Бізнес
Економіка
Денег нет и не будет: что является главной задачей правительственной реформы пенсий
31 января вице-премьер-министр — министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что будет просить премьера отозвать из парламента пенсионный законопроект № 7455. Однако это отнюдь не означает отказ от пенсионной реформы, перед первым чтением министр-реформатор всего лишь собирается внести правки, без которых прохождение проекта через ВР будет существенно затруднено.
Идеология пенсионной реформы, сводящаяся к сокращению расходов ПФ одновременно с искусственным увеличением числа работающих за счет повышения стажа, от этих правок никак не изменится.
Что поменяют
Значительная часть предполагаемых изменений относится к военным. Так, по словам вице-премьера (см. интервью на стр. 8–9), из законопроекта может быть убрано ограничение военной пенсии 80% оклада (сегодня — 90%). Большими расходами это не обернется: 10% военных выплат в 2010-м — это около 400 млн грн, или всего лишь 0,2% пенсионных средств. Зато такая мера может поубавить сопротивление военного лобби по отношению к реформам.
Еще одна норма непосредственно касается военнослужащих предпенсионного возраста. Для всех военных размер выслуги на протяжении пяти лет будет увеличен с 20 до 25 лет (по году в год), но, возможно, на тех из них, кто заключил последний контракт перед пенсией, эта норма распространяться не будет.
Точно так же могут быть сняты ограничения по получению госпенсии для военных пенсионеров, занимающих министерские должности, — в противном случае, Минобороны вполне может оказаться лишенным до трети. Дело в том, что для всех пенсионеров-госслужащих, в том числе отставников, проектом № 7455 предполагается выплата не полной пенсии, включая госпенсию, финансируемую за счет бюджета, а только обычной — за трудовой стаж, из Пенсионного фонда. Для продолжающих трудиться на государственной службе отставников это невыгодно, поскольку их госпенсии зачастую в три-четыре раза больше выплат по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Причем министерские ставки не всегда компенсируют разницу между двумя этими пенсиями.
Еще одна норма, которую, скорее всего, изменят в законопроекте, относится к мало оплачиваемым госслужащим пятой-седьмой категорий, официальные оклады которых составляют 900–1000 грн. Большая часть из них — это сотрудники районных и областных администраций. В нынешней редакции проекта их пенсии так же, как и всем госслужащим, собирались ограничить все теми же 80% оклада. Скорее всего, после внесения правок эта норма будет изъята, иначе районные и областные администрации в лучшем случае лишатся большинства сотрудников предпенсионного возраста и работающих пенсионеров. В худшем — дело может закончиться стихийными забастовками с полным параличом исполнительной власти в регионах.
Что останется
Практически все нововведения пенсионного законопроекта касаются тех, кто еще не вышел на пенсию, — менять уже назначенную пенсию не позволяет Конституция. Из этого правила есть два исключения — оба они относятся к работающим пенсионерам.
Во-первых, все пенсионеры-госслужащие, продолжающие работать на государственной службе, в дополнение к зарплате будут получать исключительно пенсию, рассчитанную по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании, а финансируемые из госбюджета надбавки, полученные по другим законам, выплачиваться не будут. Получать пенсионные выплаты в полном размере они смогут только после увольнения. Во-вторых, все работающие пенсионеры вне зависимости от формы собственности своих работодателей на время работы лишаются права на перерасчет пенсий — он возобновится только после окончательного отказа от трудовой деятельности.
С точки зрения экономии средств Пенсионного фонда нормы могут оказаться оправданы: экономия даже десятой части пенсий почти 3,5 млн работающих пенсионеров может дать экономию в миллиарды гривен. С другой стороны, отечественные предприятия и учреждения в одночасье рискуют лишиться почти пятой части работников: они массово будут уходить на пенсию, чтобы не попасть под каток реформы. Причем сотрудников в большинстве своем опытных и высококвалифицированных. При этом сам Пенсионный фонд автоматически лишится отчислений с их зарплат.
Все остальные нововведения законопроекта касаются работающих украинцев. И все они, так или иначе, преследуют цель экономии денег ПФ: за счет снижения пенсий, повышения стажа/выслуги или изменения правил начисления пенсий, само собой — в сторону их уменьшения.
Общие для всех пенсионеров правила законопроекта № 7455 включают повышение стажа, необходимого для получения пенсии по возрасту: на 10 лет (до 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин). Кроме того, в течение 10 лет после вступления закона в силу с 55 до 60 увеличится пенсионный возраст для женщин. Выйти на пенсию в 55 лет по нынешней редакции законопроекта, в случае его принятия в этом году, имеют шанс лишь те из них, кто родился до 31 января 1956 года. Интересно, что в качестве компенсации женщинам — на все время действия переходного периода — будет назначена надбавка: по 2,5% пенсии за каждые 6 месяцев дополнительного стажа начиная с 55 лет. Правда, тем, кто будет выходить на пенсию после окончательного повышения пенсионного возраста, она не положена. Для мужчин пенсионный возраст оставлен прежним — 60 лет, за исключением госслужащих, для которых он повышен до 62.
Впрочем, для госслужащих в проекте приготовлены свои сюрпризы. Главный из них — упомянутое выше сокращение размера пенсий для продолжающих работать. Еще один касается размера пенсионного обеспечения: теперь все без исключения вновь назначаемые пенсии ограничены 12 прожиточными минимумами для нетрудоспособных лиц (около 9 тыс. грн). Тем же, кто успел получить спецпенсию свыше упомянутых 12 минимумов до вступления в силу изменений пенсионного законодательства, не будет индексироваться сумма превышения. Впрочем, эти нормы коснутся считанных пенсионеров — к примеру, сейчас пенсии свыше 9 тыс. грн получают около 4 тыс. пенсионеров. Но есть в законе нормы, которые затронут практически всех.
Главная из них — новые правила расчета пенсий. Описать все новации в этой сфере практически невозможно, но суть их сводится к уменьшению всех вновь начисляемых пенсий до уровня прожиточного минимума. Простой пример: если сейчас будущий пенсионер для расчета пенсии может выбрать любые пять лет стажа, которые будут учитываться вместе со всей зарплатой, полученной с 2000 года, то по законопроекту для расчета пенсий остается только период «новейшей» трудовой истории. Все, что пенсионер получал до начала 2000¬го, учитываться не будет. Характерно, что именно на 1998–2000 гг. пришелся колоссальный рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В итоге сейчас налогообложение зарплат составляет почти 50% от выплачиваемого на руки. Вследствие чего от трети до половины всех зарплат — «конвертные». Соответственно, рассчитанный по новым правилам размер пенсии для большинства обычных пенсионеров образца 2011 года в случае вступления закона в силу будет близок к минимальным 750 грн.
Как и следовало ожидать, исключением из общего правила оказались депутаты: их пенсия хоть и уменьшится (примерно с 15 тыс. до 9 тыс. грн), но, к примеру, льгота в виде выходного пособия в размере 12 должностных окладов в законопроекте № 7455 сохранилась. Аналогичные льготы предусмотрены и для чиновников первого и второго ранга, ушедшим в отставку до достижения пенсионного возраста. Хотя заместителей министров, глав обладминистраций и руководителей Администрации президента необеспеченными пенсионерами уж точно не назовешь.
Итог
Справедливости ради стоит отметить, что упомянутые льготы — скорее исключение для проекта № 7455. В двух словах логику этого документа можно описать фразой: «Денег нет уже сейчас, а дальше будет еще хуже». Действительно, только официальный дефицит Пенсионного фонда вырос с 30 млрд грн в 2009-м до 37 млрд грн в 2010 году. К тому же даже при условии принятия ВСЕХ крайне непопулярных норм законопроекта № 7455 в 2011-м дефицит ПФ по правительственному прогнозу уменьшится едва ли до 20 млрд грн.
При этом сэкономить на «сверхпенсиях» существенную сумму никак не получится: если примерно 190 млрд грн всех пенсионных расходов, включая деньги на администрирование, разделить на 12 месяцев и 13,7 млн пенсионеров, получится чуть более 1150 грн в месяц. Именно столько бы получал каждый украинский пенсионер, если уравнять все пенсии в стране, — от нескольких сотен грн ежемесячного вспомоществования нетрудоспособному инвалиду до нескольких десятков тысяч пенсионного содержания экс-главы НБУ. Для справки: около 9 млн из 13,7 млн украинских пенсионеров получают менее 1 тыс. грн. Разница в 150–250 грн может слегка улучшить жизнь этим 9 млн малообеспеченных пенсионеров, хотя и не позволит платить им пенсию хотя бы на уровне реального прожиточного минимума (около 2,5 тыс. грн). Но от банкротства Пенсионный фонд эти 250 грн не спасут.
Без реформы банкротство ПФ — вопрос времени. Дело в том, что сейчас в Украине на 100 работающих приходится около 90 пенсионеров, а всего через 12–15 лет это соотношение будет на уровне 1 к 1. Пенсионные платежи вырастут, поступления уменьшатся вместе с числом работающих. Поэтому первоочередная задача пенсионной реформы — хотя бы отсрочить банкротство ПФ, которое при нынешнем положении дел случится не через 12–15 лет, а через год-два. Ни о какой социальной справедливости при подобном положении дел говорить не приходится.
Владимир Хомяков, «Контракты»
Оценка материала:
Денег нет и не будет: что является главной задачей правительственной реформы пенсий13.02.2011