<
НОВИНИ ДНЯ: Україна має право завдавати ударів по території Росії західною зброєю — голова МЗС Британії  Синоптикиня розповіла, чи потішить теплом погода на Великдень  Не тільки Донбас. Росія цього року хоче захопити Запорізьку область, - Павлюк  Путін, імовірно, хоче покарати Шойгу за недосягнення військових цілей Кремля, - ISW  Павлюк підтвердив, що у росіян є план захоплення Харкова і Сум  Похолодання і заморозки: погода в Україні 4 травня зміниться   Якщо Трамп знову стане президентом: Кулеба відповів, чи хвилюється він з цього приводувсі новини дня
Бізнес
Економіка
10.12.2010 9766

Запасной партнер: как Беларусь спасла трубопровод Одесса – Броды

В конце ноября завершилась пробная прокачка венесуэльской нефти в Беларусь через трубопровод Одесса – Броды. Впервые за почти десятилетнюю историю нефтепровод работал в аверсном направлении.




Сотрудничество с Беларусью оказалось как нельзя кстати: по данным Минтопэнерго, за последние десять лет транзит сырья через территорию Украины сократился почти втрое — с 56,3 млн т до 20,4 млн т. Государство постепенно теряет свой транзитный статус.
Систему Одесса – Броды называют самой сухой трубой на территории СНГ. Россия использовала маршрут, когда испытывала недостаток экспортных мощностей, но после ввода в эксплуатацию нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан этот дефицит резко сократится. По информации Минтопэнерго, реверсные поставки по трубопроводу Одесса – Броды прекратились еще в мае 2010-го. «Вопросами нефтяных поставок у нас всегда занимались по остаточному принципу. Центр внимания — газовые проблемы», — объясняет президент Киевского энергетического клуба Александр Тодийчук, экс-менеджер Укртранснафты.
Помощь пришла неожиданно. Александр Лукашенко договорился с Уго Чавесом о поставках в Беларусь венесуэльского сырья. Беларусь уже разрабатывает собственные месторождения в Венесуэле, где добывает 1,5–2 млн т нефти, еще большие объемы страна способна закупать. Изначально латиноамериканское сырье доставлялось по морю в Одессу, где разгружалось и дальше транспортировалось по железной дороге. Но такая логистика слишком затратна, и кроме того, железной дорогой технически невозможно доставлять большие партии нефти — 9–10 млн т. В то же время трубопровод Одесса – Броды идеально подходит для этих задач, ведь от Брод до Мозыря проложена трубопроводная ветка. Украинские власти впервые за девятилетнюю историю существования маршрута запустили его в аверсном направлении, как и предполагалось еще при его проектировке. Предположительно, регулярные поставки в Беларусь венесуэльской нефти начнутся в 2011 году, их объемы могут составить 5–9 млн т в год.
Аверсный режим работы трубопровода — это возможность увеличить наполняемость украинской трубопроводной системы и компенсировать потери российской нефти. Сейчас происходят серьезные перемены в системе транспортировки энергоносителей, инициированные Россией, которая постепенно отказывается от услуг транзитных государств при доставке нефти и газа. «Загружать чужие порты в ущерб своим мы, конечно, не будем. Это не по-хозяйски», — заявил в интервью российской прессе первый вице-президент российской Транснефти Михаил Арустамов. По той же причине за последние четыре года уровень прокачки нефти через украинскую нефтепроводную сеть снизился на 20% (на 15 млн т), из-за чего она работает на грани своей рентабельности. Тем временем Россия достраивает БТС-2 (Балтийская трубопроводная система – 2 свяжет нефтепровод «Дружба» с морскими портами в Балтийском море), которая заберет из «Дружбы» еще несколько десятков миллионов тонн нефти. Через год она будет введена в эксплуатацию, в результате потеряют и Украина, и Беларусь.
Сама история создания системы Одесса – Броды связана с поиском альтернативного пути доставки нефти в Украину после озвученных в 1993 году Россией планов по ограничению поставок сырья в страну. Тогда отечественное правительство, возглавляемое Леонидом Кучмой, приняло решение о строительстве морского нефтяного терминала «Южный» возле Одессы для приема каспийской нефти для Украины и Европы.
Работа трубопровода в реверсном направлении была скорее политическим решением, принятым под давлением России, ставившей себе задачу получения контроля над всей транспортной инфраструктурой на постсоветском пространстве. Ведь, когда начиналось строительство трубопровода Одесса – Броды, с Украиной были готовы сотрудничать Азербайджан и Казахстан. «Россия побоялась, что через новую систему чужая нефть попадет на их рынки. Поэтому они заняли трубопровод своим сырьем, чем задержали его развитие на годы», — комментирует Александр Тодийчук. Кстати, политика РФ нисколько не изменилась.
Договор между Укртранснафтой и российской Транснефтью о прокачке черного золота по маршруту был заключен в 2006 году. Россияне пообещали дополнительные объемы сырья для украинской транспортной системы. При их согласовании РФ обязывалась поставлять не менее 9 млн т нефти в год, но в контракте в итоге записали — до 9 млн т. Были годы, когда через Одесса – Броды проходило всего 2–3 млн т нефти. А ведь чем меньше объемы прокачиваемого сырья, тем выше тарифы на транспортировку (в 2010-м Украина их повысила на 4%), из-за которых маршрут может оказаться никому не нужным.
Проектировщики Одесса – Броды рассчитывали, что трубопровод будет в первую очередь обеспечивать сырьем Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ (тогда Украина на своих предприятиях перерабатывала 22–24 млн т нефти в год) и только во вторую — служить транзитным коридором. Но сейчас он важен своим транзитным потенциалом.
«Пробная прокачка венесуэльской нефти — это прежде всего демонстрация возможностей системы иностранным политикам и экспертам отрасли», — говорит Александр Тодийчук. Ведь из Брод можно транспортировать нефть, в том числе в Словакию и Чехию. Резерв составляет около 10 млн т в год. Если трубопровод проработает в нормальном режиме хотя бы один-два месяца, появится Азербайджан с каспийской нефтью. Сейчас они подают 2 млн т сырья через Босфор и трубопровод «Адрия» на чешский завод. Используя же маршрут Одесса – Броды, они смогут экономить около $3 на тонне. Сотрудничество с Украиной может заинтересовать и Ливию. Наша страна уже давно обсуждает вопрос добычи ливийской нефти. Теперь, когда Одесса – Броды запущен в аверсном направлении, стороны могут вернуться к его рассмотрению.
Постепенное сокращение объемов транспортировки российской нефти по территории нашей страны — стратегия РФ, поэтому для Украины так важны альтернативные источники сырья и новые транзитные потоки. В 2009 году Укртранснафта начала прямые поставки каспийского сырья на Кременчугский НПЗ с использованием Южных и Приднепровских магистральных нефтепроводов. Прокачка венесуэльской нефти в Беларусь — еще один шаг к диверсификации поставок.

 

Елена Струк, «Контракты»

Как Беларусь спасла украинский трубопровод

Запасной партнер: как Беларусь спасла трубопровод Одесса – Броды

В конце ноября завершилась пробная прокачка венесуэльской нефти в Беларусь через трубопровод Одесса – Броды. Впервые за почти десятилетнюю историю нефтепровод работал в аверсном направлении.

 

 

 

Сотрудничество с Беларусью оказалось как нельзя кстати: по данным Минтопэнерго, за последние десять лет транзит сырья через территорию Украины сократился почти втрое — с 56,3 млн т до 20,4 млн т. Государство постепенно теряет свой транзитный статус.

Систему Одесса – Броды называют самой сухой трубой на территории СНГ. Россия использовала маршрут, когда испытывала недостаток экспортных мощностей, но после ввода в эксплуатацию нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан этот дефицит резко сократится. По информации Минтопэнерго, реверсные поставки по трубопроводу Одесса – Броды прекратились еще в мае 2010-го. «Вопросами нефтяных поставок у нас всегда занимались по остаточному принципу. Центр внимания — газовые проблемы», — объясняет президент Киевского энергетического клуба Александр Тодийчук, экс-менеджер Укртранснафты.

Помощь пришла неожиданно. Александр Лукашенко договорился с Уго Чавесом о поставках в Беларусь венесуэльского сырья. Беларусь уже разрабатывает собственные месторождения в Венесуэле, где добывает 1,5–2 млн т нефти, еще большие объемы страна способна закупать. Изначально латиноамериканское сырье доставлялось по морю в Одессу, где разгружалось и дальше транспортировалось по железной дороге. Но такая логистика слишком затратна, и кроме того, железной дорогой технически невозможно доставлять большие партии нефти — 9–10 млн т. В то же время трубопровод Одесса – Броды идеально подходит для этих задач, ведь от Брод до Мозыря проложена трубопроводная ветка. Украинские власти впервые за девятилетнюю историю существования маршрута запустили его в аверсном направлении, как и предполагалось еще при его проектировке. Предположительно, регулярные поставки в Беларусь венесуэльской нефти начнутся в 2011 году, их объемы могут составить 5–9 млн т в год.

Аверсный режим работы трубопровода — это возможность увеличить наполняемость украинской трубопроводной системы и компенсировать потери российской нефти. Сейчас происходят серьезные перемены в системе транспортировки энергоносителей, инициированные Россией, которая постепенно отказывается от услуг транзитных государств при доставке нефти и газа. «Загружать чужие порты в ущерб своим мы, конечно, не будем. Это не по-хозяйски», — заявил в интервью российской прессе первый вице-президент российской Транснефти Михаил Арустамов. По той же причине за последние четыре года уровень прокачки нефти через украинскую нефтепроводную сеть снизился на 20% (на 15 млн т), из-за чего она работает на грани своей рентабельности. Тем временем Россия достраивает БТС-2 (Балтийская трубопроводная система – 2 свяжет нефтепровод «Дружба» с морскими портами в Балтийском море), которая заберет из «Дружбы» еще несколько десятков миллионов тонн нефти. Через год она будет введена в эксплуатацию, в результате потеряют и Украина, и Беларусь.

Сама история создания системы Одесса – Броды связана с поиском альтернативного пути доставки нефти в Украину после озвученных в 1993 году Россией планов по ограничению поставок сырья в страну. Тогда отечественное правительство, возглавляемое Леонидом Кучмой, приняло решение о строительстве морского нефтяного терминала «Южный» возле Одессы для приема каспийской нефти для Украины и Европы.

Работа трубопровода в реверсном направлении была скорее политическим решением, принятым под давлением России, ставившей себе задачу получения контроля над всей транспортной инфраструктурой на постсоветском пространстве. Ведь, когда начиналось строительство трубопровода Одесса – Броды, с Украиной были готовы сотрудничать Азербайджан и Казахстан. «Россия побоялась, что через новую систему чужая нефть попадет на их рынки. Поэтому они заняли трубопровод своим сырьем, чем задержали его развитие на годы», — комментирует Александр Тодийчук. Кстати, политика РФ нисколько не изменилась.

Договор между Укртранснафтой и российской Транснефтью о прокачке черного золота по маршруту был заключен в 2006 году. Россияне пообещали дополнительные объемы сырья для украинской транспортной системы. При их согласовании РФ обязывалась поставлять не менее 9 млн т нефти в год, но в контракте в итоге записали — до 9 млн т. Были годы, когда через Одесса – Броды проходило всего 2–3 млн т нефти. А ведь чем меньше объемы прокачиваемого сырья, тем выше тарифы на транспортировку (в 2010-м Украина их повысила на 4%), из-за которых маршрут может оказаться никому не нужным.

Проектировщики Одесса – Броды рассчитывали, что трубопровод будет в первую очередь обеспечивать сырьем Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ (тогда Украина на своих предприятиях перерабатывала 22–24 млн т нефти в год) и только во вторую — служить транзитным коридором. Но сейчас он важен своим транзитным потенциалом.

«Пробная прокачка венесуэльской нефти — это прежде всего демонстрация возможностей системы иностранным политикам и экспертам отрасли», — говорит Александр Тодийчук. Ведь из Брод можно транспортировать нефть, в том числе в Словакию и Чехию. Резерв составляет около 10 млн т в год. Если трубопровод проработает в нормальном режиме хотя бы один-два месяца, появится Азербайджан с каспийской нефтью. Сейчас они подают 2 млн т сырья через Босфор и трубопровод «Адрия» на чешский завод. Используя же маршрут Одесса – Броды, они смогут экономить около $3 на тонне. Сотрудничество с Украиной может заинтересовать и Ливию. Наша страна уже давно обсуждает вопрос добычи ливийской нефти. Теперь, когда Одесса – Броды запущен в аверсном направлении, стороны могут вернуться к его рассмотрению.

Постепенное сокращение объемов транспортировки российской нефти по территории нашей страны — стратегия РФ, поэтому для Украины так важны альтернативные источники сырья и новые транзитные потоки. В 2009 году Укртранснафта начала прямые поставки каспийского сырья на Кременчугский НПЗ с использованием Южных и Приднепровских магистральных нефтепроводов. Прокачка венесуэльской нефти в Беларусь — еще один шаг к диверсификации поставок.

Оценка материала:

4.00 / 5
Запасной партнер: как Беларусь спасла трубопровод Одесса – Броды 4.00 5 5
Бізнес / Економіка
10.12.2010 9766
Еще материалы раздела «Економіка»