НОВИНИ ДНЯ: Україну замете не на жарт. Які області засипле снігом найближчим часом  РФ за 10 днів втрачає стільки, як СРСР в Афганістані за 10 років – експерт  Україна може програти, якщо США скоротять допомогу, - Зеленський  У Києві прогнозують подальше ускладнення погодних умов  Чи може Путін погодитись на замороження війни: у Кремлі відповіли  США дали "зелене світло" на удари вглиб Росії ракетами Storm Shadow, - The Times  Завершення війни залежить від Путіна, але він слабший, ніж США і Трамп, - Зеленськийвсі новини дня
Бізнес
Економіка
03.03.2008 22290

Навстречу олигархам. Налоговая готова обсудить с ними их финансовые результаты

В интервью Председатель Государственной налоговой администрации Сергей Буряк рассказал о том, что: 1) очередь за возмещением НДС разрулят к апрелю 2) упрощенную систему нужно ужесточать 3) необычные цены деморализуют участников рынка 4) Налоговый кодекс могут вытащить из долгого ящика

Наталия Гузенко, Контракты

В Законе о госбюджете на 2008 год отсутствуют нормы, серьезно корректирующие налоговое законодательство. Какие нормативные новации могут появиться в марте после принятия изменений к госбюджету?


Сергей Буряк не чувствует себя новичком в налоговой системе.

— Не готов ответить исчерпывающе, акцентирую внимание на наиболее принципиальных изменениях. Во-первых, мы намерены изменить процедуру подачи налоговых деклараций плательщиками НДС, предполагается, в частности, что они будут предоставлять не только декларации, но еще и приложения — расшифровки обязательств и налоговых кредитов в разрезе контрагентов. Таким образом, будем видеть объемы уплаченного НДС, а также подлежащего возмещению. Во-вторых, могут быть увеличены акцизы на ликеро-водочные изделия, лично мне представляется ненормальной ситуация, когда в Украине акциз на спирт составляет EUR2,8 за литр, а в соседней России — EUR4,9.

В-третьих, мы собираемся обеспечить практическое применение правила «обычной цены». Соответствующий проект закона уже подготовлен, а его принятие позволит эффективнее администрировать налоги, отслеживать и интерпретировать изменение стоимости товаров. Среди прочего это даст нам возможность четче определять параметры увеличения доходов бюджета в процессе планирования.

Вы говорите о том, что, администрируя налоги, инспектора должны исходить не из договорной, а из обычной цены товара или услуги. Не боитесь, что это создаст поле для злоупотреблений, ведь невозможно объективно определить обычные цены на всю номенклатуру товаров?

— В законопроекте четко выписаны методы определения обычной цены, и они соответствуют рекомендациям руководства по трансфертному ценообразованию для многонациональных и налоговых администраций Организации экономического сотрудничества и развития. И без этих правил не обойтись — из-за отсутствия порядка и процедур их применения мы вынуждены закрывать глаза на различные финансовые манипуляции. Например, один и тот же ГОК отпускает аффилированному с ним меткомбинату сырье по заниженной цене, а заводу-конкуренту — по завышенной. В итоге одно предприятие получает сверхприбыли, а другое несет необоснованные убытки.

Учитывая недоразвитость украинских бирж, вряд ли удастся определять обычные цены в полном соответствии с рекомендациями ОЭСР. Зачем ГНАУ вмешиваться в отношения собственников ГОКов и меткомбинатов?

— Существующие ножницы цен разлагают рынок и деморализуют его участников. Кстати, дельта между обычной (рыночной) ценой и договорной чаще всего обусловлена желанием оптимизировать уплату налогов — перенести базу или объект налогообложения с одного плательщика на другого.

Плательщики НДС вряд ли будут в восторге от того, что их обяжут предоставлять не только декларации, но и приложения-расшифровки о движении средств в разрезе контрагентов. Каковы гарантии, что под лозунгами борьбы с возмещением фиктивного НДС предпринимателям не навяжут дорогое программное обеспечение или услуги налоговиков по оформлению расшифровок?

— Предприниматели смогут готовить отчетность самостоятельно, а соответствующее программное обеспечение будет им предоставлено бесплатно — его можно скачать с сайта ГНАУ. Важно, чтобыналоговые инспектора не выезжали на встречные проверки, а определяли «ямы» и прорехи в НДС-цепочках на основании поданной документации. В 2007 году, к примеру, инспектора провели 190 тыс. выездных проверок, это очень много. Кроме того, приложения-расшифровки к декларациям позволят нам ускорить процесс возмещения НДС. Немаловажно также, что добросовестные предприниматели смогут реже общаться с налоговиками лично — количество проверок на местах мы предполагаем сократить до 30-40 тыс. в год.

Кстати, по состоянию на 1 января 2008 года задолженность государства по НДС составляла 8,5 млрд грн. Четверть этой суммы экспортерам возвратили в течение месяца. Гарантирую, что мои подчиненные забудут о векселях, теневых схемах и дутом НДС, все будут работать только в рамках закона.

В 2005 году по инициативе министра финансов Виктора Пинзеника из украинского законодательства исключили термин «просроченный НДС». По сути, предприятия лишили права требовать от государства погашения НДС в судебном порядке. Как будете выруливать из сложившейся ситуации?

— НДС нужно возмещать в течение 60 дней, плюс 5 дней для подачи заключения структурам казначейства и столько же для денежных переводов. НДС, невозмещенный вовремя, является просроченным. Когда такой термин существовал официально, государство теряло много денег на процентах, не успевая вовремя возмещать НДС. Это не совсем правильно, и я не сторонник возвращения термина «просроченный НДС» в законодательство. Просто нужно его возмещать вовремя тем плательщикам, к которым нет претензий. Мы сделаем все, чтобы разрулить очередь предприятий к апрелю.

Где правительство Тимошенко возьмет столько денег?

— Деньги в бюджете будут. Все будет нормально.

А список бизнесменов, рассчитывающих на внеочередное возмещение, составленный вашими предшественниками, изменится?

— К сожалению, такого списка не существовало, сейчас мы работаем над его составлением. Хотим создать перечень предприятий со значительными основными фондами, которым НДС будут возмещать автоматически. Не скажу, что у всех абсолютно безупречные налоговые истории... Не факт, что во всей стране наберется 3-4 предприятия, которые ни разу не конфликтовали с налоговой.

Некоторые ваши однопартийцы неоднократно инициировали отмену НДС. Что вы об этом думаете?

— Мы движемся в ЕС, где есть определенные стандарты, в том числе и налогообложения. НДС взимают во всех странах Евросоюза (основание — директива ЕС № 112), это простой и эффективный налог. Другое дело, что в Украине приходится администрировать НДС в условиях несовершенного законодательства, прорехи которого позволяют делать бизнес на возмещении. Чтобы выйти из этой ситуации, законодатель должен устранить недочеты.

Правда ли, что во время работы вашего предшественника Анатолия Брезвина были серьезные региональные перекосы при возмещении НДС?

— Определенные перекосы были, но очень незначительные и обусловленные исключительно особенностями регионов. Нельзя сравнивать промышленный и экспортный потенциал, к примеру, Донецка и Днепропетровска с возможностями предприятий в Черновцах и Тернополе.

Еще один экс-председатель ГНАУ Александр Киреев рассказывал, что во времена премьерства Тимошенко крупные донбасские предприятия уклонялись от уплаты налогов по политическим мотивам. Как решаете эту проблему?

— Сейчас ситуация немного иная. За последние несколько лет крупные ФПГ Донбасса и Днепропетровска стали публичными и находятся под прессингом как международных, так и украинских аудиторов. Став прозрачными, они не рискуют уклоняться от уплаты налогов. Соответственно, мне работать проще, чем Александру Кирееву в 2005-м. Хотя непубличные ФПГ после нашего прихода к власти действительно решили возобновить оптимизационные схемы. Но мы стараемся договориться с собственниками.

Какой метод используете: кнута или возмещения НДС?

— Не хочу, чтобы налоговую администрацию воспринимали исключительно как фискальный орган. Доверие может улучшить платежную дисциплину, поэтому мы стараемся работать так, чтобы бизнес нам верил. В марте руководство ГНАУ встретится с представителями всех ФПГ (с химиками, металлургами, банкирами и пр.) и совместно решим все проблемы, поговорим об увеличении налоговой нагрузки на добровольных началах.

А к вам уже приходили депутаты с просьбой поспособствовать возмещению НДС отдельным предприятиям?

— Таких просьб не было. Я общаюсь с депутатами, но о плановом возмещении НДС еще никто не говорил. В основном просят поставить своих людей на различные посты в налоговой службе. А я горжусь тем, что пока удается держать оборону.

Вам предлагали на должности зампредов?

— Просителей интересовали места в руководстве областных налоговых администраций. Мы просьбы такого рода отклоняем, хотя от услуг глав некоторых областных подразделений уже отказались.

Руководителей областных администраций уволили по политическим мотивам?

— Нет. Уволены все, кто неудовлетворительно работал в прошлом году.

Возглавив налоговую, вы столкнулись с противодействием замов, которых назначил ваш предшественник?


У налоговой нет проблем с ФПГ.

— Нет. В налоговой службе не приняты неуставные отношения. Хотя некоторые сложности в работе были, поскольку последние три-четыре года наша структура деморализована. Налоговую постоянно обвиняют во всех грехах (судя по размеру задолженности по НДС, во многом заслуженно), однако авторитет ГНАУ подрывать нельзя.

Вы сработались с министром финансов?

— С Виктором Михайловичем Пинзеником давно знакомы, поэтому особых проблем не было. Мы не решаем, кто старше, а кто младше. И я благодарен министру за понимание специфики работы ГНАУ. Кстати, я считаю пустыми разговоры о возвращении ГНАУ права законодательной инициативы. Минфин, системно оценивающий фискальную политику, может обеспечить более целостный подход к бюджетному процессу. Мы же отвечаем за администрирование налогов.

Пинзеник неоднократно инициировал ужесточение норм, регламентирующих работу упрощенцев. Будет ли правительство пересматривать эти нормы?

— Нормы объективно нужно ужесточать, поскольку единый налог создает чудовищное поле для злоупотреблений. Скажем, в 2007 году налоговая обнаружила, что обороты 2,5 тыс. физлиц-упрощенцев превышали отметку в 10 млн грн (хотя потолок — 500 тыс. грн). Однако, учитывая сложность нынешней политико-экономической ситуации, никаких кардинальных реформ упрощенки не предвидится. В том числе не будем ограничивать плательщиков единого налога профессиональными рамками.

Будет ли введен налог на недвижимость при принятии изменений к госбюджету-2008?

— Нет, это точно, но в процессе подготовки Налогового кодекса мы проведем дискуссию о целесообразности введения такого налога, говорить о его конкретных параметрах рано.

Когда может быть принят Налоговый кодекс?

— Это вопрос исключительно политической воли. Дело в том, что текст кодекса изменяется с каждым очередным созывом ВР. Лично я считаю, что Налоговый кодекс должен быть не просто сборником действующих законов, а органичным документом, регламентирующим тактику и стратегию налогообложения. Сейчас этот документ готов на 70-80%. Если ВР, президент и премьер захотят, то кодекс может быть принят в течение I полугодия. Если же этим вопросом не заниматься, то процесс может затянуться еще лет на пять.

Что конкретно вы предлагаете изменить в налоговом законодательстве?

— Необходимо расставить политические и экономические акценты, у каждой политической силы свои приоритеты, я не хотел бы становиться между ними. Однозначно могу сказать, что необходимо снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Сейчас, чтобы выплатить сотруднику 1 тыс. грн, нужно заплатить более 360 грн налогов — естественно, собственники предприятий уводят финансовые потоки в тень. Введение единого социального налога исправит ситуацию, если будет снижен процент отчислений с ФОТ.

Почему ГНАУ возглавили именно вы?

— А почему бы и нет?! У меня базовое финансовое образование, четыре года я возглавлял Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, отчасти ответственный за налоговую политику. До этого много лет руководил банком. Так что в налоговой системе не чувствую себя новичком.

 

Карьера финансиста

Декабрь 2007 г. — председатель ГНАУ

1995-2007 гг. — народный депутат

1992 г. — глава правления АБ «Брокбизнесбанк»

Август 1991 г. — глава правления Орендкоопбанка УССР

Май 1991 г. — ассистент кафедры финансов Нархоза

1989 г. — окончил Киевский институт народного хозяйства

1 апреля 1966 г. — родился в Донецке


Фото Светланы Скрябиной

 

Оценка материала:

3.75 / 8
Навстречу олигархам. Налоговая готова обсудить с ними их финансовые результаты 3.75 5 8
Бізнес / Економіка
03.03.2008 22290
Еще материалы раздела «Економіка»