Політика
Україна
Год реформ Януковича: полшага вперед и топтание на месте
Год назад, в начале июня 2010 года, президент Украины обнародовал свою программу реформ, по которой страна живет и до сих пор. По прошествии года можно констатировать: в судьбе этих реформ конъюнктура текущего момента решает все.
Некоторые реформы оказались сугубо декларативными, другие были проведены исключительно в интересах самой властной верхушки. А самые болезненные меры откладываются из-за падения рейтингов партии и призрака грядущих выборов.
Гладко было на бумаге
Программа реформ в 2010-м изначально не была лишена конъюнктурности. Ее писали в расчете на получение транша МВФ. В основу программы были положены наработки, сделанные еще в докризисную эпоху по заказу Фонда Ахметова при участии американских экспертов из компании McKinsey. Примечательно, что параллельно с программой реформ писался и меморандум о готовности принять жесткие условия мировых финансовых институций. Эти требования для публики были растворены в потоке общих фраз и двух десятках благих намерений, в результате чего программа стала аналогичной большинству прочих подобных документов, вплоть до подзабытого тимошенковского «Украинского прорыва».
Программа реформ в 2010-м изначально не была лишена конъюнктурности. Ее писали в расчете на получение транша МВФ
Принятие программы свое дело сделало - Украина транш получила. Решив эту первичную задачу, правительство Азарова сделало первый «выдох» - и занялось следующим пунктом «реформирования»: наполнением государственной казны за счет усиления фискального бремени. Началась работа над многострадальным Налоговым кодексом. Именно эту реформу власть торопилась осуществить в первую очередь. Остальные вроде бы начавшиеся реформы, в частности, судебная и административная – были проведены либо частично, либо формально.
Между тем, самый главный порок программы состоял не в том, о чем она говорила, а в том, о чем она даже не упоминала. Программа молчала об уменьшении энергозависимости страны, о каких-либо планах по энергосбережению, о модернизации металлургической и химической отраслей. Это и понятно, если вспоминать о заказчике первоначальных наработок – Фонде Ахметова. Еще одной причиной стали Харьковские соглашения, заключенные всего лишь за месяц до презентации реформ: тогда они казались спасением для украинской экономики. Через год стало ясно, что Россия обманула Украину и в политическом, и в экономическом смыслах.
Не говорилось в программе и о продаже земли. Из конкретики речь шла только о создании земельного кадастра. Форсировать эту тему начали лишь в начале 2011 года - по понятным причинам все той же конъюнктуры обогащения правящей верхушки. Не шла речь в программе и о создании реестра собственности в Украине, что должно быть одним из маркеров, обозначающих привлекательность для международных институций. Ничего не было сказано и о сокращении государственных расходов. Зато очень много говорилось о преодолении бюджетного дефицита. На тот момент это было самой актуальной проблемой, которую не удавалось бы решить без кредита МВФ.
Бюджет – «наше все»
В сфере бюджетных отношений первый этап реформы, расписанный до конца 2010 года, должен был содержать следующие положения: принятие закона о госзакупках, который должен преодолеть коррупцию в этой сфере; изменение Бюджетного кодекса для создания среднесрочного планирования; принятие закона о госдолге; создание законодательных основ оценивания инвестпроектов; введение госреестра инвестпроектов и их мониторинг; оптимизация государственных целевых и бюджетных программ; разработка и принятие закона о Фонде будущих поколений.
Что реализовано? Кроме первых двух пунктов, практически ничего. Да и то - закон о госзакупках принят в интересах новых лоббистских групп, а бюджетный кодекс изменен таким образом, что основной упор сделан не на контроль над расходами и правильное администрирование налогов, а на обеспечение бесперебойного поступления в бюджет средств, выкачиваемых отнюдь не из олигархических карманов.
Главный порок программы реформ-2010 состоял не в том, о чем она говорила, а в том, о чем она даже не упоминала
Реформу межбюджетных отношений планировалось увязать с административно-территориальной (в программе, к слову, не прописанной вообще). Последняя, как известно, вообще ныне подзабыта. Следовательно, и межбюджетные связи остались выстроенными по незамысловатой модели «снизу вверх», без горизонтальных связей и оставления необходимой местным общинам части дохода.
Налоговая реформа – первый провал
В отношении налоговой реформы программа Януковича стала как бы предварительным манифестом перед началом работы над Налоговым кодексом. В ней говорилось о налоге на недвижимость (с 2012 года), о постепенном снижении НДС, о выведении единого социального взноса из структуры единого налога, об уменьшении видов деятельности, подлежащих лицензированию. Планировалось быстрое принятие Налогового кодекса – «блицкригом», уже летом 2010 года. Не получилось, равно как и со вторым наступлением на права малого и среднего бизнеса - случился налоговый майдан.
Напомним, налоговая реформа программой планировалась в два этапа: первый (до конца 2010 года) предусматривал принятие собственно Налогового кодекса; сближение налогового и бухгалтерского учетов; возвращение накопленной задолженности по НДС государственными ценными бумагами и обеспечение своевременного возмещения НДС, начиная с 1 августа 2010 года.
Уже по ходу подготовки Налогового кодекса власть «залезла» и на второй этап реформы, обозначенный в программе концом 2012 года. На этом этапе планировалось сокращение количества малоэффективных налогов и сборов; сокращение сферы применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства; введение единого социального взноса; введение налога на имущество; реформирование системы администрирования налогов и сборов; введение механизма экологического налогообложения.
О том, что программа реформирования страны не выполняется, президенту стало очевидно в середине весны
Как видим, наполнение бюджета за счет малого и среднего бизнеса требовалось произвести столь быстро, что ни до какого 2012 года ждать не стали. Атака на малый и средний бизнес планировалась как стратегическая цель – необходимо было закрепить господство олигархии за счет разорения среднего класса и превращения его в дешевую рабсилу. Но Налоговый майдан заставил корректировать эти положения. В результате программу по фактическому разорению малого бизнеса можно считать незавершенной – и этот тот случай, когда огорчаться не стоит. Тем более, что работа над оставшимися после президентских поправок спорными моментами ни шатко ни валко идет до сих пор.
Что-то где-то реформируется
Одной из немногих реформ, которую удалось осуществить вроде бы быстро, ибо она была по сути, административно-командной по форме – судебная. Она была почти закончена к февралю 2011 года. Другое дело, что в украинских реалиях благие пожелания, прописанные в реформе, обернулись на практике созданием новых лояльных власти судов, заполненных выходцами из базового региона правящей партии, увеличением прав Высшего совета юстиции как надзорного органа над всеми судьями и показательным ограничением прав Верховного суда. На последнем этапе реформа свелась к неприкрытом давлению на главу Верховного суда Василия Онопенко, которое, однако, завершилось фактическим отступлением власти. Онопенко неведомым образом удалось отстоять свои позиции, после чего «урезание» Верховного суда было отложено, а другой суд - Конституционный - даже принял к рассмотрению жалобу оппозиционеров на нововведения реформы. То есть, и эта, вроде бы почти доведенная до конца, реформа, не может считаться завершенной.
Объявленные год назад реформы в сферах здравоохранения и образования также не реализованы. Первая не движется вообще: программа ее, по сути, представлена только недавно, в апреле 2011 года, и снова отправлена на очередной круг «обсуждения с общественностью». Сигналом президентского недовольства темпами реформы стали недавние ротации в Минздраве. Реформа образования «имени Табачника» свелась к восстановлению 11-летнего обучения, лихорадке с правилами поступления в вузы, переписанными учебниками истории, а также к недавнему запрещению вузовским преподавателям участвовать в семинарах и конференциях за бюджетный счет. Вершиной реформы можно считать сокращение числа вузов, предпринятое с целью установления контроля над их имуществом и постановки в их главе угодных ректоров.
Янукович наедине с реформами
О том, что программа реформирования страны не выполняется, президенту стало очевидно в середине весны, когда с его стороны началась активная критика Кабмина. 27 апреля был принят План действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014. Янукович попытался обновить вектор реформ, обозначив, чем правительство должно заняться в текущем году: стабилизацией госбюджета, реформой налоговой системы, развитием финансового сектора, региональным развитием и реформой межбюджетных отношений, реформами медобслуживания, системы пенсионного страхования, образования, соцподдержки.
Недавние отставки в Кабмине – попытка сменить исполнителей на тех «фронтах» реформ, застой в которых наиболее очевиден рядовому электорату
Мало того: среди приоритетов на 2011 год президент определил дерегуляцию приватизации и управления госсобственностью, развитие научно-технической и инновационной сфер, международную интеграцию и сотрудничество, реформы электроэнергетики, угольной отрасли, нефтегазовой промышленности, ЖКХ, развитие транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, земельной реформы, реформирование системы органов исполнительной власти, государственной службы, а также реализацию национальных проектов.
Конечно, год еще не завершен. Но столь обширный план деятельности говорит о том, что его постигнет судьба «материнской» программы. Фактически указанный план – очередное напоминание о том, что в реформировании нуждаются все сферы отношений в государстве. Недавние отставки в Кабмине – попытка сменить исполнителей на тех «фронтах» реформ, застой в которых наиболее очевиден рядовому электорату. То есть, в силу вступает уже предвыборная конъюнктура. Более чем сомнительно, что будут реформированы угольная и нефтегазовая отрасли, транспортная инфраструктура (УЕФА за год до чемпионата в ужасе от наших дорог), и что остальные сферы реформирования также получат существенный толчок. Каждый пункт этого амбициозного плана не содержит конкретики, и весь план выглядит перечнем громких деклараций.
Однако сам Янукович продолжает демонстрировать оптимизм по поводу хода реформ. У него нет иного выхода. «Украина начала путь модернизации страны практически по всем направлениям. В этом году будут охвачены реформами 21 направление жизнедеятельности нашего государства – в прошлом году мы охватили 7, и до конца нынешнего года добавятся еще 14», - убеждал 9 июня украинский президент председателя Венецианской комиссии Джанни Букиикио.
Янукович лишний раз упирает на достигнутую «стабильность». «Благодаря этому в прошлом году мы получили рост ВВП на уровне 4,2%. Дефицит бюджета на этот год мы заложили 3,5%. И практически видим, что в текущем году преодолеем этот дефицит», - провозглашает наш глава державы.
Характерно, что ранее премьер Николай Азаров заявлял: в 2011 году планируется обеспечить 5% роста ВВП и снизить уровень дефицита бюджета до 3%.Однако, по оценкам Нацбанка, рост ВВП Украины в марте-апреле 2011 года замедлился до 1-1,3%.
Реформы Януковича стали заложниками непоследовательности, политизированности, лоббизма, саботажа, непродуманности и изначальной половинчатости
Воз и ныне там
Президент распекает и увольняет подчиненных, призывает к ускорению реформ, озвучивает новые планы, но неподъемный воз постсоветской экономики стоит на месте. В действительности за этот год успешно решена лишь одна проблема – построение пресловутой «вертикали». Реформ заявлено много – 24 направления, но большая часть из них требует либо радикального вторжения в сферу кормления чиновников и лоббистских групп, либо болезненна в электоральном плане. Потому можно прогнозировать, что особых подвижек в деле их реализации не будет. А после выборов наступит иная политическая реальность, когда программу реформирования снова откорректируют с учетом требований момента.
Реформы Януковича стали заложниками и жертвой непоследовательности, политизированности, лоббизма, саботажа, непродуманности и изначальной половинчатости. Они также вызвали активное народное недовольство и подтвердили неспособность власти к системной и последовательной реформаторской деятельности. Годовщина этих реформ являет нам признаки их провала. Без кардинальной смены экономической модели и преодоления политических рисков никаких подлинных подвижек в Украине быть не может. Власть фактически оказалась в тупике, который вынуждена прикрывать теперь паллиативными мерами и демонстративными отставками.