НОВИНИ ДНЯ: У Трампа є механізми, щоб заохотити Путіна до миру — дипломат  Погода на Новий рік: синоптикиня розповіла чи очікувати українцям снігу та морозу  Укргідрометцентр дав прогноз на найхолодніший місяць року  Синоптики дали прогноз на 26 грудня в Україні. Де чекати дощі та сніг  В Укргідрометцентрі спрогнозували, де на Різдво буде до +10°C  На Різдво - подекуди дощ і невеликий мокрий сніг  Погода на Різдво: чи будуть в Україні сніг і мороз 25 груднявсі новини дня
Політика
Україна
22.12.2021 731

«Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить» (с). Аудит в Минобороны

Алексей Копытько: О важном. Аккурат перед новым годом Минобороны выходит на новую стадию траектории. Несколько ремарок о контексте. Два факта в качестве официального старта.  21 декабря 2021 года в Минобороны начался комплексный аудит за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Проверят – всего ничего – расходование 332+ млрд. грн. Вооружение, квартиры, строительство арсеналов и всё самое вкусное. Аудит начат по инициативе министра обороны Алексея Резникова, который обещал его запустить. И запустил.

Госаудитслужба очень быстро отреагировала на просьбу, подготовительная часть свершилась в кратчайшие сроки. Теперь аудиторы физически начнут свою работу в ключевых структурных подразделениях Минобороны и ГШ, а также в более чем 50 подведомственных структурах по всей территории Украины. Впереди полгода под знаком «скандалы, интриги, расследования».

Вчера же НАБУ и САП выкатили подозрение заместителю начальника одного из управлений Минобороны, который, по их данным, предлагал взятку 24 млн грн. внутреннему аудиту Минобороны. Чтобы закрыли глаза на творческое освоение 400 млн грн. на специальном объекте «Единый центр безопасности Центрального управления безопасности военной службы ВСУ».

Аудит выполнения обязательств подрядчиком снова-таки был начат по распоряжению министра обороны. Т.е., объявлено своего рода соцсоревнование между внешними аудиторами и внутренними проверяющими службами Минобороны (Главинспекция уже точит ножи и бархатной тряпочкой полирует гильотину). Злодеев будут загонять и снаружи, и изнутри.

Как следствие – сейчас начнётся дикий ор совершенно разных людей. Кто-то будет защищать свои кормушки и спасаться от тюрьмы, кого-то введут в заблуждение негодяи. Кто-то будет просто лоббировать и пытаться вставить ножку. Будут посты в интернетах, заявления в эфирах, мноооооооооооооого депутатских запросов, пикеты и даже голодовки.

В общем, те точечные атаки на новую команду МОУ, которые обозначились в последнее время, превратятся в лавину. Особенно – когда руки дойдут до региональных князьков, руливших военными активами не год и не даже не пять.

Особо хочу обратить внимание на два типа сигналов, которые уже проявились.

Первый, непубличный – «мы с ними порешали». В данный момент набирает обороты системная проверка платежей. Началось с самых крупных с последующим понижением сумм. Чтобы со временем отделить добросовестных исполнителей от схематоза. Как следствие – часть траншей тормозится до выяснения. Это шикарная питательная среда для мошенников, которые уже ходят по рынку и предлагают «порешать» якобы от имени нового руководства. Как только платёж выходит после проверки, данные лица заявляют «так это ж мы» и «обилечивают» контрагентов МОУ.

С этим сложно что-то сделать, просто не хватает рук. Но как только будут запущены базовые системные процессы, эти предприимчивые граждане получат свою долю внимания. Пока общая рекомендация – сразу бить подобных «решал», ибо чистый развод.

Вторый тип, публичный – «Минобороны срывает разработку/закупку чудо-оружия, которое поможет нам одолеть Россию». Его природа такова.

Впервые за 30 независимости анонсирован (и уже начался подготовительный процесс) пересмотр всех ДКР (дослідно-конструкторських робіт), чтобы очистить оборонные закупки от разного шлака и несистемных решений.

Статистику Резников обнародовал: 1) каждая пятая ДКР длится более 20 лет, что нонсенс; 2) только 13% из поставленного на вооружение в армию разработано по заказу Генштаба, остальное появилось со стороны, иногда – весьма причудливым образом.

Как должно быть? Если упрощённо.

Армия определяет, какое оружие необходимо для решения тех или иных задач. Генштаб формулирует согласованное пожелание. Далее организовывается либо производство в Украине, либо импорт. Всё это в идеале осуществляется в рамках долгосрочного планирования.

Как присходит на практике?

Некие лица (это могут быть жулики или наоборот – очень достойные люди, искренне стремящиеся помочь) уясняют, что некое воинское подразделение почему-то считает, что для победы над врагом украинской армии крайне необходим бульдозер с вертикальным взлётом. Либо просто умеют производить какой-то продукт и хотят продать его армии.

Используя разные формы воздействия, в том числе – публичное давление через общестенное мнение, эти лица добиваются формального разрешения от Минобороны открыть ДКР. Всё чинно и благородно – ДКР сначала осуществляется не за бюджетные деньги, а за оборотные средства заказчика. А у Минобороны нет никах обязательств. Ведь ДКР может быть неудачной.

Но рано или поздно наступает чудесный момент, когда государство ставят перед фактом, что оно должно заплатить. Либо профинансировать какой-то этап, без которого чудо-бульдозер вертикально не взлетит (часто это поясняют так: «волонтёры сделали всё, что можно, теперь должно государство»). Либо включить в план оборонзакупок тысячу чудо-бульдозеров, которые пока существуют только в виде картонного макета, и оплатить аванс. Желательно – процентов 80.

Это очень тонкая ситуация. Потому что есть немало искренних людей, которые вкладывают душу и свои личные средства из лучших побуждений. Но есть паразиты, которые дискредитируют всех. С этим придётся разобраться.

Не исключено, что чудо-бульдозер с вертикальным взлётом не повредит нашей армии. Но, во-первых, армия его не заказывала. У неё могут быть другие приоритеты с учётом тех ресурсов, которые есть. Разработка вундервафли – риск разработчика.

Во-вторых, не факт, что бульдозер вообще нужен.

По каждой ДКР будет задан вопрос – зачем нам (армии) это? Откуда оно взялось? Какую задачу оно решает и как повышает возможности ВСУ?

В случае невразумительных ответов ДКР будут прекращены. Подход «мы сделали классную штуку, купите её! Как нет?? Вы зрадныкы и агенты Путина!!!» работать не будет.

Некоторые производители вундервафлей, осознающие уязвимость своего положения (ибо нет никаких объективных предпосылок финансировать их творческий поиск), уже начали разворачивать кампанию критики. Это предсказуемо. Этого станет больше. Но не поможет.

Общий посыл такой.

Жулики, независимо от публичного реноме, дружбы с депутатами и количества подписчиков в фейсбуке, постепенно будут выявлены и отлучены от бюджета. При наличии оснований – отданы для изучения правоохранителям.

Конструктивные инициативы будут ранжированы по приоритетам. Денег на всё хорошее точно не хватит. Что-то хорошее и полезное точно будет отложено до лучших времён. Это больно. Но по-другому не будет. Нужно выйти на реалистичную картину, тогда появится шанс запустить системные преобразования.

В общем, медовый месяц закончился гораздо раньше традиционных 100 дней нового министра. И затишья на праздники не предвидится.

Вторжение так вторжение.

Следующий пост будет о топливе. Там тоже интересно.

Автор: Алексей Копытько, блогер, общественный деятель, координатор проекта «Информационное сопротивление»

Оценка материала:

5.00 / 1
«Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить» (с). Аудит в Минобороны 5.00 5 1
Політика / Україна
22.12.2021 731
Еще материалы раздела «Україна»