Кабінет директора
Ранкова кава
Украина все еще не модная страна
Прошедшая очередная Ukrainian Fashion Week, грядущее вручение первой национальной премии Best Fashion Awards, участие отечественных модельеров в различных неделях моды на просторах бывшего Советского Союза… Судя по количеству событий в отечественном fashion-мире, можно предположить, что Украина становится одной из самых модных стран. Верность своей теории Контракты.ua решили проверить в беседе с одним из самых именитых дизайнеров страны (в тройку лучших она уж точно лет 10 как входит) Викторией Гресь.
Виктория, Вы уже старожил в отечественной индустрии моды. Можете сказать, как она изменилась за последние годы?
Виктория Гресь: Придется Вас разочаровать – индустрии моды у нас нет как таковой. Нет ни байеров (оптовые закупщики – прим. ред.), ни производства. Все, наверное, идет от того, что нет основной прослойки потребителей, на которых могла бы рассчитывать эта индустрия. Все дизайнеры в Украине работают в системе ателье. Что бы они ни говорили. Кто-то из дизайнеров пытался работать с международными брендами и производителями, но это все такие минимальные объемы, что подразумевать под этим индустрию крайне сложно. Индустрия априори предусматривает другие объемы продаж.
Лет 7-8 назад у Вас были проекты с украинскими фабриками по производству одежды под Вашей маркой для масс-маркета. Продолжение сотрудничества возможно?
Виктория Гресь: Лет 10 назад. Это были очень печальные попытки. Кроме того, все фабрики уже закрылись, уничтожены, разгромлены. Фабрик в современном понимании в Украине нет.
«Сезоны моды» – сейчас Ukrainian Fashion Week – задумывались ведь собственно для того, чтобы свести байеров, производителей и дизайнеров…
Виктория Гресь: С момента создания «Сезонов» прошло много времени, и с тех пор изменилась не только наша индустрия, но и сама страна. Фабрик просто нет – их территории оказались слишком лакомыми кусками – у бывшей фабрики «Украина» есть юридический адрес и все. С «Юностью» произошло то же самое. Промышленное производство – это не наша парафия – не дизайнеров. Это дело государства думать о рабочих местах и сохранении отрасли.
Если сравнить европейскую модель развития домов моды с нашей: как правило, дома моды там не самоокупаемы и не самодостаточны. Они лишь верхушка айсберга под названием бренд. Применима ли эта схема в Украине?
Виктория Гресь: Всем известно, что 70% продаж домов моды составляют аксессуары и парфюмерия. Но для того, чтобы они продавались, должна быть реклама в глянце. Реклама в мировом глянце украинским дизайнерам априори недоступна. Да и бессмысленна.
Понимаете, мы хотим реализовать ту схему, в которую не вписываемся категорически. Начиная с того, что Украина все еще не модная страна. Украинские дизайнеры как бизнес-проекты никому не интересны, потому что есть другие более доходные и быстрые способы получения прибыли, объекты для инвестирования. Мы за 10 лет развития индустрии никуда не продвинулись. Да, у нас есть динамика с точки зрения накопленного опыта, понимания того, как это должно быть устроено. Но байеров (украинских и мировых) как не интересовали отечественные дизайнеры, так и не интересуют. Все мультибрендовые сети и магазины продают мировые бренды, потому что только они в состоянии вложить деньги в рекламу. Всё – мы бегаем по кругу, рассказываем каждый год одно и то же. Но ситуацию сдвинуть не можем, пока она естественным образом экономически не разрешится.
А кто должен быть заинтересован в этом движении? Частный бизнес? Или должен быть государственный интерес?
Виктория Гресь: Пока этот бизнес не интересен, потому что он не прибыльный. Инвестиции в дизайнера должны приносить прибыль, как и любые другие.
У вас были собственные попытки создания сети магазинов – вы открывали бутики на Прорезной, в «Арена-сити»…
Виктория Гресь: Почему попытки? Все работало, но если покупательская способность в стране не позволяет держать такие магазины. Нет у нас среднего класса, который это мог бы потреблять.
Все равно ведь нужно смотреть вперед – что Вы собственно и делаете. Какие перспективы этого бизнеса видите?
Виктория Гресь: Повторюсь, пока мы работаем в системе ателье. А все остальное не представляет коммерческого интереса. Мы тут никому не нужны по большому счету, потому что платежеспособные покупатели ориентированы на мировые бренды, а у остальных просто нет денег на дизайнерскую одежду, которая по определению не может быть дешевой. Собственно поэтому многие дизайнеры в этом году, и я в том числе, обратили внимание за пределы Украины.
Это как раз понятно…
Виктория Гресь: Слава Богу, это уже понятно! Вопрос, когда «пересічний громадянин» сможет покупать одежду украинских дизайнеров, уже набил оскомину. А то СМИ упорно пытаются представить украинских дизайнеров этакими подмастерьями, которые шьют что-то интересненькое и недорого. Дизайнерские вещи не могут быть доступными и дешевыми, ведь это эксклюзивное штучное производство.
Разве что если реализуется схема, когда по моделям дизайнера фабрика шьет массовую одежду?
Виктория Гресь: Схема нормальная, но где продавать эту одежду? И кому это будет интересно? Если в стране нет индустрии, то схема не может сработать в одном отдельно взятом варианте. Нет производства, нет сетей продаж. В конце концов, произвести можно где угодно, но это же надо где-то продавать. Я не могу финансировать сеть. Создание сети – проект длительный – на 5-7 лет. А никто не хочет в это вкладывать. Все привыкли к быстрым сверхприбылям. И пока реальные инвесторы «не опустятся на грешную землю» и 3-5% прибыли для них станут интересными, только тогда отечественный fashion cможет перейти на качественно новый уровень. Fashion-индустрия в принципе очень прибыльная, но для этого должна быть стабильность класса-потребителей, что для нас пока недостижимая роскошь.
Кроме того, в Украине производитель не может дать низкую цену из-за баснословно дорогих энергоносителей, аренды, рабочей силы. Китай, безусловно, выиграет в цене. Тогда мы должны дать идеальное качество, но ведь мы и этого не можем.
Вы говорите, что собираетесь выходить на другие рынки, Вы имеете в виду вариант Лилии Пустовит – открытие бутиков за рубежом? Или у Вас другой путь?
Виктория Гресь: Не пишите о бутиках. Это миф. Хотя Лиля Пустовит действительно единственная, кто всерьез пытается заниматься продвижением на других рынках.
Наши дизайнеры часто рассказывают, что ездили в Париж или Милан с коллекциями. Это способ продвижения на своего бренда на Запад?
Виктория Гресь: Я тоже ездила с коллекциями и в Париж, и в Люксембург, но одноразовый факт ни к чему не приводит. Fashion – это системный бизнес. И от того, что мы все по разу куда-то съездим, ничего не произойдет. Нужен системный подход. Турки ввели идеальное налогообложение и подняли свою текстильную промышленность и сейчас зарабатывают на всем мире. А наше экономическое пространство нашему очередному правительству неинтересно. Они не хотят, чтобы люди зарабатывали внутри страны – вот и ответ на все вопросы.
А fashion-индустрия им вообще безразлична – они в Милан съездили, отоварились и всё.
О моде как об индустрии у нас сложно говорить, но отечественный fashion хотя бы находится в русле общего мирового модного контекста или это отдельная украинская свадьба?
Виктория Гресь: Мы в русле. У нас на голову выше коллекции, чем во многих странах. С дизайнерами все в порядке, но все это так и может остаться в системе ателье. Хотя система ателье не отменяет гениальность. Половина Италии работает в этой системе, и они себя прекрасно чувствуют. Понимаете у всех гигантские планы – покорить мир и открыть бутик на Вандомской площади. Я абсолютно не вижу в этом смысла. Сейчас Интернет-продажи дают намного больше денег. Все от fashion хотят своего – кто-то картинку, кто-то славу, кто-то просто побаловать себя любимого. И мало кто воспринимает fashion как жесткий системный бизнес. У него нет мертвых сезонов – по кругу весна-лето-зима-осень. Передохнуть некогда.
Конкурентная борьба тоже жесткая между дизайнерами? Охота за моделями – это реальность?
Виктория Гресь: Никого не отстреливают – значит, конкуренции нет. А все остальное – это сказки Венского леса. Какая охота?! Заходишь в Интернет и все видишь. Охота за моделями – это мифотворчество, которое осталось от 50-60-х годов. Ценно то, что ты можешь дать энергетически своими изделиями. Клиенты покупают энергетику, сказку, индивидуальность.
Легенду?
Виктория Гресь: Не совсем. Тан придумал легенду – но что толку? В нее никто не верит. У легенды должно быть основание, энергетическая подпитка. Таких дизайнеров, которые приходят на год-два, достаточно. Дальше ведь нужны внутренние энергетические ресурсы. Многие же думают, что ткани есть, журналы есть – все получится… Но все не так просто.
В Украине нет собственных тканей, фурнитуры – все нужно импортировать, в чем же тогда преимущества у fashion-производства в нашей стране?
Виктория Гресь: Все, что можем, мы делаем вручную. Но только в небольших объемах, так что это кустарное производство. В Италии тоже кустарное: три мастера работают и это уже фабрика. Просто в нашем советском представлении фабрика – это 300 человек.
Вы упомянули Интернет-продажи. Для дизайнерской одежды это реально продаваться через Интернет?
Виктория Гресь: То, что делается в Украине, пока не имеет особенного смысла. Попробуем за пределами украинского пространства поработать, может быть, там успешнее будет.
Мир высокой моды довольно тяжело переживает кризис – многие марки на грани банкротства, закрываются бутики. Украина в этом смысле оказалась опять же в русле?
Виктория Гресь: Есть и объективные причины такой ситуации. Перед кризисом были неадекватные цены на одежду. Россия, Япония подняли их на запредельный уровень. Одежда не может столько стоить – тем более, что мы говорим даже не об от кутюр – что уже можно расценивать как искусство, а о тираже.
Вы закрыли свои бутики тоже в связи с кризисом?
Виктория Гресь: Конечно. Цены на аренду были такие, что держать их не было смысла. Надо героином торговать, чтоб отбивать стоимость аренды. Да, я не против, чтобы у меня пальто стоило 5 тыс долл, но, пардон, за такие деньги только в Chanel покупают.
Как Вы оцениваете уже прекратившийся эксперимент с галереей украинских дизайнеров на Петровке в «Альта-центре»?
Виктория Гресь: Я считаю, что это был искусственный эксперимент. Насильно галерею бутиков на отшибе не сделаешь. Работают только законы бизнеса. Ни знакомства, ни хорошие отношения, ни вечеринки не могут их заменить.
Но в Ukrainian Fashion Week Вы участвуете постоянно?
Виктория Гресь: Ukrainian Fashion Week – профессиональное мероприятие, которое входит в мировой календарь модных событий, достаточно широко освещается. Есть все основания для участия.
Что Вам интересно в украинском fashion? Это для Вас прежде всего творчество?
Виктория Гресь: Ничего себе творчество. Я на это живу! Это мой способ жизни. Мне за это платят деньги.
Вы создаете интеллектуальную моду для интеллектуалов?
Виктория Гресь: Да, меня уже давно записали в интеллектуалы украинской моды. Что ж, не самый худший ярлык.
А свою аудиторию Вы как-то представляете? Есть какой-то портрет потребителя?
Виктория Гресь: Я могу позволить себе роскошь – делать то, что мне нравится. Как ни странно, именно на это есть покупатель. Я одно время пыталась делать одежду чуть-чуть более fashion, более трендовую, но убедилась, что от меня хотят того, что я действительно умею и чувствую. От себя уйти нельзя – что умеешь, то и надо делать.
А Ваша клиентура сильно за 16 лет изменилась?
Виктория Гресь: Страна изменилась. Кроме того, в стране нет старых денег, нет старой элиты, мы все в становлении, поэтому закономерно, что у нас все меняется.
Институт легкой промышленности – теперь уже Университет технологий и дизайна – продолжает выпускать пачками дизайнеров. Им место в несуществующей индустрии есть?
Виктория Гресь: Там нет ни одного приличного педагога. Профессиональные художники, дизайнеры туда не пойдут работать за 3-4 тыс грн – мы все втянуты в производство. Там же сидят люди, которые даже на показы не ходят, представления о современном дизайне не имеют. Они учат мертворожденной технологии. В итоге приходят эти свежеиспеченные дизайнеры – хотят приличную зарплату, а не умеют ничего.
Катастрофическая ситуация с закройщиками, швеями – их просто не выпускают. Из 15 училищ в Киеве осталось одно. А весь fashion должен быть сделан руками.
Виктория, я знаю, Вы не любите говорить о трендах. Но все-таки…
Виктория Гресь: Тренды существуют, но только для масс-маркета. Fashion-редакторам в глянцевых журналах удобно выводить тренды – иногда они бывают высосаны из пальца. Придумали систему и пытаются подогнать под нее все. Это именно медиа создают и транслируют тренды. Тренды важны для байеров – потребитель прочитает и будет искать трендовую продукцию в магазинах. Для дизайнеров тренды даже опасны. Если я стану производить тренды, то я никому не буду интересна.
Я считаю, что узнаваемость для дизайнера – это самая большая трендовость. Есть ниша, в которой ты работаешь, — и это главное.
Тренд Виктория Гресь — это узнаваемость, энергетика. Дизайнер меняется в цвете, форме, но общее ощущение остается, если это искренне сделано.
ДОСЬЕ:
Виктория Гресь, дизайнер
1964 год – Виктория Гресь родилась в семье военнослужащего
1987 г. – закончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института
1987-1991 гг. – работала художником по костюмам в Закарпатском музыкально-драматическом театре
1993-1997 гг. – начало работы дизайн-студии Виктории Гресь в Ужгороде. Здесь же были показаны первые коллекции
1997 г. – Виктория Гресь приняла участие в первых «Сезонах моды» в Киеве
1998 г. – в центре Киева был открыт бутик Виктории Гресь «VG»
2000 г. – зарегистрирована торговая марка Victoria Gres. Рядом с бутиком открылась мастерская дизайнера
2003 г. – Виктория Гресь демонстрирует свою коллекцию в США и Канаде
2005-2007 гг. – Дом моды Victoria Gres представляет свои коллекции на Russian Fashion Week (г. Москва)
Март 2006 г. – Дом моды Victoria Gres представляет публике линию одежды и аксессуаров pret-a-porte под торговой маркой Victoria Gres by GRES
Октябрь 2006 г. – вывод на рынок джинсовой линии Gres DENIM
Декабрь 2006 г. – демонстрация юбилейной коллекции Victoria Gres Couture
2007 г. – запуск линии Gres Decor
2008 г. – создание костюмов для мирового концертного тура Джанет Джексон
2010 г. – участие в Riga Fashion Week