НОВИНИ ДНЯ: Військові аналітики про російську ракету "Циркон": бойову задачу не виконує  Гуцульська росівниця: як приготувати давно забуту страву української кухні  Які свята у квітні 2024 року: як працюватимуть і відпочиватимуть українці  На тлі потепління. Синоптики попередили, де до кінця робочого тижня пройдуть дощі  У Британії визнали, що не могли б воювати з Росією понад два місяці  Смачні батуринські коржики за 110-літнім рецептом: такими ласували гетьмани  Ще буде короткочасне похолодання: синоптикиня розповіла, якої погоди чекати в Українівсі новини дня
Кабінет директора
Ранкова кава
 Виктория Гресь 16.04.2010 6055

Украина все еще не модная страна

Прошедшая очередная Ukrainian Fashion Week, грядущее вручение первой национальной премии Best Fashion Awards, участие отечественных модельеров в различных неделях моды на просторах бывшего Советского Союза… Судя по количеству событий в отечественном fashion-мире, можно предположить, что Украина становится одной из самых модных стран. Верность своей теории Контракты.ua решили проверить в беседе с одним из самых именитых дизайнеров страны (в тройку лучших она уж точно лет 10 как входит) Викторией Гресь.

Виктория, Вы уже старожил в отечественной индустрии моды. Можете сказать, как она изменилась за последние годы?
Виктория Гресь: Придется Вас разочаровать – индустрии моды у нас нет как таковой. Нет ни байеров (оптовые закупщики – прим. ред.), ни производства. Все, наверное, идет от того, что нет основной прослойки потребителей, на которых могла бы рассчитывать эта индустрия. Все дизайнеры в Украине работают в системе ателье. Что бы они ни говорили. Кто-то из дизайнеров пытался работать с международными брендами и производителями, но это все такие минимальные объемы, что подразумевать под этим индустрию крайне сложно. Индустрия априори предусматривает другие объемы продаж.

Лет 7-8 назад у Вас были проекты с украинскими фабриками по производству одежды под Вашей маркой для масс-маркета. Продолжение сотрудничества возможно?
Виктория Гресь: Лет 10 назад. Это были очень печальные попытки. Кроме того, все фабрики уже закрылись, уничтожены, разгромлены. Фабрик в современном понимании в Украине нет.

«Сезоны моды» – сейчас Ukrainian Fashion Week – задумывались ведь собственно для того, чтобы свести байеров, производителей и дизайнеров…
Виктория Гресь: С момента создания «Сезонов» прошло много времени, и с тех пор изменилась не только наша индустрия, но и сама страна. Фабрик просто нет – их территории оказались слишком лакомыми кусками – у бывшей фабрики «Украина» есть юридический адрес и все. С «Юностью» произошло то же самое. Промышленное производство – это не наша парафия – не дизайнеров. Это дело государства думать о рабочих местах и сохранении отрасли.

Если сравнить европейскую модель развития домов моды с нашей: как правило, дома моды там не самоокупаемы и не самодостаточны. Они лишь верхушка айсберга под названием бренд. Применима ли эта схема в Украине?
Виктория Гресь: Всем известно, что 70% продаж домов моды составляют аксессуары и парфюмерия. Но для того, чтобы они продавались, должна быть реклама в глянце. Реклама в мировом глянце украинским дизайнерам априори недоступна. Да и бессмысленна.
Понимаете, мы хотим реализовать ту схему, в которую не вписываемся категорически. Начиная с того, что Украина все еще не модная страна. Украинские дизайнеры как бизнес-проекты никому не интересны, потому что есть другие более доходные и быстрые способы получения прибыли, объекты для инвестирования. Мы за 10 лет развития индустрии никуда не продвинулись. Да, у нас есть динамика с точки зрения накопленного опыта, понимания того, как это должно быть устроено. Но байеров (украинских и мировых) как не интересовали отечественные дизайнеры, так и не интересуют. Все мультибрендовые сети и магазины продают мировые бренды, потому что только они в состоянии вложить деньги в рекламу. Всё – мы бегаем по кругу, рассказываем каждый год одно и то же. Но ситуацию сдвинуть не можем, пока она естественным образом экономически не разрешится.

А кто должен быть заинтересован в этом движении? Частный бизнес? Или должен быть государственный интерес?
Виктория Гресь: Пока этот бизнес не интересен, потому что он не прибыльный. Инвестиции в дизайнера должны приносить прибыль, как и любые другие.

У вас были собственные попытки создания сети магазинов – вы открывали бутики на Прорезной, в «Арена-сити»…
Виктория Гресь: Почему попытки? Все работало, но если покупательская способность в стране не позволяет держать такие магазины. Нет у нас среднего класса, который это мог бы потреблять.

gres_1 Все равно ведь нужно смотреть вперед – что Вы собственно и делаете. Какие перспективы этого бизнеса видите?
Виктория Гресь: Повторюсь, пока мы работаем в системе ателье. А все остальное не представляет коммерческого интереса. Мы тут никому не нужны по большому счету, потому что платежеспособные покупатели ориентированы на мировые бренды, а у остальных просто нет денег на дизайнерскую одежду, которая по определению не может быть дешевой. Собственно поэтому многие дизайнеры в этом году, и я в том числе, обратили внимание за пределы Украины.

Это как раз понятно…
Виктория Гресь: Слава Богу, это уже понятно! Вопрос, когда «пересічний громадянин» сможет покупать одежду украинских дизайнеров, уже набил оскомину. А то СМИ упорно пытаются представить украинских дизайнеров этакими подмастерьями, которые шьют что-то интересненькое и недорого. Дизайнерские вещи не могут быть доступными и дешевыми, ведь это эксклюзивное штучное производство.

Разве что если реализуется схема, когда по моделям дизайнера фабрика шьет массовую одежду?
Виктория Гресь: Схема нормальная, но где продавать эту одежду? И кому это будет интересно? Если в стране нет индустрии, то схема не может сработать в одном отдельно взятом варианте. Нет производства, нет сетей продаж. В конце концов, произвести можно где угодно, но это же надо где-то продавать. Я не могу финансировать сеть. Создание сети – проект длительный – на 5-7 лет. А никто не хочет в это вкладывать. Все привыкли к быстрым сверхприбылям. И пока реальные инвесторы «не опустятся на грешную землю» и 3-5% прибыли для них станут интересными, только тогда отечественный fashion cможет перейти на качественно новый уровень. Fashion-индустрия в принципе очень прибыльная, но для этого должна быть стабильность класса-потребителей, что для нас пока недостижимая роскошь.
Кроме того, в Украине производитель не может дать низкую цену из-за баснословно дорогих энергоносителей, аренды, рабочей силы. Китай, безусловно, выиграет в цене. Тогда мы должны дать идеальное качество, но ведь мы и этого не можем.

Вы говорите, что собираетесь выходить на другие рынки, Вы имеете в виду вариант Лилии Пустовит – открытие бутиков за рубежом? Или у Вас другой путь?
Виктория Гресь: Не пишите о бутиках. Это миф. Хотя Лиля Пустовит действительно единственная, кто всерьез пытается заниматься продвижением на других рынках.

Наши дизайнеры часто рассказывают, что ездили в Париж или Милан с коллекциями. Это способ продвижения на своего бренда на Запад?
Виктория Гресь: Я тоже ездила с коллекциями и в Париж, и в Люксембург, но одноразовый факт ни к чему не приводит. Fashion – это системный бизнес. И от того, что мы все по разу куда-то съездим, ничего не произойдет. Нужен системный подход. Турки ввели идеальное налогообложение и подняли свою текстильную промышленность и сейчас зарабатывают на всем мире. А наше экономическое пространство нашему очередному правительству неинтересно. Они не хотят, чтобы люди зарабатывали внутри страны – вот и ответ на все вопросы.
А fashion-индустрия им вообще безразлична – они в Милан съездили, отоварились и всё.

О моде как об индустрии у нас сложно говорить, но отечественный fashion хотя бы находится в русле общего мирового модного контекста или это отдельная украинская свадьба?
Виктория Гресь: Мы в русле. У нас на голову выше коллекции, чем во многих странах. С дизайнерами все в порядке, но все это так и может остаться в системе ателье. Хотя система ателье не отменяет гениальность. Половина Италии работает в этой системе, и они себя прекрасно чувствуют. Понимаете у всех гигантские планы – покорить мир и открыть бутик на Вандомской площади. Я абсолютно не вижу в этом смысла. Сейчас Интернет-продажи дают намного больше денег. Все от fashion хотят своего – кто-то картинку, кто-то славу, кто-то просто побаловать себя любимого. И мало кто воспринимает fashion как жесткий системный бизнес. У него нет мертвых сезонов – по кругу весна-лето-зима-осень. Передохнуть некогда.

Конкурентная борьба тоже жесткая между дизайнерами? Охота за моделями – это реальность?
Виктория Гресь: Никого не отстреливают – значит, конкуренции нет. А все остальное – это сказки Венского леса. Какая охота?! Заходишь в Интернет и все видишь. Охота за моделями – это мифотворчество, которое осталось от 50-60-х годов. Ценно то, что ты можешь дать энергетически своими изделиями. Клиенты покупают энергетику, сказку, индивидуальность.

Легенду?
Виктория Гресь: Не совсем. Тан придумал легенду – но что толку? В нее никто не верит. У легенды должно быть основание, энергетическая подпитка. Таких дизайнеров, которые приходят на год-два, достаточно. Дальше ведь нужны внутренние энергетические ресурсы. Многие же думают, что ткани есть, журналы есть – все получится… Но все не так просто.

В Украине нет собственных тканей, фурнитуры – все нужно импортировать, в чем же тогда преимущества у fashion-производства в нашей стране?
Виктория Гресь: Все, что можем, мы делаем вручную. Но только в небольших объемах, так что это кустарное производство. В Италии тоже кустарное: три мастера работают и это уже фабрика. Просто в нашем советском представлении фабрика – это 300 человек.

Вы упомянули Интернет-продажи. Для дизайнерской одежды это реально продаваться через Интернет?
Виктория Гресь: То, что делается в Украине, пока не имеет особенного смысла. Попробуем за пределами украинского пространства поработать, может быть, там успешнее будет.

Мир высокой моды довольно тяжело переживает кризис – многие марки на грани банкротства, закрываются бутики. Украина в этом смысле оказалась опять же в русле?
Виктория Гресь: Есть и объективные причины такой ситуации. Перед кризисом были неадекватные цены на одежду. Россия, Япония подняли их на запредельный уровень. Одежда не может столько стоить – тем более, что мы говорим даже не об от кутюр – что уже можно расценивать как искусство, а о тираже.

Вы закрыли свои бутики тоже в связи с кризисом?
Виктория Гресь: Конечно. Цены на аренду были такие, что держать их не было смысла. Надо героином торговать, чтоб отбивать стоимость аренды. Да, я не против, чтобы у меня пальто стоило 5 тыс долл, но, пардон, за такие деньги только в Chanel покупают.

Как Вы оцениваете уже прекратившийся эксперимент с галереей украинских дизайнеров на Петровке в «Альта-центре»?
Виктория Гресь: Я считаю, что это был искусственный эксперимент. Насильно галерею бутиков на отшибе не сделаешь. Работают только законы бизнеса. Ни знакомства, ни хорошие отношения, ни вечеринки не могут их заменить.

Но в Ukrainian Fashion Week Вы участвуете постоянно?
Виктория Гресь: Ukrainian Fashion Week – профессиональное мероприятие, которое входит в мировой календарь модных событий, достаточно широко освещается. Есть все основания для участия.

Что Вам интересно в украинском fashion? Это для Вас прежде всего творчество?
Виктория Гресь: Ничего себе творчество. Я на это живу! Это мой способ жизни. Мне за это платят деньги.

Вы создаете интеллектуальную моду для интеллектуалов?
Виктория Гресь: Да, меня уже давно записали в интеллектуалы украинской моды. Что ж, не самый худший ярлык.

А свою аудиторию Вы как-то представляете? Есть какой-то портрет потребителя?
Виктория Гресь: Я могу позволить себе роскошь – делать то, что мне нравится. Как ни странно, именно на это есть покупатель. Я одно время пыталась делать одежду чуть-чуть более fashion, более трендовую, но убедилась, что от меня хотят того, что я действительно умею и чувствую. От себя уйти нельзя – что умеешь, то и надо делать.

А Ваша клиентура сильно за 16 лет изменилась?
Виктория Гресь: Страна изменилась. Кроме того, в стране нет старых денег, нет старой элиты, мы все в становлении, поэтому закономерно, что у нас все меняется.

Институт легкой промышленности – теперь уже Университет технологий и дизайна – продолжает выпускать пачками дизайнеров. Им место в несуществующей индустрии есть?
Виктория Гресь: Там нет ни одного приличного педагога. Профессиональные художники, дизайнеры туда не пойдут работать за 3-4 тыс грн – мы все втянуты в производство. Там же сидят люди, которые даже на показы не ходят, представления о современном дизайне не имеют. Они учат мертворожденной технологии. В итоге приходят эти свежеиспеченные дизайнеры – хотят приличную зарплату, а не умеют ничего.
Катастрофическая ситуация с закройщиками, швеями – их просто не выпускают. Из 15 училищ в Киеве осталось одно.  А весь fashion должен быть сделан руками.

Виктория, я знаю, Вы не любите говорить о трендах. Но все-таки…
Виктория Гресь: Тренды существуют, но только для масс-маркета. Fashion-редакторам в глянцевых журналах удобно выводить тренды – иногда они бывают высосаны из пальца. Придумали систему и пытаются подогнать под нее все. Это именно медиа создают и транслируют тренды. Тренды важны для байеров – потребитель прочитает и будет искать трендовую продукцию в магазинах. Для дизайнеров тренды даже опасны. Если я стану производить тренды, то я никому не буду интересна.
Я считаю, что узнаваемость для дизайнера – это самая большая трендовость. Есть ниша, в которой ты работаешь, — и это главное.
Тренд Виктория Гресь — это узнаваемость, энергетика. Дизайнер меняется в цвете, форме, но общее ощущение остается, если это искренне сделано.

gres_4


ДОСЬЕ:
Виктория Гресь, дизайнер

1964 год – Виктория Гресь родилась в семье военнослужащего
1987 г. – закончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института
1987-1991 гг. – работала художником по костюмам в Закарпатском музыкально-драматическом театре
1993-1997 гг. – начало работы дизайн-студии Виктории Гресь в Ужгороде. Здесь же были показаны первые коллекции
1997 г. – Виктория Гресь приняла участие в первых «Сезонах моды» в Киеве
1998 г. – в центре Киева был открыт бутик Виктории Гресь «VG»
2000 г. – зарегистрирована торговая марка Victoria Gres. Рядом с бутиком открылась мастерская дизайнера
2003 г. – Виктория Гресь демонстрирует свою коллекцию в США и Канаде
2005-2007 гг. – Дом моды Victoria Gres представляет свои коллекции на Russian Fashion Week (г. Москва)
Март 2006 г. – Дом моды Victoria Gres представляет публике линию одежды и аксессуаров pret-a-porte под торговой маркой Victoria Gres by GRES
Октябрь 2006 г. – вывод на рынок джинсовой линии Gres DENIM
Декабрь 2006 г. – демонстрация юбилейной коллекции Victoria Gres  Couture
2007 г. – запуск линии Gres Decor
2008 г. – создание костюмов для мирового концертного тура Джанет Джексон
2010 г. – участие в Riga Fashion Week

Оценка материала:

3.29 / 7
Украина все еще не модная страна 3.29 5 7
Кабінет директора / Ранкова кава
 Виктория Гресь 16.04.2010 6055
comments powered by Disqus
Еще материалы раздела «Ранкова кава»