Бізнес
Ринки та компанії
Десять негритят: почему Укртелеком не могут приватизировать десять лет
Конкурс по продаже 92,79% акций Укртелекома, запланированный на 28 декабря 2010 года, не состоялся. Заявку на участие в торгах подала лишь одна компания — малоизвестная ESU (EPIC Services Ukraine), деятельность которой связана с установкой базовых станций для GSM/UMTS-сетей.
- Укртелеком не підвищуватиме ціни в 2024 році
- Укртелеком подписал меморандум о сотрудничестве с Cisco для укрепления кибербезопасности территориальных общин Украины
- Укртелеком у першому півріччі 2024: модернізація мережі, розбудова оптичної інфраструктури, зростання підключень до сучасного оптичного інтернету
Эта украинская компания, которую эксперты связывают с главным менеджером госоператора Георгием Дзеконом, принадлежит австрийскому инвестиционному фонду EPIC. Больше о ней ничего не известно.
Главный претендент на покупку государственного телекоммуникационного гиганта уже оплатил тендерную гарантию в размере 1,05 млрд грн. Напомним, что стартовая цена Укртелекома составила 10,5 млрд грн, а ESU предложила на 10 грн больше. Правила конкурса обязывают Фонд государственного имущества провести переоценку акций независимыми экспертами в течение месяца.
Изначально условия тендера были очень непростыми. К торгам не допускались компании, в которых государство владеет долей свыше 25%. Это автоматически отсеивало таких крупных телеком-гигантов, как Deutsche Telekom, France Telekom, Telekom Austria, Связь-инвест и пр. Кроме того, исключались компании, чьи доходы превышают 25% рынка. Например, Киевстар из-за этого не мог бы принять участие в конкурсе. «Поскольку это государственный актив, то условия и ограничения для участия в конкурсе определялись на государственном уровне», — прокомментировала Контрактам условия конкурса пресс-служба Киевстара.
Как ранее утверждал глава Фонда госимущества Александр Рябченко, Укртелеком заинтересовал три компании: украинскую, российскую и западную. Речь, скорее всего, шла об СКМ, АФК «Система» и EPIC. Однако вопреки ожиданиям первые две компании не подали заявки на конкурс.
Сомнительно, что эти корпорации, за которыми стоят влиятельные люди, отказались от участия в торгах из-за давления сверху. Наиболее вероятная причина отказа — завышенные требования приватизации. Например, победитель торгов должен рассчитаться с долгами оператора на $300 млн. В течение шести месяцев от даты покупки новый собственник не имеет права сокращать сотрудников Укртелекома — это около 80–100 тыс. человек, которые обходятся государству в 2 млрд грн ежегодно. Еще три года покупатель должен выплачивать сокращенному персоналу компенсацию — до 1 млрд грн совокупно.
Некоторые из потенциальных участников приватизационного конкурса считают заявленную цену оператора — более 10 млрд грн — завышенной. «Оценки показали, что стоимость компании не отражает текущую рыночную ситуацию, актив переоценен с точки зрения потенциального роста в рамках тех показателей, которые заданы в тендере, а также долга и социальных обязательств, которые должен принять на себя новый владелец актива», — считает Елена Кохановская, директор по связям с общественностью российской МТС, основной акционер которой — АФК «Система».
И все же компания инвестиционно привлекательна. Из всех украинских операторов мобильной связи только она имеет лицензию UMTS и может развивать сеть третьего поколения. Это еще и монополист на рынке фиксированной связи с долей в 71%. Достаточно активно растет абонентская база провайдера «ОГО» от Укртелекома. В конце прошлого года количество пользователей услугой достигло 1 млн человек.
Сделать компанию эффективной будет непросто. «Рыночные позиции Укртелекома с каждым годом ослабевают, — констатирует руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич. — Фиксированная связь переживает не лучшие времена, и перспектив для улучшения ее позиций нет. 3G-частоты есть — и это ценно, но недостаточно». «Это дорогостоящая сеть, и развивать ее быстрыми темпами — весьма сложно», — добавляет Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю оператора мобильной связи МТС-Украина. По словам Александра Рябченко, модернизация госоператора потребует у нового инвестора 450 млн грн в течение пяти лет.
В то же время опыт приватизации европейских госоператоров показывает, что Укртелеком к продажето и не готов. Например, Deutsche Telekom пережил изрядную модернизацию, прежде чем его акции были размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Этому предшествовала масштабная имиджевая кампания, новый логотип и фирменное название бренда. Высшее руководство Deutsche Telekom обхаживало крупнейшие банки мира и крупных инвесторов. В день размещения акций приглашенная немцами Лайза Миннелли пела инвесторам «Money Makes The World Go Round». Тогда же акции оператора раскупились по цене на 19% выше заявленной.
Надежда Гончарук, «Контракты»