Життя та Стиль
Особисті фінанси
Глубокий Понт дороже денег
Древние греки называли Черное море Понтом Аксинским, что переводится как негостеприимное море. А вот известный археолог Роберт Баллард считает его не только гостеприимным, но и богатейшим подводным музеем мира. О том, что обнаружено в ходе украинско-американской подводно-археологической экспедиции, нам рассказал директор департамента подводной археологии Института археологии НАН Украины Сергей Воронов.
По материалам "Личного счета"
—
Чем так приглянулось наше море Роберту Балларду, ведь он работал на самых
интересных подводных объектах: Титанике, линкоре «Бисмарк»?
— В прошлом году мы проводили экспедицию по поиску затонувшего в 1941 году санитарного транспорта «Армения», на котором погибли около 7 тыс. человек. Но, к сожалению, техника, имеющаяся сегодня в Украине, исчерпала свой ресурс. Она эффективна на глубине до 240 м, тогда как Армения затонула намного глубже. Информация о нашей экспедиции попала в иностранную прессу. Случайно эту заметку прочитал директор института археологической океанографии университета «Ротайленд», известный ученый Роберт Баллард. Заинтересовавшись нашей экспедицией, он предложил помощь. Предоставил свою технику — на сегодня самую передовую — гидролокатор «Эхо», который позволяет обнаруживать затонувшие объекты на глубине 4 тыс. м (самая большая глубина в Черном море — 2,2 тыс. м), и телеуправляемые подводные аппараты «Геркулес» и «Аргус». Наша задача состояла в том, чтобы обнаружить Армению и присвоить этому кораблю статус морского мемориала. Таким статусом обладает только Титаник, на котором погибли 1513 человек. В нашем море затонуло несколько кораблей, на которых находилось больше людей, чем на Титанике.
— То есть главной целью вашего исследования было обнаружение подводных братских могил?
— Да, но не только. По результатам экспедиции был составлен список из 10 кораблей, которым будет присвоен статус мемориалов. Мы разработали поисковую программу, взяв координаты 112 самых глубоколежащих кораблей Крымско-турецкой, гражданской войны, Второй мировой. (В Институте археологии на учете — 903 затонувших объекта.) Но в ходе исследования выяснилось, что архивные координаты на 99% не соответствуют действительности. Из 112 кораблей по координатам мы обнаружили только два. Остальные координаты имели погрешность в 20-25 километров. Двигаясь из точки в точку, мы обнаружили 490 неизвестных кораблей.
— Какие находки стали самыми неожиданными?
|
|
— Сергей Александрович, правда ли, что ваша экспедиция нашла затонувший корабль «Черный принц», на борту которого, как гласит легенда, находились бочонки с золотом?
— Недалеко от Балаклавы на глубине 35 м мы действительно обнаружили британский или американский парусник. Но идентифицировать его пока не удалось. В его борту есть пробоина, парусник явно ударился о скалы и затонул не сразу — его отнесло в море. Так что он вполне может быть одним из кораблей, потерпевших крушение в 1854 году. Тогда вблизи Балаклавы погибло 33 корабля, среди которых был «Принц». По неподтвержденной информации, он привез зарплату — золото в бочонках на сумму 22 млн фунтов стерлингов. В шторм корабль разбился о скалы, и вместе с ним затонуло золото. Кто эти бочонки только не искал? В 1922 даже была создана специальная организация «Экспедиция подводных работ особого назначения», но корабль так и не нашли. Потом Россия стала зарабатывать на том, что продавала лицензии на поиск «Черного принца». Искали французы, итальянцы, испанцы, немцы, японцы. Не занимались поисками только англичане, возможно, у них в архивах сохранилась информация о том, что на самом деле было на борту этого судна.
— На дне моря находятся фактически музейные экспонаты. Вы планируете их поднимать?
|
— Во сколько можно оценить все это подводное добро?
— В миллионы. То, что мы видели, предполагает хорошую экспозицию для Национального музея. И мы только приоткрыли дверцу: под нашим кораблем был «зонтик» шириной всего в километр, то есть обследовали лишь 0,05% акватории. А общая картина представляется еще более вдохновляющей и перспективной.
— Следовательно, найдутся люди, которые будут частным образом искать морские клады?
— Такие люди уже есть. Но, к нашему счастью, они могут проводить поиски только на глубине до 100 м — это максимальная глубина, на которую ныряют профессиональные дайверы. Для глубинных поисков нужна дорогостоящая техника. Все объекты от периода античности и до времен Второй мировой, которые находятся на глубине менее 100 м, посещаются дайверами. Каждый спуск под воду — это демонтаж какого-нибудь палубного оборудования. Ведь почти на всех затонувших кораблях можно найти какие-нибудь материальные ценности, если не на продажу, то для коллекции. Поэтому «черные» дайверы в первую очередь ищут что-нибудь эдакое в капитанском сейфе, ходовой рубке. Это, к сожалению археологов, достаточно прибыльный бизнес. Подводные находки продают и как антиквариат, и как металлолом. Например, на Тендровской косе мы обнаружили разрезанный на металлолом эсминец «Фрунзе», погибший в 1941 году. И хоть он стоял на госучете, но находился в глухом и малодоступном месте. Его подняло одно предприятие из Николаева: 98-метровый корабль был нарезан как кусок колбасы. Поэтому нынешним летом мы спешим поднять немецкий танк «Штуг-3». Это достаточно редкая техника. Танк лежит на глубине 40 м. И все жители ближайшего поселка прекрасно понимают, что такой экспонат привлекает зарубежных коллекционеров. Некоторые фирмочки открыто положили глаз на эту технику.
— Вам приходилось сталкиваться с «черными» дайверами?
и 5 злых матросов. |
— Есть какие-то особо популярные места у подводных кладоискателей?
|
|
Также
ищут немецкое судно «Лерис». По легенде, в 1943 году на этом транспорте были
собраны все сокровища, украденные немцами из музеев. Хотя архивные источники
утверждают, что Лерис — один из кораблей, на котором бежали солдаты вермахта. А
жители Очакова с радостью расскажут особо любопытным дайверам о корабле, якобы
лежащем на глубине 10-15 м недалеко от берега, в трюмах которого находятся
амфоры, сохранившиеся в идеальном состоянии. Место покажут за $1 тыс.