Кабінет директора
Ранкова кава
И целого мира мало
Генеральный директор Турецких авиалиний в Украине Эрол Акчал рассказал, как компании удалось преодолеть кризис на рынке авиаперевозок и как компания планирует расширить свое присутствие в Украине.
В то время как большинство авиакомпаний заморозили расширение флота, Турецкие авиалинии, наоборот, заказали 90 самолетов. Почему?
Эрол Акчал: Кризис сыграл нам на руку. Компании действительно отказывались от сделанных ранее заказов на самолеты, поэтому мы смогли воспользоваться ситуацией и купить машины по лучшим ценам, причем не выстаивая большую очередь. Я бы назвал это подарком кризиса. Первый Boеing 777 мы получили уже в этом году, еще пять самолетов поступят в 2011-м. Мы стремимся к тому, чтобы стать крупнейшим авиаперевозчиком Европы, для этого необходимо расширять карту полетов и соответственно увеличивать парк. Пока у нас самый молодой парк среди всех авиакомпаний мира. Средний возраст 149 самолетов — немногим более шести лет.
Турецкие авиалинии называют одной из самых динамично растущих компаний. Какой год оказался переломным для бизнеса?
Эрол Акчал: 2006-й. Тогда 51% акций компании были проданы государством на рынке. Сейчас Турецкие авиалинии — это девять компаний. За последние три года котировки акций авиаперевозчика увеличились на 65%. Ежегодно бизнес национального оператора Турции растет на 10% в год. Каждой крупной авиакомпании, которая хочет наращивать бизнес, нужен базовый аэропорт с большой пропускной способностью. У Турецких авиалиний — это стамбульский аэропорт имени Ататюрка, превратившийся в крупный международный хаб благодаря своему удобному географическому положению. Он наиболее эффективно соединяет Европу и Азию, Европу и Африку, Америку и Азию. К примеру, летая Турецкими авиалиниями через Стамбул из стран Ближнего Востока в США, пассажир может сэкономить 12% времени.
Сейчас мы выполняем рейсы в 168 точек мира, осуществляя 5 тыс. вылетов в неделю. Так, в 2010-м были открыты десять новых направлений. В прошлом году компания обслужила 4,4 млн транзитных пассажиров, в 2010-м мы ожидаем увеличения до 5,8 млн. При этом 66% пассажиров Турецких авиалиний путешествуют из Европы и США в Азию. Растет количество транзитных пассажиров — увеличивается и бизнес компании. Наши позиции наиболее сильны на Среднем и Дальнем Востоке, в Северной Африке, в странах СНГ.
Но так ведь было не всегда?
Эрол Акчал: Особенно динамично Турецкие авиалинии развиваются последние пять лет. Это годы целенаправленной экспансии. Наращивание пассажиропотока компании началось с модернизации аэропорта, при этом нашей «фишкой» стала кухня. Пассажирам бизнес-класса мы предлагаем меню уровня пятизвездочного отеля. Сейчас на борту самолетов Турецких авиалиний работают 60 шефповаров, и мы хотим увеличить их количество до 200. Кейтеринг составляет всего 6% стоимости билета, поэтому мы решили не экономить на этой составляющей.
Испытывает ли компания проблемы с узнаваемостью бренда в Европе?
Эрол Акчал: Мы активно работаем над его популяризацией. Если в 2005 году рекламный бюджет компании составлял $5 млн, то сейчас он уже превысил $70 млн. С целью повышения узнаваемости Турецких авиалиний компания стала спонсором футбольных клубов Manchester United и Barcelona.
Каковы позиции компании на африканском континенте?
Эрол Акчал: Для нас это очень важный рынок. Мы предлагаем прямые рейсы, и их заполняемость высока, поскольку перелет, к примеру, из Европы занимает всего шесть часов. В Африке работает много китайских бизнесменов, которым удобнее лететь на континент через Стамбул.
Сейчас происходит консолидация рынка авиаперевозок. Какое участие в этом процессе принимают Турецкие авиалинии?
Эрол Акчал: За последние годы мы действительно получили много предложений о покупке компаний или создании СП. Мы приобрели 47% акций Боснийских авиалиний, создали совместное предприятие с авиалиниями Танзании, в процессе создания СП с Тайскими авиалиниями. Мы интересуемся авиакомпаниями, у которых удобное расположение для пересадки транзитных пассажиров. Такие авиаперевозчики используются нашими клиентами. В то же время мы не собираемся развивать какой-то другой аэропорт, кроме Стамбула. Наша стратегия — один хаб, иначе эффективность компании начнет падать, поскольку придется вкладывать в развитие стыковок на других воздушных воротах.
Последние два года для авиакомпаний были не из легких. Как пережили кризис?
Эрол Акчал: Один из факторов — эффективное управление персоналом. Мы задействовали больше сотрудников в аэропортах и операционных сферах, уменьшив их число в офисах. При этом не сокращали людей, как это происходило в других компаниях. Экономия также не затронула бортовое питание и топливное обеспечение. Сокращать издержки нам удавалось за счет того, что кейтеринговая компания, обслуживающая Турецкие авиалинии, частично принадлежит нам. Кроме того, у нас есть своя хендлинговая компания, обеспечивающая наземное обслуживание рейсов. Жесткая координация действий всех региональных директоров из центрального офиса принесла плоды. В 2009-м операционная прибыль Турецких авиалиний составила $538 млн, лишь незначительно уменьшившись по сравнению с предыдущим годом.
В числе других предпринятых мер — введение комфорт-класса, который появится в новых самолетах Boеing 777 на таких направлениях, как Пекин, Сан-Паулу, Шанхай и Лос-Анджелес. Это переходный класс между бизнес- и эконом-классами. В то же время компания приняла решение отказаться от первого класса. И еще одно нововведение: на перелетах длительностью не более двух часов мы обеспечиваем бизнес-класс горячим питанием, хотя, как правило, в других компаниях обходятся без этого.
Какие шаги предпринимали Турецкие авиалинии на украинском рынке?
Эрол Акчал: Наши основные пассажиры — это бизнесмены, студенты и туристы, которые меньше летать не стали. В период кризиса, для того чтобы немного оживить рынок, на некоторых направлениях мы предложили специальные цены. Турецкие авиалинии не сокращали карту вылетов и не отменяли рейсы. Наоборот, в 2009-м появилась наша шестая точка в Украине — Львов. В результате количество пассажиров не уменьшилось, хотя и не было ожидаемого нами прироста клиентов. В прошлом году мы перевезли 350 тыс. пассажиров при примерной загрузке рейсов в 70%. При этом хотим увеличить перевозки до 500 тыс. человек.
Ваши задачи в Украине?
Эрол Акчал: У Турецких авиалиний везде одна задача — расширять свое присутствие. Например, только в 2010 году у нас открылись рейсы в Сочи, Болонью, Дарэс-Салам, Энтеббе, Подгорицу, Александрию, Нахичевань, Аккру. Украина — не исключение. Во-первых, мы хотим увеличивать частоту рейсов из Киева (до двух в день), Одессы, Днепропетровска и Донецка. Во-вторых, планируем открытие новых рейсов. Уже в 2011-м самолеты Турецких авиалиний будут летать из Харькова, после на очереди Запорожье. Мы не стремимся открыть много неприбыльных рейсов, поэтому расширение маршрутов в Украине идет по мере того, как уже действующие становятся рентабельными.
Из Харькова уже летает турецкая авиакомпания Pegasus, вам это не помешает?
Эрол Акчал: У нас огромная карта вылетов. Мы не конкурируем, а просто расширяем ее. Харьков очень важен для компании, поскольку он находится на границе с Россией и в нем проживает много вьетнамцев, которые летают на родину.
Почему украинский рынок важен для Турецких авиалиний?
Эрол Акчал: Украина — близкий сосед, и сейчас прослеживается оживление экономических отношений между нашими странами. Украинский рынок постоянно растет. В отличие от других стран, где уровень развития авиационной сферы достиг пика, Украина предоставляет все еще большие возможности для роста.
Что мешает компании развиваться в Украине?
Эрол Акчал: Украинская транспортная сфера нуждается в большей либерализации. Доля авиаперевозок еще не так высока. Пассажиры предпочитают преодолевать расстояния в поездах и автобусах. Главная причина — ценовая политика авиакомпаний.
Практически во всех аэропортах сейчас проходит модернизация, но, к сожалению, пропускная способность некоторых взлетных полос (например, в Одессе и Днепропетровске) все еще ограничена. Евро2012 — хороший стимул для улучшения существующей инфраструктуры и повышения уровня сервиса. Сейчас строятся новые терминалы в Донецке, Харькове, Киеве, Львове, Одессе. Благодаря инвестициям в строительство развивается и сам рынок. В отдельных аэропортах (кроме Киева) сектор хендлинга (наземного обслуживания) и топливных услуг будет развиваться намного быстрее, если перейдет из монополии в свободный рынок.
Несмотря на то что Турецкие авиалинии вылетают из шести городов Украины с полной загрузкой, у нас все еще нет возможности поставить желаемое количество рейсов. Это в свою очередь препятствует более лояльной ценовой политике компании и предоставлению удобных стыковок между рейсами. Но верим, что украинское правительство и власти госавиаадминистрации, которые поддерживали нас, помогут нам и в этом вопросе.