Бізнес
Економіка
Александра Кужель: до налоговой реформы хуже было в 10 раз
Глава Госкомпредпринимательства в правительстве Юлии Тимошенко, бывший член Партии регионов, а сейчас заместитель главы партии «Сильная Украина» Александра Кужель известна резкими высказываниями. В эксклюзивном интервью kontrakty.ua она рассказала о своем взгляде на дело Гонгадзе, методах борьбы с коррупцией и том, кто на самом деле был идеологом налоговой реформы.
Один из украинских политологов – Владимир Фесенко - недавно высказал мнение, что своими резкими заявлениями вы вредите Сергею Тигипко.
Александра Кужель: У меня есть своя позиция, которую я не меняю в зависимости от политической конъюнктуры и своя репутация, которую я заслужила тяжелым трудом. Своими заявлениями я обращаю внимание общества на то, что мы не сателлиты Партии регионов, что у нас есть разные мнения. Это Сергей Тигипко работает в Кабмине вице-премьером, а ни кто-то другой из «Сильной Украины». И Сергей Леонидович знал твердость моих принципов, когда приглашал в партию. Я, например, очень поддерживаю Леонида Даниловича Кучму в той ситуации, в которой он оказался.
Есть версия, что делом Кучмы власть отвлекает внимание от других проблем. Вы как считаете?
Александра Кужель: Может быть, и этот аспект есть. Но важно понять и то, кто организовал все эти записи в кабинете Кучмы, кому это было выгодно? Все же понимают, что Мельниченко не мог сам это все организовать, да он и не скрывает этого. Так почему ни у кого не возникает мысль, зная, как Марчук дружен с Морозом, что одновременно с записями кто-то получил шанс организовать убийство Гонгадзе, и подставить Кучму. И если уже начали это дело раскручивать, то хотелось бы, чтобы выяснили, почему вскоре после начала скандала погиб в автокатастрофе прекрасный человек Малеев. Ответы лежат в плоскости поиска того, кому было выгодно распорядиться судьбами людей для удовлетворения своих интересов.
Вы верите, что уголовные дела, открытые против Тимошенко дойдут до суда и будет вынесен обвинительный приговор?
Александра Кужель: Не знаю, за что там можно обвинить. У нас, конечно, все бывает по принципу: ты здоров, потому что тебя плохо лечили или ты не сидишь, потому что тобою плохо занимались, но по вопросу использования «японских денег» власть сама себя загнала в ловушку. Я знаю точно, что аудиторская фирма, оплаченная правительством, летом 2010 года подтвердила, что деньги все на счету. А заимствование денег по бухгалтерии не считается исчезновением. То есть это дело просто не имеет юридического продолжения. И по поводу «скорых» – то же самое. Хотя при желании можно сделать все и осудить кого угодно.
Говорят о возможной отставке Сергея Тигипко, чтобы, якобы, свалить на него негатив за непопулярные реформы. Это возможно?
Александра Кужель: Тигипко согласился работать в правительстве Азарова только потому, что президент дал гарантию проведения реформ. Не наоборот. Он понимает, что без реформ и изменений Украина не имеет никаких перспектив. Как пример, могу назвать налоговую реформу. Если бы не Тигипко, к ней до сих пор не приступили бы. Последние 19 лет любая власть, прекрасно осознавая ее необходимость, всегда в ожидании очередных или внеочередных выборов пыталась отложить решение вопроса. Но произошло самое главное - мы прорвали плотину. Когда начинают кричать: «Ах, налоговая реформа – это катастрофа! Хуже не было». До нее было хуже в 10 раз. НДС не возвращали вообще, отношения с налоговиками были жуткие. Уже сегодня аудиторы, бухгалтера говорят о более легком ведении отчета, о сближении налогового и бухгалтерского. Есть, конечно, недоработки, мы все это собираем и будем вносить изменения в кодекс.
Сейчас работаем над таможенной и пенсионной реформами. Редакция таможенного кодекса, разработанная рабочей группой, уже готова к принятию. Главное, чтобы теперь не навредили таможенники, через своих депутатов лоббирующие коррупционные схемы.
Но самая сложная, конечно, пенсионная реформа. И главное - мы с ней опоздали лет на десять. А если девушка с молодости за собой не следила, то в 60 лет косметика уже не поможет. Та же ситуация с пенсионным обеспечением. Безнадежно поздно украшать солидарную систему, в существующем ныне виде она нежизнеспособна. Мы, ну максимум в 2007 году, должны были ввести накопительную систему, но не сделали этого. Все украинские правительства знали, что надо увеличивать пенсионный возраст, что нация стареет, а рождаемость падает. Но все уходили от решения этих вопросов, потому что понимали – электорат воспримет изменения негативно. Я хочу повторить: если мы не начнем пенсионную реформу, то максимум через два года пенсионеры будут получать пенсию с задержкой в два – три месяца, а потом не будут получать по полгода. А для сегодняшней молодежи при нынешней системе вероятности получения хотя бы 700– 1000 гривень пенсии уже нет. Потому что наша демографическая ситуация, когда меньшее количество рабочих содержит большее количество пенсионеров, не дает таких возможностей.
Вы так радужно описываете налоговую реформу, а предприниматели утверждают, что этой реформой поставлены на грань выживания.
Александра Кужель: Да не радужно, а объективно. Сегодня актуальны три проблемы: запрет быть плательщиком НДС вновь созданному предприятию, чехарда со сдачей отчетности (внесенная, кстати, внутренними распоряжением налоговой администрации) и запрет относить на затраты расчеты с единоналожниками. Возмущены те, кто работал на едином налоге. А почему? Теперь им каждый месяц приходится платить плюс 320 гривень в пенсионный фонд, платить всегда, даже если нет реализации, и ты ничего не продал. Но с другой стороны, полтора миллиона упрощенцев 11 лет практически ничего не платили в пенсионный фонд, но они выйдут на пенсию и будут ее получать. Так тоже не может быть.
Но почему никто не борется с высокой арендной платой? Это ведь самая большая статья расходов. Между прочим, собственники рынков, получающие сверхприбыли и взимающие непомерную арендную плату, тоже работают на едином налоге. Все торговые центры - плательщики единого налога. И это неправильно. Налоговый кодекс убрал предпринимателям рыночный сбор, вроде им должно было легче стать (это в среднем 180 гривен), а все хозяева рынков на эту сумму увеличили аренду. Если бы они все вместе в знак протеста против жадности собственников рынков встали и ушли со своих мест, то заставили бы снизить арендную плату. Нельзя делать за людей то, что они могут сделать сами. Когда Госкомпредпринимательство в 2009 году инициировало решение, предусматривающее, что рентабельность собственников рынков не может быть больше 20%, хозяева рынков подали на меня в суд. Вот и все.
Еще одной реформой власти является объявленная борьба с коррупцией. Как вы относитесь к норме декларирования расходов родственниками госслужащих?
Александра Кужель: Нежелание вводить систему декларирования расходов и в том числе близкими родственниками – это прикрытие для коррупции. Я - госслужайший – не могу понять, как мои коллеги умудрились купить себе частные дома. Зарплата государственного чиновника не позволяет роскошествовать. У меня, например, никогда не было денег даже на приобретение участка земли, не говоря уже о доме. Вот сейчас мы делаем ремонт в однокомнатной квартире сына и могу вам сказать, что для нас это тяжелейшее испытание. Это притом, что я получаю 16 тысяч гривень пенсии. Для борьбы с коррупцией нет эффективнее метода, чем непрямой контроль и декларирование расходов. Так живет весь мир.