Життя та Стиль
Суспільство
Вызов «скорой»: в каких случаях можно и нужно звонить «103»
Изменениями в Программу медицинских гарантий (ПМГ) в 2021 году предусмотрено раннее информирование бригадами экстренной медпомощи о состоянии и подозрении на заболевание пациента.
Как передает Укринформ, об этом сообщает Национальная служба здоровья.
"Изменения в ПМГ-2021 касаются прежде всего интересов пациентов. Например, речь идет о раннем информировании учреждений здравоохранения бригадами "экстренки" о состоянии и подозрении на определённое заболевание пациента, которого транспортируют в больницу. А в тарифах учтена доплата за соблюдение правильных маршрутов пациентов с подозрением на инфаркт и инсульт", - говорится в сообщении.
В Нацслужбе напомнили, что пациент получает экстренную медицинскую помощь независимо от наличия декларации с семейным врачом, для вызова скорой не нужно э-направления. Звонок на 103 предусматривает, что человек находится в неотложном состоянии.
Оказание экстренной медицинской помощи является бесплатным. В частности: на месте происшествия - на улице, в общественных местах, на производстве, в различных учреждениях; во время транспортировки пациента, требующего оказания экстренной медицинской помощи в это время, в ответ на обращение медицинских работников; при личном обращении пациента, находящегося в угрожающем для жизни состоянии, в подразделении ЭМП.
Кроме того, бригады экстренной помощи выезжают в случае критического состояния к пациентам с COVID-19 и на месте оценивают состояние здоровья человека, определяют потребность в госпитализации и транспортируют лиц с подозрением на COVID-19 в определенную больницу. Если пациент с COVID-19 не требует госпитализации, ему оказывают необходимую медицинскую помощь и рекомендации.
Так, Национальная служба здоровья заключила договоры с 25 Центрами экстренной медицинской помощи каждой области страны и города Киев и в 2020 году выплатила им более 13 млрд грн за оказание экстренной помощи пациентам, в том числе пациентам с COVID-19.
В 2021 году НСЗУ перечислила учреждениям ЭМП почти 3 млрд грн за оказание экстренной помощи пациентам, в том числе и с COVID-19.
В Нацслужбе здоровья напомнили, что экстренная медицинская помощь оказывается при неотложных состояниях - внезапном ухудшении физического или психического здоровья, которое представляет прямую и неотвратимую угрозу жизни и здоровью человека или окружающих его людей и возникает вследствие болезни, травмы, отравления или других внутренних или внешних причин.
"Если человек в неотложном состоянии не может самостоятельно вызвать скорую, то любой свидетель такой ситуации обязан осуществить вызов экстренной медицинской помощи. Для этого необходимо указать местонахождение пострадавшего, максимально точно описать жалобы и состояние, пол и ориентировочный возраст человека, которому нужна помощь. Если вы знаете наверняка, то укажите причину возникновения неотложного состояния. Например: ДТП; падение со второго этажа и пр. Не надо преувеличивать или предоставлять ложную информацию. Также важно четко и спокойно отвечать на все вопросы диспетчера", - напомнили рекомендации в НСЗУ.
Также в Нацслужбе отметили, что есть случаи, когда диспетчер имеет право отказать в вызове, который по сути является необоснованным именно для службы экстренной медицинской помощи. Например, при жалобах только на температуру, когда пациент даже не делал попытки выпить жаропонижающий препарат. Или исключительно для того, чтобы измерить давление или сделать инъекцию. Или для выполнения функции такси для пациентов, которые не нуждаются в экстренной медицинской помощи или медицинском сопровождении.
Как сообщалось, Программа медицинских гарантий на 2021 год начнет действовать с 1 апреля.