Політика
Україна
Неглубокий подкоп: результаты аудита деятельности Тимошенко оказались скромнее, чем ожидалось
Обнародованные в разгар предвыборной кампании результаты аудита Кабмина Тимошенко, равно как и аналогичные им результаты расследования КРУ, вновь доказали, что власть не будет конкурировать со своими оппонентами, она будет бороться с ними всеми доступными способами.
Леонид Кучма боролся с Павлом Лазаренко, Виктор Ющенко – с Юлией Тимошенко, Виктор Янукович – снова с Тимошенко. Только Лазаренко вышел коррупционером мирового масштаба, а Юлия Владимировна все равно остается страдалицей за доброе дело. Этаким Робин Гудом, забирающим из бюджета и отдающего старикам.
Восемь грехов Тимошенко
Правительству вменяется нецелевое использование средств на 53 млрд грн. Можно выделить восемь эпизодов нецелевых растрат.
Первый касается использования кредита МВФ. Полученные от Фонда 36,1 млрд грн были использованы на обеспечение текущих потребностей госбюджета (например, на выплаты зарплат бюджетникам), вместо погашения внешнего долга. Госказначейство, не имея полномочий, предоставило ссуды Пенсионному фонду на 42,1 млрд грн и «прокрутило» их в банках, разместив на депозитных счетах 6,4 млрд грн, 1,165 млн долларов и 97 млн евро средств госбюджета под заниженные проценты или вообще без их выплаты.
Второй «грех» – расходование «экологических» денег на выплату пенсий. Украина за 2,3 млрд грн продала неиспользованное право на выброс в атмосферу парниковых газов (в рамках Киотского протокола). 14 июля 2009 г. 180 млн евро этих средств были, по якобы прямому распоряжению Тимошенко, переведены на счета Госказначейства, а оттуда в Пенсионный фонд. При этом уже вскоре Украина получила транш МВФ, и экологические средства вернули. Пенсионерам ушло 25 млрд грн, что позволило выплачивать пенсии до самых выборов без задержек. Еще раз в Пенсионный фонд было направлено 200 млн евро через полтора месяца, 5 сентября. Эти деньги так и не вернулись. На «японские» средства Тимошенко спасала и Нафтогаз: 5 октября 2009 года еще 90 млн грн были перечислены в Укрэксимбанк для «поддержки» кредитной линии Нафтогаза. Деньги вернулись на «киотские» счета в мае 2010 года, уже после отставки Тимошенко.
Третье прегрешение Кабмина Тимошенко - закупка МЧС санитарных авто по завышенной втрое цене. 27 машин были проданы министерству по 799 тыс. грн каждая на общую сумму 21,5 млн грн - при их рыночной стоимости 242 тыс. грн/шт. Удорожание в 3,3 раза произошло за счет создания цепочки фирм-посредников. Машины были завезены по частям и собраны на два года раньше, чем об этом было заявлено. Специально, дабы скрыть возраст и происхождение машин, их минимально доработали в словацкой компании. В итоге, по документам вышли новые авто. Была еще одна фальсификация: по адресу, указанному в тендерной документации, компании не было.
Четвертое обвинение – при национализации банка «Киев» незаконно выплачено кредиторам 815,7 млн грн. Это обвинение, к слову, не так конкретизировано, как прочие.
Пятая махинация касается истории с закупкой сахара Госрезевром. В феврале 2010 г. Госрезерв законтрактовал 21,15 тыс. т сахара, за которые уплачено 243 млн грн (по 11 грн/кг). Однако компания-посредник поставила государству из них только 5 тыс. т. Госрезерв сделал полную предоплату, что обычно не практикуется.
Именно в начале февраля 2010 года Тимошенко рассказывала, что после второго тура президентских выборов цены на сахар снизятся. Продавцом стала компания «Гермес-Трейд». Незадолго до этого компания вроде бы договорилась купить 60 т бразильского тростникового сахара по 590 долларов - меньше 4700 грн за тонну (рыночная цена составляла 8500 грн за тонну). Однако к августу 2010 г. на склады Госкомрезерва было поставлено лишь 5 тыс. т, да и то – они оказались на бразильским а украинским сахаром. Вопрос в том, куда делись выделенные на закупку импортного сахара деньги (разница с учетом оплаты 5 тыс. т составляет 188 млн грн).
Шестое обвинение, прозвучавшее в результатах аудита, связано с пресловутой эпидемией свиного гриппа годичной давности. Речь о покупке лекарств по завышенным ценам и марлевых повязок, якобы бесплатно розданных населению, на которые ушло 3 млн погонных метров марли из Госрезерва. В закупках участвовали компании «Укрвакцина», «Укрмедснаб» и «Политехмед». Все закупки прошли через пятерку коммерческих посредников. Фактическая наценка достигала 100%.
В этом эпизоде аудиторы жаловались на неясность схемы и нежелание чиновников Минздрава сотрудничать с проверяющими. Тех, кто мог бы что-то рассказать, как-то сразу же увольняли. Объяснение очевидно – сегодня Минздравом руководит Зиновий Мытник, при правительстве Тимошенко курировавший тендерные закупки.
Седьмой эпизод также «медицинский», практически с теми же фигурантами. Он касается покупки 1 тыс. автомобилей Opel Combo якобы для нужд сельских амбулаторий. Суть операции: в июле 2009 года Минздрав через госпредприятие «Укрмедснаб» у австрийской компании Vamed Engineering GmbH & Co.KG закупил оборудования на 87,5 млн долларов, а также 1000 автомобилей Opel Combo на 12,5 млн. «Укрмедснаб» взял у Укрэксимбанка и австрийского UniСreditВank два кредита - на 16,3 и 85 млн евро. Закупленные машины вместо сельских амбулаторий направили на обслуживание предвыборной кампании Тимошенко.
Восьмое обвинение касается земельной программы Юлии Владимировны, развернутой в предвыборный период. Для выдачи частным владельцам бесплатных госактов на землю оплату их реальной стоимости произвели из других статей бюджета, с нарушением правил согласования с иными министерствами. Деньги на процедуру должны были поступить из Стабфонда, который создавался для борьбы с кризисом. Изначально на бесплатную регистрацию планировалось потратить 5,9 млрд грн. Затем сумму снизили до 508 млн грн. По состоянию на 1 января 2010 г., были оформлены только 620 тыс. из 6,4 млн госактов. Однако на них было потрачено 280 млн грн - 60% необходимой суммы.
На первом этапе выполнения программы Госкомзем должен был проинформировать граждан об их правах. Для этого в сентябре прошлого года был заключен контракт с некой компанией Ukrainian Mailing Centre LLC (ООО «Украинский Почтовый центр») на 10,2 млн грн. Эта структура, появившаяся только в конце июня, должна была разослать украинцам соответствующие уведомления. Но у Ukrainian Mailing Centre не было лицензии на почтовые услуги вплоть до середины декабря 2009 года. В итоге, компания заключила договора на почтовое обслуживание с минимум восемью подрядчиками, среди которых была и «Укрпочта». КРУ не могла найти подтверждения платежей по некоторым контрактам.
А судьи кто?
Как известно, Плато Качерис, возглавляющий компанию-аудитора Trout Cacheris, отказался озвучить стоимость аудита. Однако неофициальные источники говорят: американцы брали за работу от 1000 до 1500 долларов в час. Как указано в отчете компаний-аудиторов Akin Gump Strauss Hauer & Feld Маrk, Kroll и Trout Cacheris, их работа в Украине длилась с 18 мая по 15 сентября 2010 года. Это 86 рабочих дней. При восьмичасовом графике каждый из нанятых юристов (предполагается, что их было, минимум, 8 человек) за время работы в Украине заработал от 0,7 до 1 млн долларов.
Все три фирмы, занимавшиеся проверкой Кабмина, не могут считаться объективными следователями. Детективное агентство Krol» в свое время (после расследования в Украине во времена Леонида Кучмы) заявляло, что к убийству журналиста Георгия Гонгадзе высшие должностные лица страны не причастны. Компания Akin Gump, согласно данным немецкой газеты Financial Times Deutschland, числит среди своих клиентов никого иного, как Дмитрия Фирташа. Кроме того, именно Akin Gump помогала Владимиру Путину отправить за решетку Михаила Ходорковского. И она же представляла интересы Рината Ахметова в судебном процессе против издания «Обозреватель».
Компания Trout Cacheris в США достаточно известна. Плато Качериз выступал адвокатом во всех громких процессах последних 40 лет в США – от Уотергейта до дела Моники Левински и нынешнего конголезского диктатора Дениса Сассу-Нгуессо, обвиненного, кстати, в отмывании денег. Примечательно, что, с точки зрения права, его компания не может проводить аудит. Как указано на сайте компании, она занимается одиннадцатью категориями гражданских и четырьмя категориями уголовных и административных дел. Но аудита там нет. И если власть с самого начала пригласила адвокатов, очевидно, что у заказчиков уже существовали четкие воззрения насчет необходимого результата аудита, и юристам оставалось сформировать соответствующую доказательную базу.
Что теперь?
Министерством финансов обнародованы 77 из 281 приложения к отчету Trout. 204 приложения засекречены, ибо могут содержать коммерческую и банковскую тайны. Адвокаты из Trout Cacheris, равно как и детективы из Kroll, не назвали не одного конкретного имени, наверное, переадресовав это украинским коллегам.
Собственно, теперь у власти два варианта действий. Первый – продолжать целенаправленно «копать» под Тимошенко, и, в конце концов, ее посадить. Вариант второй предусматривает, что сядет несколько чиновников разного уровня, но сама Юлия Владимировна останется на свободе. Ее сделают, как минимум, свидетельницей, как максимум, одной из обвиняемых по какому-нибудь из дел – более всего для этого подходит манипуляция с деньгами Киотского протокола. Дело это будет тянуться, держа Тимошенко в напряжении – на все последующие политические кампании.
И все же, как мы видим, экс-премьер не особо переживала по поводу аудита, и даже ехидно поблагодарила американцев. И вот почему.
Заказчики аудита, то есть власть, как выяснилось, не были готовы «копать» слишком глубоко и долго. Во-первых, поджимали сроки – результаты было надо было обнародовать в разгар предвыборной кампании. Во-вторых, похоже, что Trout Cacheris докопалась и до чиновников, связанных с уже нынешней властью. Сама Тимошенко заявила об этом, указывая, что ряд «неожиданно» обнаруженных нарушений относится к 2007 году – то есть к периоду Кабмина Януковича. В-третьих, аудит становился все более затратным. И так 10 млн долларов ушло.
В итоге хорошо оплаченная гора документов и отчетов Trout Cacheris и прочих родила «мышей». Озвученные «грехи» Тимошенко и ее неназванных соратников выглядят неубедительно. Это не толченое стекло в пищу рабочим, которое ставилось в вину подсудимым на московских процессах 1938-го. Это даже не деньги остарбайтеров или «больница будущего». Ибо от части этих махинаций рядовой украинец получил даже пользу. В других – не понес, как минимум, особого вреда.
Аудиторы, возможно, сами того не предполагая, поспособствовали репутации экс-премьера. Прежде всего, потому, что сделали Тимошенко «подарок» в виде обнародования данных о нецелевом использовании денег Киотского протокола на пенсии. С формальной точки зрения это – нарушение (но преступление ли, ведь часть денег все же вернулась на счета?). А с точки зрения рядового пенсионера бывшему премьеру еще «спасибо» нужно сказать. Теперь пенсионер, конечно, знает, что его пенсия в кризисный предвыборный год была выплачена за счет «каких-то там японских денег». Ну и отлично! Хуже было бы, если бы Тимошенко отправил эти средства неизвестно куда. На какую-нибудь «больницу будущего».
Что касается истории со свиным гриппом, то теперь это воспринимается как анекдот. Афера с земельной реформой? Тут тоже все неоднозначно. Те, кто успел получить тимошенковский госакт, ей только благодарны. Остальные понимают, что кампанию выдачи госактов свернули из-за поражения Тимошенко на выборах. Им безразлично, сколько там «наварили» по «левым» схемам. Главное – что конкретному Петренко дали госакт на землю. Остальным дали надежду на этот госакт. Янукович же теперь эту надежду убил. Сахар? По сравнению с нынешней инфляцией то давнее повышение цен на сладкий песок уже забыто.
Так что аудит и смежное ему расследование КРУ оказываются не такими и сенсационными. В любом случае, даже ярым ненавистникам Тимошенко понятен политический подтекст расследования.
Павел Серов, Kontrakty.ua
Оценка материала:
Неглубокий подкоп: результаты аудита деятельности Тимошенко оказались скромнее, чем ожидалось28.10.2010