Бізнес
Економіка
Дело принципа: с 1 января ответственность за казнокрадство усилилась
Сравнивая новый Бюджетный кодекс со старым, принципиальное отличие (отличие в принципах) находим именно в статье 7, посвященной принципам бюджетной системы. В старом БК эта статья содержала 11 принципов, в новом — 10. Эти десять принципов перенесены из старого почти без изменений. Не стало только одного — принципа ответственности участников бюджетного процесса.
Тем не менее то, что ответственность не предусмотрена как принцип бюджетной системы, не означает, что она не предусмотрена в принципе. Ответственности за нарушение бюджетного законодательства в новом БК, как и в старом, посвящена глава 18, но скомпонована она несколько лучше — стала последовательнее и полнее. Если в старом БК ст. 116 давала только краткое определение бюджетного правонарушения, то в новом эта статья не только дает определение термина «нарушение бюджетного законодательства», но и приводит 39 конкретных примеров такого нарушения. Правда, творцы кодекса все-таки усомнились в своей способности предусмотреть все возможные ситуации и сделали перечень неполным, указав в п. 40 «другие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса». Не все из этих случаев касаются распорядителей бюджетных средств. Так, к нарушениям бюджетного законодательства (и совершенно справедливо) отнесены нарушения установленного порядка или сроков представления проекта закона о госбюджете, его рассмотрения и принятия. Но интересно было бы посмотреть, как и какие именно меры воздействия будут применяться к виновным в этих нарушениях, повторяющихся в Украине из года в год?
Значительно расширился перечень мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства. Прежде их было два: применение админвзысканий к лицам, виновным в бюджетных правонарушениях, и остановка операций с бюджетными средствами. Теперь их стало восемь:
1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием устранения нарушения бюджетного законодательства (вот и ответ на вопрос выше);
2) остановка операций с бюджетными средствами;
3) приостановление бюджетных ассигнований;
4) уменьшение бюджетных ассигнований;
5) возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет;
6) остановка действия решения о местном бюджете;
7) безусловное изъятие средств из местных бюджетов;
8) другие меры воздействия, которые могут быть определены законом о госбюджете.
Как видим, перечень опять-таки неполный, но если законом о госбюджете на соответствующий год других мер воздействия не предусмотрено, он становится полным. Не все эти меры воздействия являются нововведением — просто в старом БК о некоторых из них, а именно о приостановлении бюджетных ассигнований, упоминалось мимоходом.
Если нас интересует ответственность распорядителей бюджетных средств, следует выяснить, кто эти распорядители. Согласно п. 47 ст. 1 БК, распорядитель бюджетных средств — это бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета. То есть распорядителем является учреждение, юридическое лицо, но олицетворяет его физлицо — конкретный чиновник, руководитель этого учреждения. А меры воздействия, предусмотренные статьей 117, теперь касаются исключительно юрлица.
Интересно обратить внимание на то, что именно не попало в новый БК — это часть 3 статьи, согласно которой должностные лица органов госвласти, органов власти АРК и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, совершившие бюджетное правонарушение, несут предусмотренную законом гражданско-правовую ответственность согласно закону, независимо от наложения предусмотренных этим кодексом мер взыскания на распорядителя или получателя бюджетных средств.
Какую же ответственность могут понести чиновники по другим законам? В связи с принятием Бюджетного кодекса значительно расширена статья 164–12 «Нарушение бюджетного законодательства» Кодекса об административных правонарушениях. Составы правонарушений весьма разнообразны, поэтому мы не будем их здесь приводить, а скажем лишь о санкциях — штрафы на должностных лиц в размере от 30 до 50 (ч. 1), от 50 до 70 (ч. 3), от 70 до 85 (ч. 5) н. м. д. г., а за повторные правонарушения того же вида на протяжении года — от 50 до 70, от 70 до 85 и от 85 до 100 минимумов соответственно. То есть наибольший штраф, который может быть наложен на бюджетного правонарушителя-«нерецидивиста», — 1445 грн.
Более действенным сдерживающим фактором для должностных лиц — распорядителей бюджетных средств может стать угроза уголовной ответственности. С принятием нового БК были внесены изменения и в Уголовный кодекс, а именно в статьи 210 «Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением» (бывшая «Нарушение законодательства о бюджетной системе Украины») и 211 «Издание нормативно-правовых актов, которые уменьшают поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону» (бывшая «Издание нормативно-правовых или распорядительных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядку»). Ответственность по этим статьям наступает, если предметом нарушения были бюджетные средства в крупных размерах — сегодня это более 434,5 тыс. грн. Санкция по ст. 210 — штраф от 1700 до 5100 грн, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Если же речь идет о бюджетных средствах в особо крупных размерах (более 1303,5 тыс. грн) или преступление было совершено повторно или по предварительному сговору группой лиц, то о штрафе уже и речи не идет — сразу ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет, или лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Издателям «антибюджетных» нормативно-правовых актов по статье 211 светит штраф от 1700 до 6800 грн, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет. Или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если же речь идет об особо крупном размере или повторном преступлении, то это уже лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Андрей Порытко, заместитель главного редактора еженедельника «Дебет-Кредит»