Бізнес
Економіка
Газовая лень. Политические и экономические нюансы повышения цены на газ
Украина стала не столько жертвой напора Юлии Тимошенко, сколько жертвой самой обыкновенной лени.
Почему в Москве спокойно отнеслись к совместному заявлению руководителей газовых корпораций стран Центральной Азии о возможном повышении цены на поступающее из Туркмении, Узбекистана и Казахстана сырье? Россия годами использовала свое положение единственного реального транзитера центральноазиатского газа для того, чтобы сбивать на него цену. Это помогало при расчетах с Украиной, но одновременно позволяло Газпрому сохранять льготную цену для транзита собственного газа через европейскую территорию. Российская монополия выступала благодетелем: и украинцы получали газ по низкой цене, и центральноазиаты могли радоваться, что вообще продают куда-то свое сырье. Ведь Россия могла торговать с Украиной и собственным газом. И что бы тогда делали страны Центральной Азии с сырьем, которое переправляется по единственно возможной трубе, превращая скромных первых секретарей ЦК бывших республиканских компартий в настоящих падишахов.
Почему Россия больше не хочет быть благодетелем, а страны Центральной Азии не стремятся быть облагодетельствованными? Все дело в Украине.
«Дивлюсь на Газпром я та й
думку гадаю»
Жесткая позиция премьера Юлии Тимошенко, беспощадно разрушающей корпоративные схемы, в которых она не принимает участия, дает шанс всем: и Газпрому, который больше не должен церемониться с Киевом, и странам Центральной Азии, которые не ожидают от Москвы давления из-за чрезмерно высоких цен для Украины, и самой Украине, которая может теперь начать покупать газ «по-честному» и узнать, какая же у нее на самом деле экономика. Но ситуацию не стоит упрощать и сводить к банальной политической интриге и стремлению помешать то ли карьере Юлии Владимировны, то ли вступлению Украины в НАТО. Ведь существует еще и банальный экономический интерес Газпрома, не связанный с украинской политикой как таковой.
По итогам прошлого года российская газовая монополия получила рекордную прибыль, а в этом планирует продавать европейцам газ уже по $400 за тысячу кубометров и еще больше увеличить доходы. Газ будут покупать, и не только потому, что Европе некуда деться, а еще и потому, что на фоне растущей цены на нефть газовая цена отнюдь не выглядит спекулятивной — ее привязка к нефтяному рынку ни для кого не секрет.
Но не секрет и то, что прибыль Газпрома связана именно с повышением цены на сырье. Особых возможностей увеличить добычу газа у российского монополиста нет. Конечно, все необходимо делать: разрабатывать новые месторождения, закупать современную технику, задумываться о будущем. Но все это не в условиях современной России. Здесь привыкли черпать из энергетической бочки большой ложкой и потом размазывать долларовый медок по всей физиономии — так, чтобы было сладко-сладко. И о каких-либо дополнительных усилиях задумываться никогда не спешат. А ведь новые газовые маршруты будут требовать соответствующего количества сырья. Откуда все это возьмется?
На этом фоне центральноазиатский газ больше не выглядит лишним для России. Это раньше в Москве могли считать, что продавать его некуда, разве что загнать по дешевке украинцам. А свой газ можно и подороже продать куда-нибудь подальше. Но сейчас подальше найдется место и для газа из Центральной Азии, если Украина откажется покупать его по предложенным ценам. Никакой необходимости поддерживать украинскую экономику после того, как Тимошенко хладнокровно разорвала корпоративные нити, связывающие Москву и Киев, у России нет. Так что теперь газ на равных покупать придется всем. Газ этот еще не стал дефицитом, но если в России не приступят к освоению новых месторождений, со временем может произойти и это. И тогда — очередное подорожание, новая прибыль Газпрома, новые бодрые рапорты в президентском кабинете. Победителей не судят, когда они так много зарабатывают. И не случайно президент Владимир Путин просто порадовался цифрам, озвученным председателем правления Газпрома Алексеем Миллером, а не стал задаваться вопросом: почему столько заработали, а количество газа, поставляемого в Европу, увеличить особо не смогли.
Так что Украина стала не жертвой премьерского напора, а жертвой самой обыкновенной лени. Кто-то ленится разрабатывать месторождения, кто-то создавать новые маршруты транспортировки собственного сырья, а кто-то думать об энергосбережении. И в результате, конечно же, проигрывают лентяи-покупатели, получающие газ от лентяев-продавцов, вовремя не решающих проблем своего бизнеса. Еще бы — куда торопиться во время энергетического бума! И тем не менее интересующиеся стратегическим развитием экономики скажут, что проблемы обязательно нагрянут и разучившаяся маневрировать Россия скоро вынуждена будет интересоваться опытом пережившей энергетический шок Украины. Но чтобы стать для соседа хорошим примером и уж тем более преподавателем, Украине важно самой выжить после неминуемого повышения газовой цены.