Життя та Стиль
Автоклуб
Семейство кошачьих. История автомобильной марки Jaguar
До послевоенного ребрендинга автомобили Jaguar украшала дискредитированная аббревиатура SS. История Jaguar'а – от презентации первого SS (спорткар с двухлитровым шестицилиндровым двигателем) в 1931 до продажи брендов Jaguar и Land Rover индийской компании Tata в 2008.
1930-е
Автомобили легендарной компании украшает аббревиатура SS, дискредитированная во времена Третьего рейха. Первый SS — спорткар с двухлитровым шестицилиндровым двигателем мощностью 46 л. с. — презентуют летом 1931 года на Лондонском автосалоне. Автомобильная марка Jaguar — результат ребрендинга, проведенного после Второй мировой войны учредителями британской компании Standard Swallow (впоследствии — Jaguar Car Limited) Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли.
SS I
1935
В продаже появляется серийный седан SS100, на котором впервые была выгравирована надпись Jaguar (идея г-на Лайонса). Индекс «100» на кузове SS указывает на максимальную скорость автомобиля — 100 миль в час (161 км/ч), однако на самом деле седан, оснащенный 104-сильным двигателем объемом 2,5 л, разгоняется лишь до 145 км/ч. Стомильный скоростной порог SS100 преодолевает в 1938 году, когда на авто устанавливают двигатель объемом 3,5 л и мощностью 125 л. с.
SS100
1948
Jaguar выпускает первый послевоенный спорткар — XK120, оснащенный 160-сильным шестицилиндровым мотором оригинальной разработки. Двигатель объемом 3,4 л, спроектированой и изготовленный в Ковентри, оказывается настолько удачным, что окончательно его снимают с производства лишь в 1984-м. В 1949 году двигатель ХК устанавливают и на первый послевоенный седан Jaguar — Mk V.
Mk V XK 120
1950
Серийный Jaguar ХК120 участвует в гонке в Ле-Мане, но до финиша не доходит. В 1951-м на трассу выводят XK120C, или C-Type, с форсированным двигателем (мощность 210 л. с.), тремя карбюраторами Weber (вместо двух SU) и облегченным кузовом. XK120C выигрывает гонку и бьет рекорд круга. В активе C-Type 37 побед в международных автомобильных соревнованиях, за спортивные успехи г-ну Лайонсу жалуют дворянский титул.
C-Туре
1955
Выпущен первый Jaguar с несущим кузовом — седан Mk I. Четыре года спустя в продаже появляется Mk II (снят с производства в 1966-м), укомплектованный двигателем объемом 3,8 л и мощностью 223 л. с. Jaguar Mk II, развивающий скорость до 200 км/ч и имеющий вместительный багажник, снискал себе славу идеальной машины для налетов на банки. В начале 1960-х партию Mk II приобретает Скотланд-Ярд.
Mk II
1968
Jaguar Car Limited входит в состав British Leyland Motor Corporation, тогда же принято решение объединить три линии седанов Mk, S-Type и 420 в одну — XJ. Первый Jaguar XJ оснащен 245-сильным двигателем объемом 4,2 л. Седаны серии XJ выпускаются и по сей день, а в 1975 году в продажу поступает легендарный спорткар XJS (объем мотора 3,5 л, 12 цилиндров, мощность 228 л. с.), снят с производства в 1996-м.
XJ
1988
На Британском автосалоне презентован полноприводный концепт Jaguar XJ220 с V-образным 12-цилиндровым двигателем объемом 6,2 л. В 1989-м на базе этой разработки начинается производство самых быстрых серийных автомобилей в мире — XJ220 развивает скорость до 350 км/ч, стоимость одного такого авто превышает 403 тыс. фунтов стерлингов. В начале 1990-х годов скоростной рекорд XJ220 бьет McLaren F1.
XJ220
1989
Jaguar входит в состав концерна Ford. Американцы приобретают Jaguar за $2,5 млрд. Новые хозяева не изменяют радикально линейку авто, сейчас в семействе кошачьих пять моделей: X-Type, S-Type, XJ, XK и XF. В марте 2008-го Ford продает бренды Jaguar и Land Rover индийской компании Tata за $2,3 млрд. Новые собственники уверяют, что не изменят традициям и будут собирать автомобили Jaguar на заводах в Великобритании, вблизи Бирмингема.
C-XF XKR