Бізнес
Економіка
В долгу не останемся: почему госисполнители могут забрать у должников все, кроме двух пар белья
Вынесенное судом решение в чью-то пользу вовсе не означает, что кому-то удалось защитить свои права. По подсчетам Украинского Хельсинского союза по правам человека, в нашей стране не выполняются более 60% решений национальных судов.
Глава правления союза Владимир Яворский считает, что подобная ситуация лишает всякого смысла судебный способ защиты. По данным Министерства юстиции, за 11 месяцев прошлого года в органах государственной исполнительной службы находилось на исполнении более 8,8 млрд исполнительных документов (решений судов и других органов). В то же время за соответствующий период госисполнителями было «закрыто» только около 5 млрд исполнительных документов.
Впрочем, статистика текущего года может улучшиться. 9 марта вступил в силу закон № 2677-VI, принятый парламентом 4 ноября прошлого года, который излагает в новой редакции Закон «Об исполнительном производстве». Документ усиливает полномочия государственных исполнителей, расширяет права взыскателя и сужает права должника, устанавливает новые штрафы за нарушение закона.
Разыскать и арестовать
«В новом законе существенно расширены права и полномочия государственных исполнителей, что несколько улучшит положение взыскателей в исполнительном производстве, но может привести к нарушению прав должника», — отмечает партнер адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Игорь Марцин. В частности, согласно закону, госисполнители получили право непосредственного доступа к базам данных и реестрам госорганов, в том числе электронным, которые могут содержать любую информацию об имуществе и средствах должников (ранее получить такую информацию было непросто и это занимало много времени). Причем исполнителям предоставлено право требовать также и конфиденциальные данные. «Это дает государственному исполнителю возможность оперативно, а главное — самостоятельно получить необходимую информацию относительно должника и, соответственно, своевременно принять необходимые меры: наложить арест на его имущество или средства», — объясняет ведущий юрист адвокатского объединения «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Качмар. Порядок доступа к такой информации должен разработать Минюст. А пока госорганы обязаны предоставлять информацию исполнителям на их письменный запрос в течение трех дней.
Кроме того, расширены полномочия госисполнителей, связанные с арестом финансовых средств. В частности, теперь они могут арестовывать банковские счета без решения суда. По словам партнера адвокатской фирмы «Грамацкий и Партнеры» Эрнеста Грамацкого, данная норма не соответствует Конституции Украины и нарушает право собственности. Хотя Олег Качмар считает новацию все же положительной. «Закон явно направлен на защиту интересов взыскателя, поскольку предоставляет государственному исполнителю право наложить арест на денежные средства должника уже на этапе открытия исполнительного производства», — говорит он. Более того, теперь исполнители могут арестовать не только счета, но и деньги, находящиеся в кассе должника или поступающие в нее. При этом арест распространяется также на средства на счетах, которые будут открыты уже после вынесения постановления о наложении такого ареста.
Упростилась и процедура ареста имущества. Теперь исполнитель имеет право накладывать арест на имущество «для реального исполнения решения». «Каких-либо четких оснований применения ареста закон вообще не содержит, хотя прошлая редакция резонно их предусматривала, — рассказывает Эрнест Грамацкий. — А это может привести на практике к почти автоматическому аресту имущества должника — необходимо, мол, реально исполнить решение».
Долг платежом красен
Теперь у исполнителей широкие возможности, связанные с определением стоимости имущества. Старая редакция закона давала им право проводить оценку имущества должника, лишь если его стоимость не превышает 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (н. м. д. г., то есть 1700 грн). Новый закон подобных ограничений не содержит. Он лишь указывает, что исполнитель должен привлечь оценщика, если определить стоимость имущества сложно. «Единственное ограничение, препятствующее исполнителю самостоятельно определить стоимость имущества, — критерий сложности, который является оценочным и субъективным, — отмечает Олег Качмар. — Поэтому отказ от ограничения права исполнителя определять стоимость имущества может привести к злоупотреблениям». Возможность для «маневров» исполнительной службе дают и положения о реализации арестованного имущества. В частности, если стоимость движимого имущества не превышает 150 н. м. д. г. (2550 грн), оно может быть реализовано просто на комиссионных условиях. При этом если такие товары не проданы за два месяца, они могут быть уценены на 30%. Если же на протяжении следующего месяца имущество так и не удалось реализовать даже с дисконтом, оно повторно уценивается до 50% начальной стоимости. Юристы побаиваются, что должнику в этой ситуации будет сложно защитить свои имущественные права.
Правда, как и раньше, для определения стоимости недвижимости, транспорта, воздушных, морских и речных суден предусмотрено обязательное привлечение оценщика. При этом определено, что взыскание не обращается на единственное жилье должника и участок, на котором оно находится, если задолженность не превышает 10 минимальных зарплат (9410 грн). По мнению Эрнеста Грамацкого, данная норма является излишне либеральной. «Судебное решение-то остается обязательным, — объясняет он. — Его нужно исполнять, независимо от материального положения должника и суммы долга».
Определенные сложности могут возникнуть с реализацией «предметов ипотеки». По словам Олега Качмара, новая редакция закона не содержит норму, которая определяет, каким образом осуществляется обращение взыскания на такое имущество и как Государственная исполнительная служба (ГИС) осуществляет его реализацию.
За границей не спрячешься
Параллельно с усилением полномочий исполнителей законом значительно урезаны права должников. По словам министра юстиции Александра Лавриновича, предыдущая редакция закона предоставляла должнику законные возможности для уклонения от исполнения судебных решений, поскольку с ним должно было согласовываться фактически каждое процессуальное действие. При этом должник мог обжаловать все действия исполнителя в вышестоящих инстанциях для затягивания исполнения решения. Теперь должник может обжаловать действия исполнителя исключительно в судебном порядке. А вот для взыскателя право административного обжалования остается. По мнению Олега Качмара, это нарушение принципа равенства сторон исполнительного производства. Но в Минюсте апеллируют к тому, что только суд, который выносил решение, может фактически и в дальнейшем определять возможность или невозможность его исполнения.
Дискуссионной является и норма нового закона, согласно которой суд по представлению исполнителя может ограничивать должника в праве выезда за границу, если тот уклоняется от исполнения обязательств по решению суда. Ведь закон не содержит каких-либо конкретных критериев, по которым определяется, уклоняется должник от исполнения решения или нет. «Очевидно, что понятие «уклонение от исполнения обязательств» является оценочным, поэтому нельзя исключать риска злоупотребления этим правом во вред интересам должника», — опасается Игорь Марцин. Кроме того, необходимо помнить, что свобода перемещения — одно из прав, гарантированных Конституцией. Теперь же данная норма может привести к повальным представлениям об ограничении выезда граждан без должных оснований. При этом, согласно закону, суд немедленно рассматривает такое представление без вызова сторон и даже без их уведомления. То есть в один прекрасный день должник может просто быть поставлен перед фактом, что есть решение суда, которое запрещает ему покидать Украину. Ситуация усугубляется тем, что теперь должник считается уведомленным об открытии исполнительного производства, если ему послали соответствующее постановление по адресу, указанному в исполнительном документе. «По сути неважно, получил он или нет такое постановление, должник в любом случае будет считаться уведомленным. А ведь он может просто изменить свое место проживания и не знать об открытии производства, — отмечает Эрнест Грамацкий. — Это будет означать, что должник уклоняется от исполнения решения суда со всеми вытекающими последствиями: ограничение выезда за границу, аресты имущества и т. д.».
Правда, для должников есть в законе и ложка меда. Теперь государственный исполнитель, как это и предусмотрено Конституцией, имеет право входить на земельные участки, в жилые и другие помещения должника-физлица только при наличии мотивированного решения суда. Хотя о юрлицах в данной статье речь не идет.
Кнут и пряник
Санкции для недисциплинированных должников также ужесточены. За неисполнение без уважительных причин в срок решений госисполнителей физлицо получит штраф в размере от 10 до 20 н. м. д. г. (170–340 грн, ранее было от 2 до 10 н. м. д. г.), а юридическое — от 40–60 н. м. д. г. (680–1020 грн, ранее — 20–30 н. м. д. г.). При повторном невыполнении предписаний исполнителей штрафы, как и ранее, удваиваются, и исполнитель обращается в правоохранительные органы с представлением о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. При этом за невыполнение решения суда должника могут оштрафовать на 500–1000 н. м. д. г. или лишить свободы на срок до трех лет.
Более того, законом вносятся изменения в Уголовный кодекс, которые фактически приравнивают госисполнителей к представителям правоохранительных органов. В частности, теперь сопротивление исполнителям при выполнении ими своих обязанностей карается штрафом от 100 н. м. д. г., или арестом на 3–6 месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до двух лет. В случае же насилия или угрозы насилия по отношению к госисполнителю можно загреметь за решетку на срок до пяти лет. Кроме того, влияние на сотрудника ГИС «в любой форме» с целью добиться принятия незаконного решения теперь карается штрафом от 100 н. м. д. г., или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.
С другой стороны, авторы закона предусмотрели дополнительные финансовые стимулы для исполнителей, а именно повышение вознаграждения за «своевременное исполнение исполнительного документа в полном объеме». Если ранее госисполнитель мог рассчитывать на премиальные в размере 2% от суммы взыскания, но не более 30 н. м. д. г. (510 грн), а по исполнению решений неимущественного характера — не выше 5 н. м. д. г. (85 грн), то теперь суммы увеличены до 15%, но не более 50 н. м. д. г. (850 грн) за взыскание средств и 15 н. м. д. г. (255 грн) — за исполнение решения неимущественного характера. «Ясно, что это должно стимулировать государственного исполнителя, — говорил Эрнест Грамацкий. — Но с другой стороны, есть опасение, что это превратит производство в инструмент наживы и злоупотреблений. Хотя порядок выплаты такого вознаграждения пока не установлен».
Государство — не должник
Закон упростит процедуру взыскания долгов с граждан и частных компаний. Однако что касается задолженности государства, то даже подтвержденные судебными решениями долги, как и ранее, будут накапливаться. Хотя закон и увеличивает ответственность должностных лиц за неисполнение «без уважительных причин» судебных решений в виде штрафа с 10–20 до 20–40 н. м. д. г. (340–680 грн), данная норма вряд ли найдет широкое применение. Госорганы по-прежнему будут ссылаться на то, что в их бюджете на погашение долгов не предусмотрено средств, а это уважительная причина. Единственным способом выбить долги с государства, как и прежде, остается обращение в Европейский суд по правам человека. Кстати, по информации правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека Валерии Лутковской, уже сегодня подтвержденный национальными судами долг Украины только перед гражданами и только по социальным выплатам составляет 130 млрд грн. Поэтому, пообещала она, уже в ближайшее время стоит ждать отмены моратория на принудительную реализацию имущества госпредприятий. Кроме того, на днях в парламенте будет рассматриваться законопроект, предусматривающий создание в госбюджете отдельной статьи на выплаты задолженности государства перед гражданами.
Оставьте себе. У должника не могут забрать:
1. Некоторое количество одежды и предметов быта: два пальто, два костюма (для женщин также — два зимних и два летних платья), головные уборы на каждый сезон (для женщин — еще два летних платка и один зимний), три пары сезонной обуви, две смены белья, матрас, подушка, два покрывала, две наволочки и одеяло, два полотенца, необходимая посуда, один холодильник на семью, кровать, стул, стол, шкаф (кроме гарнитура), детские вещи.
2. Продукты питания на три месяца.
3. Топливо для приготовления еды и обогрева на полгода.
4. Одну корову или теленка, козу, овцу, свинью (для крестьян).
5. Корм для скотины, которого хватит до начала ее выгона на пастбище или до сбора нового урожая.
6. Семена, необходимые для очередного посева, и несобранный урожай (для крестьян).
7. Профессиональные инструменты (швейные, музыкальные и т. д.).
Госисполнители могут забрать у должников все, кроме двух пар белья
Почему государство может забрать у украинцев все, кроме двух пар белья
В долгу не останемся: Почему госисполнители могут забрать у должников все, кроме двух пар белья
Вынесенное судом решение в чью-то пользу вовсе не означает, что кому-то удалось защитить свои права. По подсчетам Украинского Хельсинского союза по правам человека, в нашей стране не выполняются более 60% решений национальных судов.
Глава правления союза Владимир Яворский считает, что подобная ситуация лишает всякого смысла судебный способ защиты. По данным Министерства юстиции, за 11 месяцев прошлого года в органах государственной исполнительной службы находилось на исполнении более 8,8 млрд исполнительных документов (решений судов и других органов). В то же время за соответствующий период госисполнителями было «закрыто» только около 5 млрд исполнительных документов.
Впрочем, статистика текущего года может улучшиться. 9 марта вступил в силу закон № 2677-VI, принятый парламентом 4 ноября прошлого года, который излагает в новой редакции Закон «Об исполнительном производстве». Документ усиливает полномочия государственных исполнителей, расширяет права взыскателя и сужает права должника, устанавливает новые штрафы за нарушение закона.
Разыскать и арестовать
«В новом законе существенно расширены права и полномочия государственных исполнителей, что несколько улучшит положение взыскателей в исполнительном производстве, но может привести к нарушению прав должника», — отмечает партнер адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Игорь Марцин. В частности, согласно закону, госисполнители получили право непосредственного доступа к базам данных и реестрам госорганов, в том числе электронным, которые могут содержать любую информацию об имуществе и средствах должников (ранее получить такую информацию было непросто и это занимало много времени). Причем исполнителям предоставлено право требовать также и конфиденциальные данные. «Это дает государственному исполнителю возможность оперативно, а главное — самостоятельно получить необходимую информацию относительно должника и, соответственно, своевременно принять необходимые меры: наложить арест на его имущество или средства», — объясняет ведущий юрист адвокатского объединения «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Качмар. Порядок доступа к такой информации должен разработать Минюст. А пока госорганы обязаны предоставлять информацию исполнителям на их письменный запрос в течение трех дней.
Кроме того, расширены полномочия госисполнителей, связанные с арестом финансовых средств. В частности, теперь они могут арестовывать банковские счета без решения суда. По словам партнера адвокатской фирмы «Грамацкий и Партнеры» Эрнеста Грамацкого, данная норма не соответствует Конституции Украины и нарушает право собственности. Хотя Олег Качмар считает новацию все же положительной. «Закон явно направлен на защиту интересов взыскателя, поскольку предоставляет государственному исполнителю право наложить арест на денежные средства должника уже на этапе открытия исполнительного производства», — говорит он. Более того, теперь исполнители могут арестовать не только счета, но и деньги, находящиеся в кассе должника или поступающие в нее. При этом арест распространяется также на средства на счетах, которые будут открыты уже после вынесения постановления о наложении такого ареста.
Упростилась и процедура ареста имущества. Теперь исполнитель имеет право накладывать арест на имущество «для реального исполнения решения». «Каких-либо четких оснований применения ареста закон вообще не содержит, хотя прошлая редакция резонно их предусматривала, — рассказывает Эрнест Грамацкий. — А это может привести на практике к почти автоматическому аресту имущества должника — необходимо, мол, реально исполнить решение».
Долг платежом красен
Теперь у исполнителей широкие возможности, связанные с определением стоимости имущества. Старая редакция закона давала им право проводить оценку имущества должника, лишь если его стоимость не превышает 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (н. м. д. г., то есть 1700 грн). Новый закон подобных ограничений не содержит. Он лишь указывает, что исполнитель должен привлечь оценщика, если определить стоимость имущества сложно. «Единственное ограничение, препятствующее исполнителю самостоятельно определить стоимость имущества, — критерий сложности, который является оценочным и субъективным, — отмечает Олег Качмар. — Поэтому отказ от ограничения права исполнителя определять стоимость имущества может привести к злоупотреблениям». Возможность для «маневров» исполнительной службе дают и положения о реализации арестованного имущества. В частности, если стоимость движимого имущества не превышает 150 н. м. д. г. (2550 грн), оно может быть реализовано просто на комиссионных условиях. При этом если такие товары не проданы за два месяца, они могут быть уценены на 30%. Если же на протяжении следующего месяца имущество так и не удалось реализовать даже с дисконтом, оно повторно уценивается до 50% начальной стоимости. Юристы побаиваются, что должнику в этой ситуации будет сложно защитить свои имущественные права.
Правда, как и раньше, для определения стоимости недвижимости, транспорта, воздушных, морских и речных суден предусмотрено обязательное привлечение оценщика. При этом определено, что взыскание не обращается на единственное жилье должника и участок, на котором оно находится, если задолженность не превышает 10 минимальных зарплат (9410 грн). По мнению Эрнеста Грамацкого, данная норма является излишне либеральной. «Судебное решение-то остается обязательным, — объясняет он. — Его нужно исполнять, независимо от материального положения должника и суммы долга».
Определенные сложности могут возникнуть с реализацией «предметов ипотеки». По словам Олега Качмара, новая редакция закона не содержит норму, которая определяет, каким образом осуществляется обращение взыскания на такое имущество и как Государственная исполнительная служба (ГИС) осуществляет его реализацию.
За границей не спрячешься
Параллельно с усилением полномочий исполнителей законом значительно урезаны права должников. По словам министра юстиции Александра Лавриновича, предыдущая редакция закона предоставляла должнику законные возможности для уклонения от исполнения судебных решений, поскольку с ним должно было согласовываться фактически каждое процессуальное действие. При этом должник мог обжаловать все действия исполнителя в вышестоящих инстанциях для затягивания исполнения решения. Теперь должник может обжаловать действия исполнителя исключительно в судебном порядке. А вот для взыскателя право административного обжалования остается. По мнению Олега Качмара, это нарушение принципа равенства сторон исполнительного производства. Но в Минюсте апеллируют к тому, что только суд, который выносил решение, может фактически и в дальнейшем определять возможность или невозможность его исполнения.
Дискуссионной является и норма нового закона, согласно которой суд по представлению исполнителя может ограничивать должника в праве выезда за границу, если тот уклоняется от исполнения обязательств по решению суда. Ведь закон не содержит каких-либо конкретных критериев, по которым определяется, уклоняется должник от исполнения решения или нет. «Очевидно, что понятие «уклонение от исполнения обязательств» является оценочным, поэтому нельзя исключать риска злоупотребления этим правом во вред интересам должника», — опасается Игорь Марцин. Кроме того, необходимо помнить, что свобода перемещения — одно из прав, гарантированных Конституцией. Теперь же данная норма может привести к повальным представлениям об ограничении выезда граждан без должных оснований. При этом, согласно закону, суд немедленно рассматривает такое представление без вызова сторон и даже без их уведомления. То есть в один прекрасный день должник может просто быть поставлен перед фактом, что есть решение суда, которое запрещает ему покидать Украину. Ситуация усугубляется тем, что теперь должник считается уведомленным об открытии исполнительного производства, если ему послали соответствующее постановление по адресу, указанному в исполнительном документе. «По сути неважно, получил он или нет такое постановление, должник в любом случае будет считаться уведомленным. А ведь он может просто изменить свое место проживания и не знать об открытии производства, — отмечает Эрнест Грамацкий. — Это будет означать, что должник уклоняется от исполнения решения суда со всеми вытекающими последствиями: ограничение выезда за границу, аресты имущества и т. д.».
Правда, для должников есть в законе и ложка меда. Теперь государственный исполнитель, как это и предусмотрено Конституцией, имеет право входить на земельные участки, в жилые и другие помещения должника-физлица только при наличии мотивированного решения суда. Хотя о юрлицах в данной статье речь не идет.
Кнут и пряник
Санкции для недисциплинированных должников также ужесточены. За неисполнение без уважительных причин в срок решений госисполнителей физлицо получит штраф в размере от 10 до 20 н. м. д. г. (170–340 грн, ранее было от 2 до 10 н. м. д. г.), а юридическое — от 40–60 н. м. д. г. (680–1020 грн, ранее — 20–30 н. м. д. г.). При повторном невыполнении предписаний исполнителей штрафы, как и ранее, удваиваются, и исполнитель обращается в правоохранительные органы с представлением о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. При этом за невыполнение решения суда должника могут оштрафовать на 500–1000 н. м. д. г. или лишить свободы на срок до трех лет.
Более того, законом вносятся изменения в Уголовный кодекс, которые фактически приравнивают госисполнителей к представителям правоохранительных органов. В частности, теперь сопротивление исполнителям при выполнении ими своих обязанностей карается штрафом от 100 н. м. д. г., или арестом на 3–6 месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до двух лет. В случае же насилия или угрозы насилия по отношению к госисполнителю можно загреметь за решетку на срок до пяти лет. Кроме того, влияние на сотрудника ГИС «в любой форме» с целью добиться принятия незаконного решения теперь карается штрафом от 100 н. м. д. г., или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.
С другой стороны, авторы закона предусмотрели дополнительные финансовые стимулы для исполнителей, а именно повышение вознаграждения за «своевременное исполнение исполнительного документа в полном объеме». Если ранее госисполнитель мог рассчитывать на премиальные в размере 2% от суммы взыскания, но не более 30 н. м. д. г. (510 грн), а по исполнению решений неимущественного характера — не выше 5 н. м. д. г. (85 грн), то теперь суммы увеличены до 15%, но не более 50 н. м. д. г. (850 грн) за взыскание средств и 15 н. м. д. г. (255 грн) — за исполнение решения неимущественного характера. «Ясно, что это должно стимулировать государственного исполнителя, — говорил Эрнест Грамацкий. — Но с другой стороны, есть опасение, что это превратит производство в инструмент наживы и злоупотреблений. Хотя порядок выплаты такого вознаграждения пока не установлен».
Государство — не должник
Закон упростит процедуру взыскания долгов с граждан и частных компаний. Однако что касается задолженности государства, то даже подтвержденные судебными решениями долги, как и ранее, будут накапливаться. Хотя закон и увеличивает ответственность должностных лиц за неисполнение «без уважительных причин» судебных решений в виде штрафа с 10–20 до 20–40 н. м. д. г. (340–680 грн), данная норма вряд ли найдет широкое применение. Госорганы по-прежнему будут ссылаться на то, что в их бюджете на погашение долгов не предусмотрено средств, а это уважительная причина. Единственным способом выбить долги с государства, как и прежде, остается обращение в Европейский суд по правам человека. Кстати, по информации правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека Валерии Лутковской, уже сегодня подтвержденный национальными судами долг Украины только перед гражданами и только по социальным выплатам составляет 130 млрд грн. Поэтому, пообещала она, уже в ближайшее время стоит ждать отмены моратория на принудительную реализацию имущества госпредприятий. Кроме того, на днях в парламенте будет рассматриваться законопроект, предусматривающий создание в госбюджете отдельной статьи на выплаты задолженности государства перед гражданами.
Оставьте себе. У должника не могут забрать:
1. Некоторое количество одежды и предметов быта: два пальто, два костюма (для женщин также — два зимних и два летних платья), головные уборы на каждый сезон (для женщин — еще два летних платка и один зимний), три пары сезонной обуви, две смены белья, матрас, подушка, два покрывала, две наволочки и одеяло, два полотенца, необходимая посуда, один холодильник на семью, кровать, стул, стол, шкаф (кроме гарнитура), детские вещи.
2. Продукты питания на три месяца.
3. Топливо для приготовления еды и обогрева на полгода.
4. Одну корову или теленка, козу, овцу, свинью (для крестьян).
5. Корм для скотины, которого хватит до начала ее выгона на пастбище или до сбора нового урожая.
6. Семена, необходимые для очередного посева, и несобранный урожай (для крестьян).
7. Профессиональные инструменты (швейные, музыкальные и т. д.).
Вилен Веремко, «Контракты»
Оценка материала:
В долгу не останемся: почему госисполнители могут забрать у должников все, кроме двух пар белья Вилен Веремко 31.03.2011