НОВИНИ ДНЯ: Скільки можна зберігати борщ в холодильнику, щоб він лишався смачним та їстівним  Народний синоптик Діденко попередила про різку зміну погоди в Україні — де очікувати дощі  Зеленський про народжуваність під час війни: головне питання у безпеці  Буданов про теракт під Москвою: Росія знала про підготовку щонайменше за місяць  В Україні 29 березня - дощі та сильний вітер, вдень до 16°  Чи мобілізують випускників перед вступом на магістратуру чи аспірантуру: відповідь Зеленського  Путін видав чергову хвору маячню: що сказав цього разувсі новини дня
Політика
Україна
21.02.2011 12427

Янукович — навсегда: какой логикой руководствуются украинские президенты

С самого начала независимости Украины определяющим социальным трендом было перераспределение. Этот тренд не нов и весьма популярен, особенно среди стран третьего мира. У всех «активно перераспределительных» государств одни и те же характерные признаки и политические особенности.



Возможность перераспределения приводит к тому, что фактически все граждане объединены в явные и неявные «перераспределительные синдикаты» и крайне политизированы. Отличительный признак этой системы состоит также в том, что большинство нормативных актов принимается исполнительной властью, минуя любые публичные процедуры. Вообще, большое число разных нормативов, издаваемых государством, — это первый признак его недоразвитости.
Следующий характерный признак единства государства и бизнеса виден в том, что основное занятие бизнеса — поиск ренты, а не совершенствование производства и услуг. Безошибочная внешняя примета такого состояния дел — сосредоточенность всей полит­экономической жизни в столице. Любая провинциальная контора стремится иметь офис в столице и пытается «заработать», обхаживая чиновников.
Перераспределительные решения накапливаются. Обычно они имеют вид привилегий или ограничений. Отменить их бывает очень трудно, да никто и не заботится об этом. Поэтому «синдикаты», получившие власть (или получившие локальный доступ к принятию решений), действуют обычно не путем отмены старых льгот и ограничений, а путем предоставления новых.
Тем не менее накопление привилегий за долгие годы периодически приводит к необходимости обнуления части обязательств политическим путем, особенно когда предъявители требований слабы. Это обычно происходит в режиме диктатуры.
Добавим сюда следующий немаловажный момент. Перераспределительная система охватывает все сферы жизни общества и задает как официальные, так и теневые правила игры. Коррупционеры, пенсионеры, олигархи, мелкие госслужащие и другие защищенные и не очень слои населения заняты отниманием друг у друга неких ресурсов. Эта система порождает гипертрофированные ожидания, связанные с государством. С другой стороны, никакая власть не в состоянии удовлетворить все перераспределительные запросы. Поэтому «хороших президентов не бывает». Не ошибусь, если скажу, что ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, ни Янукович не считались и никогда не будут считаться «оправдавшими надежды». Это просто невозможно. Если даже жизнь и не ухудшается, то она точно не улучшается. Победители в гонке перераспределения всегда временны и точно так же страдают, как и «проигравшие». Обычно они получают удары с тех сторон жизни, о существовании которых еще вчера и не подозревали. Просто там тоже что-то начали перераспределять.
Теперь, зная все это, посмотрим на происходящее и не увидим в Викторе Януковиче ничего особенного. Он действует в рамках перераспределительной идеи, как и все его предшественники. Отличает его от предшественников состояние этого тренда — перераспределяемый ресурс становится все меньше. Это и есть единственная причина всех без исключения действий Януковича.
Вся многотрудная деятельность по «укреплению вертикали власти» вызвана очевидным желанием разобраться как с «заявками на перераспределение», так и упорядочить сам этот процесс. Тут недопустимы системные помехи, например, в виде остатков судебной системы. Государственная власть должна четко понимать количество поступающих сигналов и уметь работать с ними. Поэтому и оппозиция не имеет права на существование, так как она порождает ложные надежды и несбыточные обещания, что разбалансирует систему. Но первое и главное в такой ситуации — четко указать претендентам на перераспределение и заявить, кто теперь этим занимается. Отсюда прекращение игры в оппозицию.
В перераспределительном процессе должен быть свой арбитр, которому принадлежит право окончательного решения. Должность президента в версии Кучмы была специально сконструирована для этого. Президент, будучи выборной должностью, зависит еще от рейтинга и потому он в состоянии уловить сигналы о массовом недовольстве и корректировать процесс ради сохранения самой системы.
Собственно, экономическая политика Януковича — это и есть его «миссия». Она состоит в том, чтобы обрубить лишнее там, где претензии на перераспределительные права «отсохли», либо ими можно пренебречь по политическим причинам. Это, кстати, вторая причина нелюбви к оппозиционерам и активистам, так как они пытаются защищать старые перераспределительные требования (в том числе пенсии, «права трудящихся» и пр.). Конечно, реформами это назвать трудно, потому что попутно создаются новые перераспределительные схемы.
Сокращение ресурса приводит к тому, что оказавшиеся у власти всеми силами пытаются закрепить свое положение. Если сравнительно недавно перераспределительные поля мог окучивать любой, кто проявил достаточно сноровки для того, чтобы добраться до них, то сегодня новая власть четко говорит остальным: «За нами не занимайте!» Именно эта деятельность вызывает столь жгучую ненависть у населения.
Ну и, наконец, невразумительная внешняя политика происходит от непонимания того, что «главный перераспределятор» — это сильная позиция, но только внутри страны и только для участников игры. Экономика, в которой люди с энтузиазмом отнимают друг у друга последнее, не представляет никакого интереса для сколько-нибудь долгосрочного сотрудничества. То, что многие воспринимают как «стабильность» и «силу», на деле является слабостью и хаосом.
Думаю, в рамках этой перераспределительной логики Янукович достаточно эффективен, хотя его и может погубить стремление закрыть «от народа» перераспределительную кормушку. Но чем бы именно ни закончилось его президентство и сколько бы оно ни длилось, наш следующий правитель в целом будет таким же, но со своими особенностями. Ибо сложившаяся система создана и поддерживается не только элитами, но и глубинными народными чаяниями.
Перуанский экономист Эрнандо де Сото писал: «На каждых выборах избиратели полагают, что если выборы проводятся честно, то к власти придет кандидат, не поддающийся давлению, а технократы, которым предстоит проводить в жизнь предложенные победителем законы, будут представлять группу незапятнанных, незаинтересованных лиц, готовых добиться — неким таинственным образом — наилучших результатов. Все это иллюзия. Не существует устоявшихся методов или теории, позволяющих политикам решать, что нужнее: проложить магистраль или построить дома для бедных, субсидировать сельское хозяйство или повысить тарифы».
Перу получила независимость в 1821 году. Долгое время это была богатая страна, богатство которой основывалось на экспорте селитры. Это создало привычку к перераспределению. Затем гуано перестали использовать как сырье, но привычки остались. Перу пережила историю, богатую переворотами, маоистскими партизанами и бесконечными надеждами на стабильность. Точнее сказать, переживает эту историю до сих пор.
Я это к тому, что у нас с вами много времени. Запасаемся попкорном.

Примечание редактора: справедливости ради стоит отметить, что команда президента понимает порочность перераспределительной модели. И именно поэтому предпринимает попытки дерегуляции экономики и сокращения государственного аппарата. Но это косметическое самосовершенствование не меняет положения дел: крупный бизнес не отделен от власти, правительство вручную регулирует цены, квотирует экспорт и т. д. Власть напоминает толстяка, который начал делать утреннюю гимнастику, но при этом увеличил свой рацион.

7 сделанных шагов
1. Президент больше не оппозиция сам себе. Янукович и его команда — первая властная команда, которая не только не отрицает того, что контролирует государство, но и всячески стремится к этому.
2. Подавление оппозиции и гражданской активности. Оппозиция считается ненужной, а спонтанная гражданская активность вроде «налогового майдана» — опасной. Активисты преследуются по самым разным поводам.
3. Попытки «сохранить клан». Несмотря ни на что, кадровые назначения проводятся по признаку принадлежности к «донецкому региону».
4. Построение «вертикали власти». Для этого прикладываются усилия и сверхусилия. Начало было положено узакониванием коалиции тушек, что поставило парламент под контроль правительства, затем была отменена Конституция и проведены местные выборы, укрепившие позиции ПР на местах. Инициированы административная и судебная реформы, последняя резко уменьшает роль Верховного Суда.
5. Отделение президента от остальной власти. Получение полномочий Кучмы дало Януковичу контроль над правительством и сделало его независимым от него. Теперь Янукович может работать в роли «доброго следователя», что он и продемонстрировал во время «предпринимательского майдана». Президент не только контролирует правительство, но и создает площадку для собственной независимой активности в виде, например, системы «национальных проектов».
6. Попытки сокращения государственных расходов. Прежде всего это мероприятия, направленные на «экономическую реформу», а также «снижение социальных стандартов», заложенных в пенсионной реформе, новом трудовом и жилищном кодексах.
7. Загадочная, не до конца осознанная властью внешняя политика. Президент посещает разные страны, где его терпят, но особо не привечают. Взял вот и поехал в Японию.

Владимир Золоторев, «Контракты»
Фото УНИАН

Оценка материала:

4.86 / 7
Янукович — навсегда: какой логикой руководствуются украинские президенты 4.86 5 7
Політика / Україна
21.02.2011 12427
Еще материалы раздела «Україна»