Колонки
Колонки / Блоги
Пандемия и бизнес: некоторые неожиданные и интересные эффекты
Руслан Югош, журналист: Уходящий год стал не самым удачным для рынка домашних животных. Начиная с лета даже от именитых заводчиков, к которым раньше всегда стояли очереди, приходилось слышать: «Котята не продаются. Совсем! Интересно, это только у меня так, или у всех так плохо?». Слабым утешением в такой ситуации было понимание, что в 2021-м стало плохо всем продавцам: и уже раскрученным питомникам, и новичкам. Почему так произошло и что с этим делать дальше?
- Андрей Волянский: Пандемия завершилась! Ждем следующую! Успешная афера подталкивает к поиску подобных вариантов
- «Украина прекрасна своей адаптивностью, Европа – фундаментальностью». Жизнь в Европе и Украине – сравнение
- 10 пунктов о том, что происходит на топливном рынке. Все решаемо, было бы желание?
На самом деле, причина лежит на поверхности – продолжающаяся в мировых масштабах пандемия. И если в прошлом году она здорово помогла заводчикам, то в этом ситуация отыгралась в обратном направлении.
С началом карантина в 2020-м году спрос на кошек и собак резко пошел вверх, и это стало общемировой тенденцией. По разным оценкам и разным странам, продажи выросли от 30% на постсоветском пространстве до 60-90% на западе. Почему? У людей появилось время на питомцев. Кто-то начал работать из дома, и ему стало скучно постоянно оставаться дома одному. Кто-то уже давно мечтал о кошке или собаке, а удаленка дала возможность уделять ей время и выгуливать. Кому-то нужно было перенаправить энергию сидящих дома детей с себя на кого-то еще, и идея завести детям питомца пришлась кстати. И так далее. И не забывайте – в начале карантина у людей еще оставались деньги.
Как результат, продажи пошли вверх, следом за ними – цены, и это дало ложную надежду заводчикам, что теперь всегда так будет. Не всегда. И 2021 год всех жестко приземлил.
В этом году, говоря языком экономики, перестал работать прошлогодний отложенный спрос. Многие из тех, кто откладывал покупку кошки и собаки, и должен был купить лишь в этом году, уже купил в прошлом. Многие покупки, которые должны были случиться за 2-3 года, по факту случились за один – 2020. Прошлый год забрал продажи у этого года, и, скорее всего, заберет у следующего. А упавшая в пандемию экономическая активность снизила общую покупательскую способность. Не только в Украине. Это, опять же, общемировая тенденция. И те, кто активно работал с западным рынком, знает, что даже продажи на запад уже не те.
Что с этим всем делать – это тема для отдельного разговора. И мы ней обязательно вернемся. Но позже
P.S. Буду благодарен заводчикам за фидбек: сообщите в личку, насколько у вас выросли продажи в прошлом году к позапрошлому, и насколько упали в этом? Или просто пройдите опрос по ссылке в первом комментарии. Мы используем эту информацию в нашем обобщенном годовом обзоре.
Сооснователь сервиса по продаже породистых животных Lapa.shop: Руслан Югош