НОВОСТИ ДНЯ: Морозець уночі та «плюс» удень: синоптики дали прогноз на останні дні жовтня  До «червоної» зони переведуть ще п'ять областей – Ляшко  Антициклон принесет в Украину резкую смену погоды: синоптики обновили прогноз  Firefly Aerospace планує побудувати модуль для висадки на Місяць до вересня 2023 року  Астрономи показали одну з наймолодших знайдених екзопланет  США налаштовані агресивно реагувати на російські кібератаки – Білий дім  Швидко й дешево: НБУ презентував концепцію системи миттєвих платежіввсе новости дня
23.09.2021 2708

Раскрыта одна из загадок лунных кратеров

Ранние удары астероидов, приходившиеся по полужидкой поверхности еще незастывшей магмы, оставляли нехарактерные следы – впрочем, они видны и сегодня.

Достаточно взглянуть на Луну, чтобы увидеть, что она пережила тяжелые времена за свою примерно 4,5-миллиардную историю. Однако новое исследование, опубликованное в Nature Communications,  предполагает, что некоторые из самых старых ударов астероидов по Луне оставили почти нетипичные отпечатки, поскольку ударялись о пластичный океан магмы, покрывавший Луну, прежде чем она остыла и затвердела.

В таком полумягком состоянии Луна, по мнению авторов статьи, находилась примерно в первый миллиард лет своего существования.

Тем не менее, следы древних ударов по полумягкой Луне можно обнаружить и сегодня. «Эти большие ударные кратеры, часто называемые ударными бассейнами, образовавшиеся во время затвердевания лунного магматического океана более четырех миллиардов лет назад, имеют совершенно другой вид по сравнению с кратерами, возникшими в позднейшей геологической истории», — говорит один из авторов работы, планетолог Катарина Милькович из Куртинского университета в Австралии.

Идея глобального магматического океана на Луне сама по себе  не нова, но новая работа глубже исследует потенциальную временную шкалу столкновений полумягкой магмы и астероидов, и пытается согласовать ее с тем, что мы знаем о других событиях, происходивших в то время в Солнечной системе.

На сегодняшний день есть несколько версий эволюции Луны с момента ее образования, основанных на разных моделях, от общих соображений об эволюции  Солнечной системы до свидетельств ударных толчков в образцах, доставленных с поверхности Луны астронавтами Аполлона. Временные рамки затвердевания лунного магматического океана в этих моделях значительно различаются.

Подробное изучение следов крупных ударных бомбардировок, типичных для самых ранних периодов эволюции Солнечной системы, может помочь в уточнении сроков и хода ее эволюции. А, поскольку мы близкие соседи Луны, то все, что с ней произошло, оказывало влияние и на Землю. Таким образом, изучение ранних кратеров дает нам лучшее понимание того, как возникла наша планета и жизнь на ней.

Даже на Луне, покрытой шрамами от ударов, бассейн Южный полюс — Эйткен сильно выделяется. Это один из самых больших ударных кратеров во всей Солнечной системе. Его диаметр составляет 2500 километров, а глубина — 8,2 км. Исследование этого кратера поможет понять, как образовалась Луна.

По материалам Science Alert