Почему Киев не Париж?
«В Киеве главная проблема — это проблема культурной среды. Когда с центральной улицы города убирают все книжные магазины, это свидетельствует о недалекости власти», - Лесь ТАНЮК, театральный режиссер, писатель
— Во Франции нет полезных ископаемых, земельных ресурсов, и там еще во времена Шарля де Голля сделали ставку на развитие культуры, восстановление туристической инфраструктуры. Даже когда президент Франции появляется на людях, то по правую руку у него не министры обороны и экономики, а министр культуры. Франция сделала культуру главным стратегическим товаром страны и стала культурной меккой Европы. Мне кажется, что в Киеве главная проблема — это проблема культурной среды. Когда с центральной улицы города убирают все книжные магазины, это свидетельствует о недалекости и неразумности власти. Потому что это же определенный дух страны, убежище ее культурного наследия, находка для туристов. В Париже, на берегу Сены, множество букинистических лавок, где можно порыться, найти рукописи Орлика и мадам Помпадур, почувствовать себя причастным к большой культуре. У нас же строители могут разрушить старый подземный ход, крепость, разрыть древнюю могилу. Я уверен: если нашей столице вернуть все заповедные места, старые киевские крепости, не уничтожать Печерскую лавру, то Киев засиял бы в Европе и манил к себе путешественников и желающих здесь поселиться.
Сегодня Киев совсем другой. Столица изменилась в худшую сторону, потому что находится в беспрерывном процессе глобализации и потребительства: уничтожаются деревья, на месте цветников устанавливают пивные киоски. Я понимаю, что в Киеве нельзя жить одними музеями и театрами, но это наша гордость и сердцевина туристической инфраструктуры. У нас нет благоговения перед жизнью, мы привыкли, что на центральных улицах города могут быть выщерблены мраморные плиты, и никого это не смущает. Француз переживал бы, что это неэстетично, некрасиво, что он не может припарковать на этом месте машину, он нашел бы способ, не апеллируя к президенту или премьеру, навести порядок, потому что это его дом, его душа. Мы считаем Киев и государство отчужденными от нас, внутренне постоянно находимся в состоянии мести власти, законам, кабинетам.