Кабінет директора
Ранкова кава
Можно быть независимым, но не свободным
В последние лет сто редко встретишь ученого, излагающего свою теорию в форме притч. А в Киеве такой есть. «Афоризмотерапия», «романотерапия» - звучит, как в сказке. Однако автор этих терминов – не Джоан Роулинг, не Пауло Коэльо и не дед Панас. А доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии НАН Украины Назип Хамитов.
Ученый разработал не только емкую философскую доктрину, защитив диссертацию на тему «Одиночество как феномен человеческого бытия», он практикует лечение этого массового душевного недуга методом, берущим корни в психоанализе. Впрочем, ученый снискал славу в первую очередь как писатель и ведущий авторских программ на радио и телевидении. Он автор более 20 философских книг, многие из которых можно читать детям на ночь. Назип Хамитов – ученый, который исповедует искусство. Философское искусство.
Назип Хамитов: Немецкая классическая философия Гегеля, на которой основывались классики марксизма-ленинизма, не предполагала мысль о том, что философия может быть в художественной форме. Гегель утверждал, что философия существует только в виде понятия. А художественная форма – это только представление, низшая форма познания истины. Но согласно моим философским и психоаналитическим исследованиям, философское искусство в виде образа может еще глубже постичь реальность человека, чем теоретическая философия. На самом деле в любую эпоху философия существует как живой взаимообмен эссеистики, философского искусства и философской теории. Так что я не начал создавать с нуля философское искусство, я просто назвал и концептуализировал то, что было всегда, и стал со своими учениками, последователями осознанно работать в области философского искусства – и теоретически, и практически.
Вы утверждаете, что философское искусство – это искусство быть лидером и не платить за это внутренним одиночеством.
Назип Хамитов: В одном из своих ранних эссе я написал: «Для того, чтобы стать великим, нужно прежде стать одиноким». Теперь я могу добавить: если человек, имеющий нестандартные, яркие идеи, выдвигает их и, наталкиваясь на непонимание, уходит в одиночество, его может ожидать путь Фридриха Ницше. Он со своими яркими идеями, в конце концов, попал в сумасшедший дом и последние 10 лет своей жизни провел в отчуждении уже от самого себя и своей души. Поэтому, выдвинув яркие идеи, став личностью, человек должен искать возможность нового творческого соединения с миром, не только при помощи своих идей и произведений, но и при помощи выстраивания отношений с людьми. Ключевыми понятиями моей философии являются обыденное, предельное и запредельное бытие человека. В обыденном бытии одиночество скрыто законами общежития. А вот в предельном бытии человек совершенно одинок, ибо предельное бытие – это то измерение, куда человек катапультируется под воздействием воли к власти. Он делает все возможное и невозможное, чтобы подняться над другими, стать президентом компании, заработать триллион долларов и т. д. и при помощи этих инструментов властвовать над миром. Это первая воля, которая выбрасывает в предельное бытие. Есть другая воля, которая противоречит первой, но делает человека столь же одиноким. Это воля к познанию и творчеству. Между таким человеком и миром других людей стоит его произведение.
Если бы в жизни все было вот так дуалистично: с одной стороны обыденные люди, которые не занимаются творчеством, просто подчиняются общественным нормам и стереотипам, с другой – люди предельного бытия, которые восстают против стереотипов и жаждут власти, творчества, познания, – тогда одиночество было бы неизбежным уделом любой личности.
Есть еще одно измерение человеческого бытия, которое я называю запредельным. Туда человек выходит под воздействием воли к любви, воли к свободе и воли к пониманию другого человека. Здесь он творит не властное отношение и не произведение, а отношения между людьми. Вот этому и учит философское искусство: как от обыденности через предельное прийти к запредельному, где человек успешен, где он реализовался, но не разрушил связи с другими людьми и со своей душой. Кстати, часто мы за успех расплачиваемся не только одиночеством рядом с близким человеком, но и одиночеством с самим собой.
А разве свобода сама по себе не подразумевает одиночества?
Назип Хамитов: Я отвечу очень просто: можно быть независимым, но не свободным. Украина имеет независимость, но не имеет свободы. Поэтому страна находится в такой фундаментальной яме во всех смыслах. По-настоящему зрелая личность, по моему глубочайшему убеждению, всегда разделяет независимость как условие свободы и свободу как возможность быть самим собой в единстве с другим человеком. Независимый, но не свободный человек не имеет целостности внутреннего мира. А по-настоящему свободный притягивает к себе из окружающего мира такого же целостного человека. И соединение двух таких людей рождает не случайную вспышку страсти, которая, по сути, является зависимостью, а любовь, которая становится сотворчеством и будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Можно ли описать существование в запредельном бытии?
Назип Хамитов: Есть хорошее слово для запредельного – вдохновение! Вот когда человек находится в состоянии вдохновения, он находится в запредельном. Но в запредельное через вдохновение мы выбираемся на очень непродолжительное время. Это как нырнуть в глубину: нырнул, поплавал, увидел какие-то красоты, и уже воздуха нет. Любовь – это тот акваланг, который позволяет нам пребывать в запредельном достаточно долго. В таком случае вдохновение пребывает с тобой достаточно длительное время через сотворчество с любимым человеком и через создание внутренней целостности.
Вы пишете книги в совершенно в разных литературных жанрах. Это прагматичное решение, научный эксперимент или вопрос вдохновения?
Назип Хамитов: Я не могу не писать, не могу не творить. В процессе творчества я понимаю, что оно помогает мне решить мои жизненные проблемы. Более того, я общаюсь с читателями и вижу, что эти книги помогли им решить их внутренние проблемы, а не были просто интересным чтением. В результате я делаю для себя выводы и теоретически это обосновываю как некие методы. Например, афоризмотерапия – исцеление афоризмами, романотерапия – исцеление романами, воздействие романами на людей, у которых есть психологические проблемы.
Сказку «Магическая Книга», которую вы написали вместе с супругой, назвали «нашим ответом «Гарри Поттеру». Имеется в виду форма или коммерческий успех?
Назип Хамитов: Так о «Магической Книге» отозвалась российская журналистка, озаглавив так статью. Что касается коммерческого успеха, то это, не побоюсь сказать, самая продаваемая в Украине книга отечественных авторов. Конечно же, это не тиражи «Гарри Поттера». На английском языке любая книга будет более продаваемой в мире… Но, судя по заявлениям менеджеров, которые занимаются реализацией нашей книги в России и Украине, я так понимаю, тиражи «Магической книги» сопоставимы с последними тиражами «Гарри Поттера» на русском языке. Если брать весь массив книг о Гарри Потере и нашу одну книгу, естественно, мы можем соперничать только по росту читательского интереса и количеству переизданий. Пока. Но настроен по-наполеоновски. Мы собираемся сделать вторую и третью части «Магической Книги» и перевести эту трилогию на английский язык.
Но главное не коммерческий успех. Мы предложили совершенно иную концепцию главного героя. Гарри Поттер – это одинокий сирота с волшебной палочкой, который вдруг узнал о своем особом происхождении и о своей особой миссии. У нас это пара – мальчик и девочка, которые находят не волшебную палочку, а Магическую Книгу, в которую нужно записывать - красиво, литературно правильно - если ты хочешь, чтобы она совершила чудеса. А потом нужно совершать поступки, которые тоже записываются в Магическую Книгу. То есть нужно ее и писать, и жить, чтобы она заполнилась, и только когда она будет заполнена, герои покинут тот мир, в который они попали, и вернутся в наш. Они должны совершить творческий прорыв, войти в состояние сотворчества друг с другом и научиться совершать поступки. В этом ответ, альтернатива Гарри Поттеру, который, обладая некой генетической исключительностью, являясь магом и имея в руках техномагический предмет – волшебную палочку, совершает свои подвиги. У нас это происходит через личностную трансформацию героев.
Как и многие профессиональные писатели, вы руководствуетесь рациональными мотивами, когда создаете произведение?
Назип Хамитов: Хотел бы руководствоваться – не получается. Никогда ничего хорошего не мог написать на заказ. Пробовал, но выходила полная ерунда. На уровне прописывания идеологии для политической партии – ко мне по этому вопросу время от времени обращаются как к психоаналитику. Когда же я отдаюсь вдохновению и пишу то, что мне нравится – это становится коммерчески успешным, как показывает практика. Поэтому мой совет всем творцам: будьте собой, будьте искренними, и, в конце концов, к вам придет коммерческий успех. Правда, для этого нужно уметь мудро выстраивать отношения с людьми. Это второй фактор.
У вас много единомышленников. Вы ведь собираете их в Ассоциацию философского искусства (АФИ)?
Назип Хамитов: Сейчас в рядах Ассоциации более 150 человек из разных стран мира. И около 200 кандидатов в члены Ассоциации – людей, которые интересуются и сочувствуют. Как для философской организации это неплохо. Ассоциация появилась в 1988 году и на самом первом этапе существовала как собрания интеллектуалов в библиотеке «Молодая гвардия». Мы встречались и обсуждали разные философские и художественные вопросы.
Многие члены АФИ, так же как и вы, носят необычные псевдонимы, имеют громкие должности президентов, вице-президентов и директоров направлений, среди них часто встречаются родственники. Все это вызывает забавное ощущение секты чародеев.
Назип Хамитов: Родственные связи есть только между четырьмя членами ассоциации: мной, женой Светланой, нашей дочерью Вселеной и моим братом. Кстати, я бы наоборот хотел, чтобы было больше таких родственных связей, чтобы члены нашей Ассоциации привели своих мужей, жен, и это дало им дальнейший импульс к актуализации их личной и личностной жизни. Я не вижу в родственности ничего плохого, если она выходит на уровень сотворчества. Более того, это одна из задач философского искусства – обыденные, пустые, скучные отношения наполнить творчеством и, если хотите философской игрой. Философская игра – это поиск истины. Если мы к этому подвигает людей, они начинают вместе творить и искать истину, родственники становятся духовно родственными – значит, то мы существует не напрасно.
Кстати, Вселена – это гражданское имя вашей дочери или псевдоним?
Назип Хамитов: Вселена – это паспортное имя дочки. От слова «Вселенная». Псевдонимы всегда являются игрой. Так же, как игрой является все в этом мире. До момента Страшного суда, когда мы все искренне ответим за все, что натворили. Когда родители дают имена своим детям – это своего рода тоже псевдонимы. Все условно. В католической культуре есть традиция давать ребенку три, четыре, пять имен в честь тех святых, которые должны его защищать. Так что в этом смысле псевдоним как переключение с одной сферы на другую, на мой взгляд – нормальное явление для нашего постмодерного мира, где реальность провоцирует нас заниматься разными видами деятельности, чтобы выжить и остаться собой. Все научные книги я подписываю своим настоящим именем. Для иных у меня псевдоним - Ян Нэз или Нэз и Лана Светлые. Вполне допускаю, что за некой чертой личностного роста я оставлю псевдонимы и остановлюсь на чем-то одном.