Життя та Стиль
Спорт
Украина входит в водную «Формулу». Всерьез и надолго?
Украина впервые провела этап чемпионата мира в «Формуле-1» по водно-моторному спорту. Судя по высказываниям почетных гостей и спортсменов – успешно. Победителем первого Гран-при Украины, состоявшегося в акватории киевского водохранилища в Вышгороде Киевской области, стал представитель ОАЭ Ахмед Аль-Хамели из команды Abu Dhabi.
Белое и черное
Асфальт идеальнейшего качества при въезде в город резко контрастирует с тем дорожным покрытием, по которому обычно проходит маршрут автобусов «Киев – Вышгород». Местные жители рассказывают, что порядка десяти километров дороги были устланы за каких-то три месяца и отнюдь не потому, что через Вышгород может проходить путь главы государства на ставшую уже знаменитой дачу в Межигорье. Ремонтные работы начались аккурат с того момента, когда в городе появились неожиданные для многих борды с надписью «Київщина вітає «Формулу-1».
«Когда мы впервые презентовали Киевский регион в Монако в лице Международного союза водно-моторного спорта (UIM), а затем их представители приехали к нам посмотреть на местность, они хватались за головы, - отметил в разговоре с корреспондентом kontrakty.ua глава Киевской областной государственной администрации Анатолий Присяжнюк. - Мы пообещали, что подготовимся в лучшем виде и нам поверили. Три месяца днем и ночью работали тысячи людей. Шесть километров прекрасной трассы – это не просто новый асфальт, но и перенесенные коммуникации, новые водостоки, свежепостроенные тротуары. Также в рамках строительных работ мы укрепили и расширили дамбу на киевском водохранилище. Фактически, построена новая набережная». По словам А.Присяжнюка, если перевести все эти работы в денежный эквивалент, то получится, что в Вышгород инвестировано более 100 миллионов гривен.
И в самом деле – участники соревнований отмечали, что Вышгород – очень аккуратный, чистый городишко, в котором обращают на себя внимания красивые старые церкви. Но больше всего иностранных гостей поразило количество зрителей, присутствовавших во время четвертого этапа водно-моторной Формулы. По визуальным подсчетам, субботнее Гран-при Украины посетили порядка 50 тысяч людей. Это при условии, что установленные вдоль набережной трибуны могли вместить только 15 тысяч. Остальные болельщики расположились на склоне рядом с водой, непосредственно на траве.
Поскольку проведение Гран-при Украины совпало с Днем города, центральные улицы Вышгорода вместе с набережной превратились в одну большую ярмарку. Несмотря на довольно впечатляющие цены (скажем, 100 грамм шашлыка стоили 30 гривен, а за бокал пива желающие отдавали от 10-ти до 15 грн), свободный столик в обилии стихийных «баров» найти было почти невозможно.
Одним словом, одним праздник – другим работа. В этом водовороте событий, наверное, наиболее неуютно чувствовали себя украинские журналисты. Подчеркиваю – именно украинские, поскольку в пресс-центр, расположенный рядом с боксами и оборудованный компьютерами, интернетом, телефоном и прочими элементарными для работы современных СМИ вещами поначалу запускали только иностранцев. Отечественную прессу к «святая святых» гоночного спорта и соответственно к собственной «базе» кто-то умный решил «не пущать». Пока «секьюрити» сочиняли басни, будто в зону, где расположены боксы, прессу запускать запрещено, «пресс-организатор» на требование автора этих строк выдать стартовые протоколы так и вовсе договорился до того, что посоветовал записывать сообщения диктора. Лишь после тотальных возмущений украинскую прессу хоть время от времени в течение двух дней приравнивали в правах с коллегами-иностранцами. С одной стороны, организаторов понять можно, ведь аккредитованных отечественных журналистов числилось более 300 человек. Но если посмотреть перечень СМИ, можно открыть множество доселе неизвестных изданий…
Звезды и история
Но вернемся непосредственно к спорту. История проведения чемпионатов мира по гонкам на моторных лодках в классе «Формула-1» на воде берет начало в 1962 году, когда Шульц и Молинари построили первые спортивные катамараны. Свое нынешнее официальное название гонки получили на заседании UIM в 1981 году, когда в Монте-Карло впервые провели на воде аналог автомобильных гонок «Формула-1». Тогда также было решено установить два класса лодок: OZ – без ограничения объема двигателя (как правило, объем двигателей таких лодок составляет от 3600 до 4500 куб. см) и ON – с объемом двигателей до 2000 куб. см.
Добавим, что в Украине чемпионаты мира по водно-моторному спорту проводились дважды. Впервые подобное мероприятие состоялось в 1986 году в Тернополе, а год назад этап мирового первенства приняла Ялта. Предыдущие «украинские» гонки по статусу заметно уступают нынешним, ведь это были мировые форумы по одной из множества версий. Сейчас в Вышгороде собрались элитарные скутеристы планеты, представляющие королевскую «Формулу 1», где не существует ограничений по скорости, а пилоты могут разгонять болиды до 220 километров в час.
Есть в водной «Формуле» свои суперзвезды. К примеру, чемпион мира-2008, 52-летний американец Джей Прайс из команды Qatar. Джей – настоящая легенда своего вида спорта. Несмотря на то, что у скутеристов нет возрастных рамок, в элитном классе редко встретишь пилота старше 40 лет. Прайс – исключение. При этом Джей не просто участвует – он после побед на двух стартовых этапах в Дохе (Катар) и Портимау (Португалия) является лидером общего зачета. Следом в генеральной классификации идет одноклубник Прайса - 26-летний итальянец Алекс Карелла. Алекс выиграл последний перед украинским Гран-при в российской Казани. Также в обойме пилотов водной «Формулы» выделяется единственная женщина – норвежка Марит Стромой, выступающая за команду Nautica. У себя на родине Марит помимо спорта известна как довольно популярная певица. А действующим чемпионом F1H2O является финский гонщик Сами Селио из команды Mad Croc. Впервые за гоночный катамаран «летающий финн» сел в 12 лет и с тех пор соревнуется уже 24 года. Чемпион мира 2007 и 2010 годов – Сами, бесспорно, является главной звездой водной «Формулы».
Сюрпризы и закономерности
Бордово-белые болиды Qatar, как и полагает лидерам, были на виду и в Вышгороде, однако борьбу за первое место они проиграли вчистую. Представитель ОАЭ Ахмед Аль-Хамели из команды Abu Dhabi с блеском выиграл квалификацию, удержал лидерство после старта, а затем не упускал преимущества над преследовавшим его Прайсом в течение всех 37-ми кругов (протяжность кольца – 2350 метров).
«На четвертом круге я приблизился к Ахмеду почти вплотную, - комментирует произошедшее Прайс. – Однако оставшуюся часть гонки соперник провел безупречно». «Я понимал, что лидерство можно удержать лишь при условии, что не допущу ни одной ошибки, - говорит Аль-Хамели, который в первых трех гонках сезона оставался без очков. – Когда у тебя на хвосте находится такой гонщик, как Прайс, нужно сохранять максимальную концентрацию. Благо, машина сегодня была готова идеально, что позволило нам провести почти безупречную гонку».
Третье место на Гран-при Украины занял Сами Селио. После гонки финн выдал много комплиментов Украине и заметил, что местная вода принесла ему успех. «Конечно, я рассчитывал на победу и немного расстроен, что остаюсь без побед четвертый этап подряд, - говорит Селио. – Вместе с тем, учитывая, что в самом начале гонки у меня возникли проблемы с управлением, а потом досаждали еще некоторые технические недостатки, третьим местом я все же доволен. Тем более, что это мой первый подиум в этом году».
По вине партнера Селио по команде Mad Croc итальянца Давиде Падована на старте произошло единственное на Гран-при Украины столкновение. Заходя на первый вираж по внешнему радиусу, Давиде неосмотрительно въехал в бок пытавшегося пройти поворот максимально близко к буйку россиянину Станиславу Курценовскому из команды Jetech Tool. От удара верхняя часть российского болида мигом оказалась в воде. В итоге гонку досрочно завершили как Курценовский, так и Падован.
Таким образом, после четырех этапов лидерство в общем зачете чемпионата мира-2011 удерживает Прайс. В его активе 67 очков. У Кареллы, который в Вышгороде с трудом отстоял пятое место, на десять пунктов меньше и он остался вторым. Тани Аль-Камзи из Abu Dhabi после седьмого места на Гран-при Украины удержался на третьем месте и увеличил свой очковый актив до числа 35. У Аль-Хамели только 20 очков за отчетную победу и он обосновался на седьмом месте. Следующий из девяти запланированных этапов состоится в китайском Люжоу 2 октября.
Итоги и перспективы
А вот станет ли этап в Вышгороде традиционным – пока неизвестно. Организаторы соревнований в лице Анатолия Присяжнюка уверяют, что руководство Международного союза водно-моторного спорта (UIM) выставило Вышгороду «десятку». «Считаю, что мы провели идеальный с точки зрения организации этап, - говорит Анатолий Иосифович. – В последующие годы попытаемся сделать гран-при Украины прибыльным. «Формула 1» – коммерческий проект. Я не собираюсь всегда ходить за спонсорами с протянутой рукой. Кроме того, в ближайшее время планируем построить недалеко от набережной киноконцертный зал и проводить здесь крупные фестивали. Также хотим открыть в городе ледовую арену. Но основная моя цель – возвести из плавсредств стадион на воде, чтобы проводить церемонию открытия непосредственно на Киевском море. Аналогов такому проекту нет в мире. А в том, что UIM доверит нам проведение одного из этапов «Формулы-1» в последующие четыре года, я уверен на сто процентов».
«Меня поразило огромное количество зрителей, присутствовавших на соревнованиях, - говорит президент UIM итальянец Рафаэле Киулли. – Организаторы позаботились о каждой мелочи, потому у меня на данный момент нет поводов высказывать какие-то серьезные замечания. Вышгород – уютный, красивый город, в котором привлекает собственно акватория и красивые храмы. Считаю, мы поступили правильно, решившись включить в календарь чемпионата-2011 Гран-при Украины».