Бізнес
Економіка
Где платят больше? Ритейл — в десятке рейтинга Контрактов
Сетевой ритейл уже ощущает нехватку специалистов, но еще не готов им платить больше. Кроме того, доходы менеджеров среднего уровня относительно невелики в ритейле во всем мире.
Топ-10 отраслей по величине среднерыночной годовой компенсации (включая бонусы, премии) по первым трем должностным позициям:
1. Финансово-промышленные группы
2. Банки
3. Инвесткомпании
4. Телекоммуникации
5. Страховщики
6. FMCG
7. Девелопмент
8. Информационные технологии
9. Фармацевтика
10. Ритейл
О борот сетевой розницы ежегодно растет на 20-30% — больше, чем в любой стране ЕС. Например, по данным января 2008 года, оборот розничной торговли в Украине увеличился на 27,1% (по сравнению с январем 2007-го) — до 27,344 млрд грн. Согласно прогнозам специалистов рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», в 2008 году украинский рынок торговли сохранит столь же высокие темпы развития, чему в немалой степени будет способствовать дальнейшее увеличение доходов населения и ожидаемый приход крупных иностранных игроков, а также продолжающееся изменение потребительских предпочтений. Покупатели все чаще выбирают организованные форматы торговли: супермаркеты, гипермаркеты, cash and carry.
Расширяя сети, отечественные ритейлеры стремятся увеличить товарооборот: в этом низкорентабельном бизнесе получить большую прибыль можно только при огромных оборотах. Но здесь торговцы сталкиваются с целым рядом трудностей, в частности, высокой текучкой кадров и дефицитом квалифицированных сотрудников. Работники в этой сфере меняют рабочее место каждые 6-12 месяцев. При этом наиболее успешные сотрудники уходят на повышение либо в рамках своей компании, либо к конкурентам. Соотношение же количества резюме и количества вакансий, размещенных в 2007 году по всем специализациям в области «Продажи» на сайте Head Hunter.com.ua, указывает на общий дефицит специалистов по продажам товаров и услуг. В прошлом году наиболее востребованы были специалисты по продажам в сфере FMCG (продуктов питания и товаров народного потребления). Но желающих стоять у прилавка или кассы совсем немного. В основном соискатели проявляют повышенный интерес к вакансиям в сфере управления продажами. Такие предложения превысили количество вакансий почти в полтора раза.
По наблюдениям Юлии Марющенко, директора департамента управления персоналом компании «Петрус», из-за растущего спроса уровень квалификации специалистов в сфере продаж снижается, начиная от торговых представителей и заканчивая региональными менеджерами. В то же время зависимость торгового бизнеса от качества работы персонала, даже при постоянном совершенствовании технологий продаж, не только не уменьшается, а зачастую наоборот растет.
Тем не менее, как показало исследование, проведенное консалтинговой компанией Hay Group, в ритейле платят относительно немного. Вообще низкая оплата труда в ритейле обусловлена, помимо прочего, особенностями профессии. «Они очень зажимистые ребята. Привыкли постоянно торговаться, требовать скидок и тому подобное. Однажды наш клиент, представитель крупной торговой сети, полчаса торговался о скидке за небольшой отчет стоимостью всего в EUR1,5 тыс., хотя стоимость его времени была намного выше», — с улыбкой говорит Валерий Марцинович, директор украинского офиса Hay Group.
Кроме того, как утверждает эксперт, доходы менеджеров среднего уровня относительно невелики в ритейле во всем мире, потому что в данной сфере все процедуры четко регламентированы и не требуют выдающихся способностей в управлении. Хотя данный сегмент рынка быстро меняется, что в свою очередь требует изменений в формате и концепции торговой сети. И может так случиться, что в скором времени все изменится.
По оценкам некоторых экспертов, доходы менеджеров сетевого ритейла могут существенно подтянуться. Самое щедрое предложение 2007 года огласила компания «Украинский ритейл». Директору по маркетингу там готовы платить $8-12 тыс. в месяц.
Менеджер
Человек в сети
Алексей ШЕЛИХОВСКИЙ,
старший партнер рекрутингового агентства «Компания Ранвей»
— Как правило, топ-менеджеры в ритейле получают от $2 до $10 тыс. в месяц — материальное вознаграждение зависит от величины, амбициозности компании, а также уровня специалиста. Величина бонусов и схема выплаты также обусловлены заниемаемой управленцем должностью. Это может быть либо вознаграждение по итогам выполнения плана за отчетный период — квартал, полугодие, год; либо вознаграждение после успешного завершения промежуточных этапов проекта, либо конечной сдачи в эксплуатацию нового магазина.
Специалистов — управленцев в сфере ритейла не хватает. Переманить профессионала очень сложно, поскольку компания-работодатель, чтобы его удержать, готова выполнять чуть ли не любые требования сотрудника.
Чаще всего работодатели ищут специалистов по развитию сетей с опытом работы в других крупных сетях. Молодых специалистов без опыта работы мало кто хочет брать. Основные требования к топ-менеджменту: возраст от 30 до 45 лет и как минимум трехлетний опыт работы на подобной должности.
Раньше иностранным ритейлерам было удобнее приглашать своих профессионалов, но теперь ситуация меняется — они готовы принимать на работу украинских специалистов. Кстати, высокопрофессиональные отечественные менеджеры иногда стоят дороже, чем западные, которые зачастую не могут справиться с проблемами, легко решаемыми украинскими коллегами, ведь отечественный рынок имеет свою специфику.
И все-таки некоторые украинские компании стремятся привлекать иностранных специалистов. Как правило, это сети, выходящие на IPO, они ищут специалистов, имеющих опыт работы за пределами Украины. Кстати, часто отечественные ритейлеры готовы платить управленцам больше иностранных. Отчасти это компенсируется тем, что в западных компаниях должностные обязанности менеджера всегда четкие и конкретные. А у отечественных, как правило, более размытые. Зачастую у украинского работодателя требования к управленцу могут меняться по ходу работы.
{pollxtbot id=12}
Топ-10 отраслей по величине среднерыночной годовой компенсации (включая бонусы, премии) по первым трем должностным позициям:
1. Финансово-промышленные группы
2. Банки
3. Инвесткомпании
4. Телекоммуникации
5. Страховщики
6. FMCG
7. Девелопмент
8. Информационные технологии
9. Фармацевтика
10. Ритейл