Політика
Україна
За шаг до последней черты: Янукович действует по сценарию «партии войны»
Подписание закона о красных флагах, шпионский скандал с Чехией, злоключения Юрия Луценко и Юлии Тимошенко – одновременность этих событий говорит об одном: «партия войны» в окружении украинского президента становится доминирующей. Сам глава государства, выступает, по меньшей мере, соавтором сценаристов из этой партии. Почему? Кто и зачем может «играть» Януковичем?
Авторитарный блицкриг: попытка номер три
Май 2011-го получился более чем насыщенным событиями самого неоднозначного толка. Началось все со львовской провокации 9 мая, и продолжается по сию пору. У событий этого мая – различные авторы, заинтересованные стороны и заказчики. Но в целом ситуация складывается в одну явную картину под названием «Ускоренное становление авторитаризма в Украине». Попытки написать эту картину предпринимались уже дважды за 15 месяцев правления Януковича. Первый раз – весной и летом прошлого года, в период после Харьковских соглашений, когда случились резонансные истории с задержанием немецкого эксперта Нико Ланге, произошли «задушевные беседы» с ректором католического университета во Львове и незадачливым блоггером, посмевшим пожелать президенту «долго жить». Летом начались аресты чиновников бывшего режима. Завершилась эта первая волна в сентябре - показательным арестом директора львовского музея «Тюрьма на Лонцкого» Руслана Забилого. Затем, в преддверии местных выборов, в стране временно объявили триумф демократии, и подобные эксцессы прекратились.
Вместо единения Украины ставка сделана на политику «разделяй и властвуй» и сохранение симпатий юго-восточного электората
Второй раз попытка авторитарного блицкрига пришлась на декабрь 2010 и январь 2011-го, когда на нары отправились Луценко и когорта соратников Тимошенко, активисты Налогового майдана, а в придачу состоялось показательное избиение депутатов от БЮТ в Верховной Раде – и все из-за той же Тимошенко, которой тогда предъявили первое серьезное обвинение. Затем последовала и первая попытка арестовать саму Тимошенко аккурат под Новый год, 30 декабря. Тогда, как утверждают информированные источники, аресту не дал состояться некий телефонный звонок. На следующую ночь подорвали сталинский истукан в Запорожье, после чего последовала волна арестов «внесистемных» националистов. Завершили второй период маловразумительные взрывы в Макеевке, которые ныне предпочитают как-то замять и забыть. После этого, казалось, снова наступила небольшая «оттепель», которую «омрачило» разве что возбуждение уголовного дела против Леонида Кучмы. И вот теперь – новый виток скандалов и провокаций, причем на этот раз ставки высоки изначально.
Базовых причин происходящего можно назвать две. Обе они уже озвучивались экспертами и политиками. Это – стремление отвлечь общество от единения перед лицом социальных проблем и вовлеченность нашего президента в предвыборную борьбу в Российской Федерации. Обе этих причины могут быть расширены и дополнены следующими соображениями: вместо единения Украины ставка сделана на политику «разделяй и властвуй» и сохранение симпатий исключительно юго-восточного электората, а «российский фактор» является ничем иным, как попыткой снизить цену на газ для предприятий украинских олигархов. То есть, Виктор Янукович продолжает решать два ключевых вопроса сохранения у власти, отбиваясь от главных очагов опасности: роста протестных настроений в обществе и недовольства большей части олигархата «газовым вопросом» (Дмитрий Фирташ свои проблемы уже решил в частном порядке).
Янукович запутался в «гордиевых узлах»
Но почему все «гордиевы узлы» решено рубить почти одним ударом, и именно в эти недели? Ответов несколько, и они связаны между собой. Прежде всего, власть не может остановиться на полпути к репрессиям, и просто обязана либо оказаться от них полностью, либо идти до конца. То, что ныне принято второе решение, вполне коррелирует с менталитетом и мировоззрением правящей верхушки. Приятие президентом сценария «партии войны» началось, как известно, с закона о красном знамени. В отличие от макеевских взрывов, провокации на западе Украины легче и организовать, и объяснить как Европе, так и «сине-белому поясу». Они отлично ложатся на идею о «двух Украинах», и призваны цементировать страхом перед «неофашизмом» рассыпающийся электорат юго-востока. Ведь менталитет и поддержка этого электората президенту намного ближе и нужней, чем попытка стать «своим» для Галичины. Идея о «президенте всей Украины» отброшена – точку на ней поставило повсеместное социальное недовольство населения.
Общий ход событий в Украине уже выходит из русла «умеренности», и власть обретает черты репрессивного режима
Кроме того, президент, взявший четкую паузу на время 9 мая, теперь выполнил свое обещание о том, что подпишет закон о красном флаге. Отныне провокационная идеологическая «мина», которая обречена взрываться раз или два в году, официально заложена под Украину. Сценарий носит явно долгосрочный характер и становится первой причиной будущей дезинтеграции страны. Остальные причины такого печального развития событий берут корни в иных акциях мая 2011-го.
Шпионский скандал с чешскими дипломатами является чистой воды работой СБУ. Президент явно раздражен чешским покровительством Богдану Данилишину и заявлениями еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства ЕС, чеха по происхождению, Штефана Фюле о выборочном правосудии и соблюдении прав человека в Украине. Потому «нужные люди» явно дали ему пояснение: следует взять в отношении «этих чехов» жесткий тон и показать, что мы тоже «не лыком шиты». Правда, неизвестно, дали ему это объяснение до скандала или постфактум. Однако время выбрано более чем верно: в разгар переговоров с Европой о зоне свободной торговли, под аккомпанемент заявлений Медведева о «двух стульях», на фоне дискуссий о Таможенном союзе подобное решение только ухудшает европерспективы Украины. В равной степени в таком развитии событий заинтересованы и медведевская, и путинская группировки в Москве. О том, почему орудием этого действа выступает именно СБУ, не стоит уточнять лишний раз. Достаточно лишь посмотреть на то, какую роль играла Служба Безопасности во всех предыдущих акциях такого рода – от задержания Нико Ланге и ареста Забилого до «дела Тризуба». Практически во всех случаях прослеживается связь с внешнеполитическим фактором: немецкого эксперта задержали накануне визита Януковича в Германию, Забилого - перед книжным форумом во Львове, куда должно было приехать множество иностранцев и диаспорных украинцев.
Янукович бросает жребий
У ситуаций с Луценко и Тимошенко – иные заинтересованные лица и другая подоплека. Здесь задействованы прокуратура и судебная власть. В деле Луценко персональная ответственность президента наиболее очевидна. От самого страшного сценария его спас сам экс-министр внутренних дел, решив прекратить голодовку. Иначе Украина гарантированно попала бы в список стран с авторитарными режимами уже в ближайшие недели. Янукович не дал команду смягчить участь Луценко. Сознавал ли он до конца последствия своего упорства?
«Партия войны» становится все более влиятельной: в нее вливаются все назначенцы президента, имеющие власть арестовывать и карать
Похоже, что не до конца. Важнее ему было показать свою принципиальность и твердость, не ударить в грязь лицом перед всеми «донецкими», для которых Луценко – пожизненный враг, заткнуть последнему рот как обличителю «воров в законе» с депутатской неприкосновенностью и принести «ритуальную жертву» ахметовскому клану. Потому что жертвой для «фирташевских» должна стать еще более крупная птица – Тимошенко. Хотя ее арест нужен и для иных, более стратегических, целей.
То, что ее решили напугать автозаком на следующий день после начала суда над Луценко, говорит о том, что сценаристы «партии войны» спешат. Важно обезопасить себя от Тимошенко перед выборами. Нужно не позволить ей откровенно провоцировать власть, незваной гостьей появляясь на телевизионных ток-шоу. Но еще важнее – российская подоплека ее ареста. Газовые переговоры Николаем Азаровым провалены. На встречу с главой Газпрома Миллером отправляется лично Виктор Янукович, несмотря на «разницу должностных потенциалов». Он собирается лично вести переговоры подобной сложности, готовя нечто вроде вторых харьковских соглашений. Цена ареста Тимошенко – дезавуирование подписи Путина. Жребий брошен, и намерения украинской стороны задекларированы. Визит Миллера и задержание Тимошенко совпали день в день. Газовый вопрос вынуждает Януковича практически открыто делать ставку на Медведева и выходить на сигнальную черту ссоры с Путиным. Последствия такой ссоры с Путиным – в случае победы последнего на выборах – для Януковича должны быть очевидны. Тем более, если к тому времени он уже будет приравнен к Лукашенко и ославлен в Европе как автократ. Итогом может стать не только конец власти самого Януковича, но и вполне реальная потеря экономического, а позже – и политического суверенитета Украины. Впрочем, дезинтеграция возможна и при победе Медведева – при любом неблагоприятном для обвиняемых исходе дел Тимошенко и Луценко Янукович будет «наказан» Западом.
Победа тактики над стратегией
Несмотря на наличие разных групп в президентском окружении, играющих в те или сценарии, общий ход событий уже выходит из русла «умеренности», и власть обретает черты репрессивного режима. «Ястребы» нашли поход к президенту, руководствуясь в каждом случае отдельной мотивацией. Чтобы не думал по этому поводу сам глава державы, он, похоже, теряет контроль над ситуацией как раз в тот момент, когда натужно пытается сдвинуть с места европейский вектор развития Украины. Инстинкт сохранения власти и поддержания баланса сил внутри олигархата оказывается сильнее долгосрочного планирования и даже потенциальной угрозы потери власти в будущем.
Власть не может остановиться на полпути к репрессиям: она обязана либо оказаться от них полностью, либо идти до конца
Тактика берет верх над стратегией. «Партия войны» становится все более влиятельной: в нее теперь, по факту, вливаются все назначенцы президента, имеющие власть арестовывать и карать. Хорошковский, Могилев, Пшонка и Кузьмин оказываются в одной лодке, вне зависимости от того, насколько разнятся их персональные интересы, и к каким группам влияния они относятся. Они автоматически оказываются действующими в унисон с российскими (евразийскими) целями на украинском пространстве.
Сам же Янукович, решивший идти ва-банк, предстает в роли недальновидного государственного деятеля. И если ему не разъяснят всех последствий его шагов, он может оказаться не только заложником и жертвой собственной неосмотрительности и эмоций, но и потерять страну, к управлению которой он так стремился.
Фото сайта «Фокус»