Життя та Стиль
Суспільство
Найден город, где Иисус ходил по воде
Археологи спорят о местонахождении библейского города Вифсаида. На это звание претендуют сразу два места.
В Новом Завете город, называемый Вифсаидой, упоминается как место, где Иисус, который, как считается, родился около 4 г. до н.э., восстановил зрение слепому, и что он существовал недалеко от Галилейского моря, о котором, как известно из Евангелия, что Иисус ходил по воде.
Сегодня два археологических памятника, расположенные на расстоянии около 2 км друг от друга - эт-Телль и эль-Арадж - считаются основными кандидатами на Вифсаиду, но археологи не пришли к единому мнению, какое место является библейским городом.
С 1987 года группа под руководством Рами Арава, профессора религиоведения в Университете Небраски в Омахе, ведет раскопки в Эт-Телль, месте, которое, по убеждению его команды, является Вифсаидой.
На протяжении десятилетий они постепенно открывали город, которому более 3000 лет и который был населен на протяжении тысячелетий. Аргументы в пользу того, что эт-Телль является Вифсаидой, казались настолько убедительными, что правительство Израиля признало это место Вифсаидой примерно в 1995 году. Местоположение и размер этого места были обоими факторами при принятии решения.
Однако, поскольку в последние годы было обнаружено больше находок с другого спорного объекта, Эль-Араджа, правительство ослабило свою поддержку, вместо этого объявив общую территорию, включающую как эт-Телль, так и эль-Арадж, заповедником долины Вифсаида.
Некоторые археологи утверждают, что эт-Телль на берегу Галилейского моря - это место Вифсаиды, где Иисус якобы ходил по воде.
Некоторые археологи выразили озабоченность по поводу того, что эт-Телль не был особенно большим в то время, когда жил Иисус; это проблема, поскольку древние источники предполагают, что Вифсаида была большим городом.
Джоди Мэгнесс, профессор кафедры религиоведения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, не имеющая отношения к раскопкам ни на одном из этих мест, отметила, что железный век (с 1200 г. до н.э. до 550 г. до н.э.), сохранившийся в эт-Телле, "очень существенен", "что указывает на то, что в то время это был большой город; но, что важно, останки раннего римского периода, когда жил Иисус, "относительно немногочисленны", что позволяет предположить, что это поселение превратилось в относительно небольшое", добавила Мэгнесс. Однако она предупредила, что не следует делать никаких выводов, пока останки с обоих участков не будут полностью описаны.
Арав не согласен, говоря, что римские находки в Эт-Телле значительны и включают римский храм, который, по его мнению, был построен после того, как Вифсаида была преобразована в город и ее название было изменено на Юлия в честь жены римского императора Августа (также называемой Ливией).
"Мы обнаружили фигурки, демонстрирующие, что храм был посвящен Юлии / Ливии, жене Августа", - сказал Арав. Он отметил, что городская стена, построенная Филиппом, сыном царя Ирода, также была обнаружена вокруг эт-Телля. Тот факт, что Филипп взял на себя труд построить стену вокруг этого места, говорит о том, что в то время, когда жил Иисус, оно было значительным.
Другое поселение - Эль-Арадж - датируется по крайней мере первым веком нашей эры, сообщил Мордехай Авиам, директор Института галилейской археологии в колледже Кинерет на Галилейском море. Он руководит раскопками в Эль-Арадж вместе со Стивеном Нотли, профессором библейских исследований в колледже Найак в Нью-Йорке.
Одна из самых впечатляющих находок в Эль-Арадж - большая церковь с мозаичными полами, возраст которой составляет около 1500 лет. Исследователи полагают, что в тексте, написанном баварским епископом Виллибальдом в 724 году нашей эры, упоминается церковь. Виллибальд описывает паломничество в церковь, говоря: "Оттуда они отправились в Вифсаиду, резиденцию Петра и Андрея [апостолов Иисуса], где сейчас на месте их дома находится церковь". Археологи Эль-Араджа также нашли остатки римской бани, которая восходит к более ранним временам.
Одна из проблем с идентификацией эль-Араджа как Вифсаиды заключается в том, что геологические исследования этого района показывают, что большая часть эль-Араджа находилась под водой в первом веке нашей эры, когда жил Иисус, по словам Джона Шредера, почетного профессора географии и географии. геология в Университете Омахи. В то время "эль-Араж не был бы достаточно большим или достаточно стабильным местом у кромки воды, чтобы вместить больше, чем несколько построек", - писал Шредер в статье.
Ученые из команды эль-Арадж оспаривают эти выводы и утверждают, что достаточная часть этого места находилась бы над водой, чтобы во времена Иисуса процветало значительное поселение.
В статье 2020 года, опубликованной в журнале Biblical Archeology Review, Арав предположил, что часть Эль-Араджа могла быть использована в качестве временного военного лагеря в первом веке нашей эры. Он отметил, что древний писатель Иосиф Флавий упомянул о лагере, строящемся в этом районе. римскими войсками во время восстания евреев против римлян между 66 и 73 годами нашей эры.
Роберт Каргилл, археолог и профессор иудаизма и христианства в Университете Айовы, сказал, что он уверен, что эль-Арадж - это Вифсаида. "Аргументы в пользу эль-Араджа не просто убедительны; они впечатляют и становятся все более убедительными с каждым сезоном раскопок", - сказал Каргилл. Джонатан Рид, профессор религии в Университете Ла Верна в Калифорнии, согласился, сказав, что эль-Араж "весьма вероятно" Вифсаида.
Ученые, не связанные ни с одним из раскопок, придерживались различных точек зрения на то, на каком месте находится настоящая Вифсаида. Одна из возможностей состоит в том, что оба эти места являются библейским городом, сказал Дэвид Грейвс, который имеет докторскую степень по археологии в Абердинском университете в Великобритании и специализируется на библейской археологии. "Я считаю, что эт-Телль - это Вифсаида, а гавань [Вифсаиды] была расположена в эль-Арадж", - сказал независимый исследователь Грейвс.
Авиам сказал, что исследователи эль-Араджа не думают, что оба эти места могут быть Вифсаидой, потому что исторические записи говорят, что Вифсаида была преобразована в город в первом веке нашей эры, и они думают, что эль-Араж был более значительным местом, чем эт-Телль. на данный момент.
Арав согласился, что оба эти места не могут быть Вифсаидой, но сказал, что после того, как эт-Телль был разрушен землетрясением в четвертом веке нашей эры, люди могли перебраться в район, окружающий эль-Арадж.
Другие ученые заявили, что хотят подождать, пока не будут проведены новые раскопки и будет опубликована дополнительная информация, прежде чем занять позицию.