текст: Павел СЕРОВ, Контракты. Фото - УНИАН.
Оценка материала:
Кандидаты на раскулачивание: собственность каких украинских олигархов может достаться россиянам20.05.2010