Бізнес
Ринки та компанії
Мест нет: кому и почему не найдется места в Киеве во время Евро-2012
Будущим летом Киеву придется принять более 150 тыс. болельщиков. Гостиничная инфраструктура города к такому наплыву клиентов не готова. В столице действует 88 гостиниц с общим фондом 7800 комнат (данные CB Richard Ellis).
Все продано!
В 2007 году, когда Украина была официально утверждена в качестве принимающей страны Евро2012, речь шла о том, что к началу чемпионата в Киеве появится еще как минимум 20 больших полноценных отелей. Желание выйти на украинский рынок тогда изъявили несколько всемирно известных гостиничных сетей — Hilton Worldwide, Fairmont Raffles Hotels, Sofitel и т. д. Большинство проектов строительства новых гостиниц остались на бумаге. Те немногие, кто все-таки решился поработать в Украине, сейчас испытывают серьезные затруднения. К примеру, Accor Hospitality, еще зимой завершившая строительство киевского отеля для сети Ibis, до сих пор не сдала его в эксплуатацию. По неофициальным данным, объект был готов к сдаче еще в феврале, однако собственники не смогли договориться с местными регулирующими органами.
По прогнозам аналитиков гостиничного рынка, в течение следующих пяти лет количество пятизвездочных отелей в Украине должно увеличиться втрое
Попытавшись забронировать номер на время Евро2012 хотя бы в одной из 88 столичных гостиниц, Контракты выяснили, что мест, не зарезервированных туроператорами, почти не осталось, а те, что есть, предлагаются по цене вдвое, а то и втрое выше обычной. Так, если в июне текущего года номер в пятизвездочной гостинице можно было снять за EUR400, то во время чемпионата за такое же размещение придется заплатить минимум EUR1200. Нетрудно предугадать, что нехватка гостиничных мест стимулирует спрос на хостелы и посуточную аренду квартир. Однако хостелов в столице слишком мало и далеко не в каждом есть услуга бронирования, так что предлагать их болельщикам в рамках организации событийных туров на Евро2012 весьма проблематично. С квартирами дело обстоит еще хуже. Хозяева, привыкшие к схеме «просмотр — предоплата», на другие условия сотрудничества, как правило, не соглашаются, а арендовать квартиру заранее, точно не зная, понравится ли она гостю или нет, рискованно.
Alma Hotel
Этой весной Министерство инфраструктуры и Министерство образования сообща предложили оригинальный вариант решения проблемы нехватки гостиничных мест. Идея заключается в том, чтобы на время чемпионата превратить общежития киевских, донецких и львовских вузов в отели формата low-cost. В теории все получается гладко. В 2012-м учебный год закончится на месяц раньше обычного. Студенты разъедутся и заберут с собой вещи, поскольку администрация вузов предупредит их о том, что комнаты будут в аренде. К началу июня 2012-го туроператоры продадут места болельщикам, желающим поселиться в low-cost, и составят планы их расселения. Вузы подзаработают, туроператоры решат проблему размещения не слишком богатых клиентов, а студенты получат лишний месяц каникул. Схема не нова. Ею давно и успешно пользуются многие учебные заведения в США, Великобритании, Франции, Австрии и Израиле. На каникулах студенты освобождают комнаты для участников различных конгрессов, симпозиумов, международных семинаров и летних школ.
Однако, во-первых, зарубежные вузы, практикующие такое размещение, как правило, обзаводятся охраняемыми хранилищами и берут на себя ответственность за сохранность оставленных там личных вещей студентов. Далеко не все, отправляясь на каникулы, хотят и могут забрать с собой все до последнего чемодана. Во-вторых, студентам, временно лишившимся возможности пользоваться собственными комнатами, полагается денежная компенсация. Общая практика такова, что студент, заранее заплативший за следующий год обучения и проживания в кампусе, имеет право в письменной форме отказаться от предоставления его комнаты кому бы то ни было даже во время каникул. В-третьих, и это, пожалуй, главное — ремонтные работы в общежитиях западных вузов проводят не нарочно к приезду гостей, а планово. Так что администрации обычно не приходится заблаговременно освобождать помещение и «доводить его до ума».
Много шума
В Украине обошлись без хранилищ, компенсаций, добровольных согласий и отказов. Студентов решили переселять в обязательном порядке. Ректоры и проректоры вузов — обладателей больших студенческих городков получили задание освободить и подготовить к приему гостей один или два корпуса, в зависимости от размеров кампуса. «Подготовить» — означало осуществить ремонт, где косметический, а где и капитальный. На это даже выделили бюджетные средства, правда, не всем и не в достаточном количестве. Вот тут-то и начались проблемы.
Во время Евро2012 гостиницы средней ценовой категории будут чрезвычайно востребованы
Понимая, что при ограниченном бюджете ремонт обещает быть затяжным и мучительным, некоторые вузы принялись освобождать помещения еще до окончания экзаменов, завершающих 2011 учебный год. СМИ подняли шумиху по поводу ущемления прав студентов. Некоторые журналисты даже уличали вице-премьера Бориса Колесникова в том, что он якобы выселяет студентов и аспирантов из общежитий, а после публиковали его ответы на эти обвинения. Контракты поступили проще: обратились в столичные вузы под видом представителей туристического агентства, обслуживающего болельщиков Евро2012, дабы выяснить, каким будет механизм размещения гостей чемпионата в общежитиях и кто от этого может пострадать.
Начнем с того, что подавляющему большинству студентов и аспирантов ничто не угрожает. Вузы, получившие деньги на ремонт общежитий и внесенные в реестр принимающих организаций Евро2012, выделили по одному, максимум по два корпуса из 25–30 имеющихся. Сейчас они и правда озабочены переселением студентов и аспирантов, но проблемы нехватки мест нет, потому что жилые корпуса загружены не полностью. На провокационное предложение Контрактов провести «уплотнение» в комнатах (то есть увеличить количество койко-мест), чтобы освободить какие-то помещения, помимо указанных в реестре, почти все опрошенные вузы ответили отказом. И правильно сделали. Нашлось, правда, несколько учебных заведений, не фигурирующих в реестре и не располагающих большими кампусами, но при этом готовых предоставлять комнаты для болельщиков Евро2012. Однако состояние общежитий этих вузов таково, что даже самый ловкий клиент — менеджер туристического агентства вряд ли сможет «продать» их европейским туристам.
Генеральный директор ЗАО «Гамалия, туристическая фирма» Игорь Голубаха признался Контрактам в том, что хоть его сотрудники и законтрактовали более 14 тыс. мест в общежитиях, только 50% из них действительно пригодны для размещения гостей Евро2012. Половина уже зарезервированных общежитий нуждаются в ремонте. Агентство не станет предлагать их болельщикам до тех пор, пока вузы не приведут помещения в порядок.
Разведка боем
Корреспондент Контрактов под видом турагента обратился в один из известных киевских вузов и предложил следующим летом разместить в общежитии этого учебного заведения болельщиков. Предложение восприняли с энтузиазмом. Сотрудников университета даже не удивило отсутствие у явившегося к ним «агента» визитки с реквизитами туристической компании. Комендант тут же предложила организовать для предполагаемого арендатора экскурсию по общежитию. Готовность заключить договор на условиях арендатора удивляла. Как выяснилось в процессе экскурсии, все, чем располагает вуз, — один девятиэтажный корпус, до отказа заполненный студентами.
Это была классическая постсоветская общага. Один туалет и одна душевая на четыре комнаты, размытая штукатурка на потолках, непристойные надписи на стенах и в лифте и т. д. «У нас тут художники живут, люди творческие, вот, к примеру, захотелось кому-то стену расписать…» — комментировала комендант. Она безо всякого стеснения заводила предполагаемых арендаторов в обжитые комнаты студентов. На вопрос, есть ли в общежитии свободные жилые помещения, которые можно было бы посмотреть и сфотографировать, комендант ответила так: «Вообщето есть, но они в таком состоянии, что показывать их никому не стоит». О цене и сроках размещения болельщиков она говорить не решилась.
После экскурсии комендант отвела мнимого турагента в свой кабинет, сказала, что немедленно позвонит проректору. Затем набрала неизвестный нам номер и передала трубку корреспонденту Контрактов. Человек, находившийся на другом конце провода, начал диалог бодро, но как будто с издевкой.
— Вы что, действительно собираетесь поселить кого-то в этом? — проректор не окончил фразу, то ли не хотел негативно отзываться об общежитии, то ли просто не знал, как охарактеризовать условия, в которых живут его студенты.
— Трудно сказать, мы попытаемся предложить ваши комнаты в качестве дешевого хостела. Кстати, на какую сумму вы рассчитываете?
— Не знаю. Предложите свою цену. Но учтите, что я позвоню другим проректорам, у которых такие же убитые общежития, и сравню предложения.
— С каждой комнаты 400 грн за ночь вас устроит? (Это стоимость отдельной комнаты в ближайшем к общежитию хостеле. — ред.)
— Значит 200 грн с места… — проректор задумался, он явно рассчитывал на большее, — ну хорошо, я согласен.
— А если не секрет, куда денутся студенты, живущие в общежитии?
— Уедут в конце мая.
— А если ктото захочет остаться или оставить вещи в комнате?
— Нет, их поставят в известность… Уедут.