Колонки
Колонки / Блоги
Язык – это оружие. Отдавать врагу оружие во время войны – странно
Алексей Копытько: Для многих нелюбителей русского языка в Украине идеальной ролевой моделью является Польша. Или Турция. Моноэтническое моноконфессиональное сообщество монолингвов. Потому что эти страны сравнительно успешны. Сейчас. Но они стараются не вспоминать, вследствие чего эти страны стали моно-. И что они потеряли по дороге. Если мы собираемся удерживать периметр в нынешних границах, модель «моно» не работает, она просто губительна.
В сети и медиа опять творится какая-то дичь на тему русского языка. Казалось бы, тысячу разу же проговорено, но нит. Тогда ещё раз.
1. Я планирую следующей осенью взять своему сыну на несколько месяцев репетитора по русскому языку, чтобы прокачать грамматику. Как и я, мои дети говорят на русском языке, хотя прекрасно знают украинский. Но русский язык они никогда не учили. Мой сын (8 класс) очень хорошо (по содержанию) и грамотно пишет по-русски, потому что много читает. Но иногда допускает ошибки, потому что никогда не учил правил. Я убеждён, что владение русским языком в совершенстве – это преимущество, и лишать своих детей этого преимущества в угоду каким-то идиотам я не собираюсь. Во избежание предсказуемых вопросов – сын владеет английским и немецким на уровне В-2, к окончанию школы это будет С+. Эта же тактика уже применяется к дочери.
2. Меня бесконечно удивляет нездоровая реакция в Украине на заявления россиян в отношении «защиты русскоязычных». Не будет русскоязычных – будут защищать православных. Не будет православных – будут на упреждение бороться с «нацистскими бандами на их территории» как это делали в Сирии. Или возмутятся наличием сторонников НАТО. Или внезапно найдут украинских диверсантов на Чукотке. И т.д. Какой язык защищали в Чехословакии или в Афганистане? Что за бред вы несёте?
3. Это русскоязычные заставили отдать Медведчуку трубу и зачистить рынок под его заправки? Это русскоязычные пилят Карпаты, добывают янтарь и творят другие выдающие патриотические вещи? Знаменитый судья-колядун Зварич и его подельники на каком языке колядовали? Академик Литвин на каком языке за державу слёзы лил? Мы обречены жить рядом с Россией. Единственный способ выжить – строить эффективное государство, держать в голове суть и не отвлекаться на ложные цели.
4. Мне непонятно, как на восьмом году войны и тридцатом году независимости многие до сих пор не усвоили простую мысль. Укрепление позиций украинского языка – это меры необходимой обороны для выживания страны. Без этого нельзя. Но отказ от всестороннего применения в интересах Украины русского языка – это дурость. Это попытка бесконечно вести войну на своей территории. Поймите наконец. Для России не имеет никакого значения всё, что написано на украинском языке. Отдельные точечные переводы и удачные примеры картину не меняют – только подчёркивают правило.
5. Россияне в массе не приучены изучать и понимать другие языки. Для Кремля (как и для любого тяготеющего к тоталитаризму режима) имеет значение только то, что создаётся на русском языке и без барьера проникает в российское инфополе. Без системной работы по созданию русскоязычного контента, который будет работать на российском поле в интересах Украины, в том числе – через российские каналы, мы всегда будем в обороне на своей территории.
6. Россияне приходят в ужас, когда нам удается запустить на их полянку эффективный русскоязычный мыслевирус. Потому что они не умеют играть в обороне. И на оборону (борьбу с нарративами, мыслевирусами, фейками и т.д.) требуется на порядки больше ресурсов, чем на их создание и запуск. Поэтому зачистка украинского поля от российских каналов распространения дезинформации – это правильно, а вот отказ от мобилизации русского языка на службу Украине – это неправильно, это ошибка. Язык – это оружие. Самый лобовой пример. Нашим дипломатам в ООН приходится каждый раз сражаться за адекватный перевод документов на русский язык – один из официальных языков ООН. Россия применяет русский язык против нас везде, где может. А мы отказываемся.
7. Я как-то пропустил дискуссию по поводу «украинского русского», она мне показалась странной. Сейчас кое-что посмотрел и отметил, что вне поля зрения остался важный момент. Этнические русские – национальное меньшинство в Украине. В идеале права национальных меньшинств, в том числе – языковые, должны обеспечиваться государством Украина в сотрудничестве с этнически родственным для нацменьшинства государством. По очевидной причине – на нас напала Россия – этнические русские, которых миллионы даже согласно официальным данным, не могут взаимодействовать с этнически родственным государством. Много русских воюет в рядах украинской армии против этого «родственного» государства и в гробу его видело.
8. Но языковые права от этого никуда не деваются. Возможность их реализовать должна быть не только номинально защищена, но и адекватно институционализирована и упорядочена именно силами украинского государства. Россия ежегодно устраивает камлания в день русского языка, который приурочен к дню рождения Пушкина. Представьте, что будет, если украинское государство выберет из плеяды украинских русскоязычных авторов любого достойного, и в день его рождения начнёт отмечать день русского языка в Украине? Чтобы собрались филолого-лингвисты и подрались по поводу непонятных нормальному человеку нюансов правописания. Чтобы приехали иностранные гости, которые зафиксируют, что «притеснения русского языка» в Украине – это бред. И т.д. Как вы думаете, что покажут по российскому телевизору?
9. Это не требует значительных усилий. Просто с этим нужно адекватно работать. А не впадать в истерику. История 2014 года должна была научить, что язык – важен. Нравится вам это или нет. Если российской пропаганде удаётся легко манипулировать людьми на теме языка – значит это важная для людей тема, ей надо системно заниматься. А не уклоняться и не отмахиваться от неё. Когда людям, для которых язык важен, украинские патриоты прямым текстом говорят «хотите что-то для русского языка – обращайтесь в Москву» – это выстрел в ногу. Россия научилась применять против Украины украинский язык. Ведущие телеканалов Медведчука идеально щебечут на украинском языке. В сети всё меньше ботов, которые генерируют «пекельні борошна». Враг адаптируется – а мы теряем время, бегая по кругу.
10. Наращивание потенциала украинского языка, совершенствование контента и развитие каналов – это укрепление брони. Применение русского языка – это увеличение ударной мощи вооружения, повышение его дальнобойности. Отдавать врагу оружие, которое делает врага уязвимым, да ещё во время войны – странно. Просто странно.
Итого. Для многих нелюбителей русского языка в Украине идеальной ролевой моделью является Польша. Или Турция. Моноэтническое моноконфессиональное сообщество монолингвов. Потому что эти страны сравнительно успешны. Сейчас.
Но они стараются не вспоминать, вследствие чего эти страны стали моно-. И что они потеряли по дороге. И что на самом деле обеспечило их сегодняшний успех. Который и порождает в этих странах фантомные боли и борения по поводу возврата «утраченного». Не надо путать причины и следствия.
Если мы собираемся удерживать периметр в нынешних границах, модель «моно» не работает, она просто губительна.
Автор: Алексей Копытько, блогер, общественный деятель, координатор проекта «Информационное сопротивление»