Політика
Росія
Слабое звено: почему Россия вновь разыгрывает украинскую газовую карту
Для российского премьера важен фундамент возвращения в Кремль. Модель экономического благополучия, эксплуатировавшаяся в «жирные» нефтяные годы, оказалась несостоятельной. Окружение Путина находится в поиске нового стимулятора, которым и может стать Украина.
Предложение российского министра финансов Алексея Кудрина относительно возможности уплаты таможенных пошлин при экспорте российского газа только на первый взгляд может показаться частью внутренней дискуссии об интенсификации энергетических прибылей. Если российское руководство согласится с требованием Кудрина, потери будут не у Газпрома, а, прежде всего, у тех, кто покупает российский газ. И Украина тут может оказаться самой пострадавшей: в случае возобновления пошлин газовая цена увеличится на 100 долларов.
Можно, конечно, не обратить никакого внимания на инициативу Кудрина и посчитать, что с ней в ближайшее время никто не согласится - зачем же раньше времени посылать голову пеплом. Можно все также продолжать переговоры с Москвой о снижении цены, рассчитывать на уступки, думать о том, что предложить в ответ российскому руководству. Но на самом деле уже понятно, что российское руководство хочет разговаривать с Украиной не на языке уступок, а на языке совершенно очевидных политических требований.
Кремль всегда при любой возможности пользовался слабостью украинского руководства, чтобы протащить какой-нибудь интеграционный проект
Единственная страна, которая может не опасаться кудринского предложения - это Беларусь. Участие в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном и в Союзном государстве с Россией надежно защищает ее от пошлины. Впрочем, не менее надежно защищает и от всяческих реформ - белорусская экономика находится на грани коллапса и союзная с Россией страна вряд ли сможет оплачивать российский газ и нефть даже на льготных условиях. Однако украинские экономические возможности не сравнимы с белорусскими. И поэтому нашей стране как бы дают понять: либо вы принимаете предложения российского премьера Владимира Путина и присоединяетесь к Таможенному союзу и - в перспективе - к Единому экономическому пространству - либо вы получаете такую цену на российские энергоносители, которая окажется для вас совершенно неподъемной.
Для Владимира Путина чрезвычайно важен фундамент возвращения в Кремль. Модель экономического благополучия, эксплуатировавшаяся российским режимом в «жирные» нефтяные годы, оказалась несостоятельной. Ощущается усталость от номенклатурной «Единой России» и желание хоть каких-то изменений. Пугать сограждан кавказской опасностью Путин и его окружение уже не могут - и вопрос даже не в том, что Кавказ удовлетворен, а в том, что российские граждане устали уже и от Кавказа и как бы привыкли к тому, что регион живет своей собственной жизнью, отличной от ситуации в других российских регионах.
Поэтому окружение Путина находится в отчаянном поиске нового симулякра. Это может быть и народный фронт, с идеей которого уже выступил российский премьер, решив, очевидно, закамуфлировать участие в парламентских выборах «Единой России» поддержкой ряда сервильных общественных организаций . Но может быть и интеграция с Украиной. Путин - как и любой другой российский лидер - никогда не будет воспринят в общественном мнении в качестве настоящего «собирателя земель», пока он не вернет россиянам этот отрезанный ломоть. Интеграция с Беларусью и Казахстаном всегда будет восприниматься именно как отсутствие возможности договориться с украинским руководством.
В случае возобновления газовых пошлин Украина может оказаться самой пострадавшей: газовая цена для нее увеличится на 100 долларов
Стоит вспомнить, что Кремль всегда при любой возможности пользовался слабостью украинского руководства, чтобы протащить какой-нибудь интеграционный проект. Так уже было перед президентскими выборами 2004 года, когда скомпрометированный и пытавшийся передать власть преемнику Леонид Кучма подписал с Владимиром Путиным, Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым соглашение о создании Единого экономического пространства. Тогда никто и не скрывал, что ЕЭП создается исключительно ради «втягивания» Украины в российскую орбиту - что вызвало раздраженную реакцию белорусского президента, опасавшегося утраты собственной роли «единственного союзника Москвы».
Теперь история повторяется. Только не перед украинскими, а перед российскими президентскими выборами. Но слабое звено - опять Украина, а не Россия. И российские чиновники делают все возможное, чтобы заставить украинское руководство согласиться с интеграционной логикой Путина и позволить российскому премьеру предложить своему народу очередную «обманку». Ради этого и придумываются формулы, пошлины и прочие энергетические удовольствия. И неудивительно, что украинские участники переговоров просто не хотят этого видеть - в конце концов, как и их российские партнеры, они решают свои собственные вопросы, а не проблемы страны.