Політика
Україна
Виктор Небоженко: на Юлию Тимошенко заведут еще пару уголовных дел
Директор социологической службы «Украинский барометр», политолог Виктор Небоженко рассказал Контрактам о том, что: против экс-премьера выдвинуто еще два-три новых обвинения; часть президентского окружения не намерена делиться властью; отношения с Россией будут нервными; Евросоюз будет работать с президентским окружением персонально; Янукович все равно не похож на диктатора.
Юлию Тимошенко, экс-премьера и кандидата в президенты на последних выборах, после вынесения ей приговора по газовому делу обвинили в новых преступлениях. Служба безопасности возбудила против нее уголовное дело за возложение долгов ЕЭСУ на бюджет Украины. По старому делу адвокаты подготовили апелляцию. Тем временем в палаточном городке возле Печерского суда все еще ночуют народные депутаты. Правда, делают это «из-под палки» Александра Турчинова и по секрету признаются, что уже не понимают смысла в такой форме протеста. Статью, по которой осудили Тимошенко, обещали декриминализировать, но пока молчат. Теперь уже точно мало кто понимает, что будет дальше.
Защитники Юлии Тимошенко подали апелляцию. Что дальше? Есть ли шанс на скорое оправдание экс-премьера?
Виктор Небоженко: Человек, который считает себя невиновным, обязательно должен подавать апелляцию. К тому же это необходимая процедура перед Европейским судом. Думаю, дело Тимошенко будет интернационализироваться. Оно вдруг, неожиданно быстро, получит реакцию со стороны Европейского суда по правам человека. Возможно, тогда Украина получит конфликт между решением международной судебной инстанции и национального суда, конфликт международного и национального права. Сама же апелляция ничего не даст. Ведь решение по делу Тимошенко — политическое, оно принимается не судьями, а очень серьезными людьми, уверенно смотрящими в будущее. Трудно понять другое: как можно одновременно посадить человека в тюрьму на семь лет и тут же открывать против него несколько новых дел? Это говорит о том, что предыдущее решение кажется власти недостаточно сильным. С другой стороны, открытие новых уголовных дел той же прокуратурой, которая «успешно» посадила Тимошенко, обесценивает их. То есть чем больше они будут открывать дел против Тимошенко, тем меньшей будет ценность этих дел.
Вы считаете, уголовное дело по ЕЭСУ — не последнее дело для Тимошенко?
Виктор Небоженко: Ну что вы, конечно, не последнее! Думаю, будет еще минимум два-три обвинения. Прокуратура будет открывать дела до тех пор, пока не дойдет до самого главного — как было во всех африканских странах — обвинения Тимошенко в организации заговора против действующего президента Виктора Януковича. Вот это будет последним обвинением. Однако поставив производство уголовных дел против Тимошенко на конвейер, они показывают, что у них в стране нет дел серьезнее. Там ведь десять судей одной только Тимошенко занимаются!
Первые лица государства ведут себя непоследовательно: то говорят о возможном скором освобождении Тимошенко и декриминализации статьи, по которой ее судили, то о новых, еще более серьезных обвинениях. Чего они в итоге добиваются?
Виктор Небоженко: Эти статьи, которые собирались декриминализировать, прямо не имели никакого отношения к Тимошенко. Это все выдумки журналистов и слабонервных депутатов. Декриминализация статей — своеобразная страховка сегодняшней власти перед судебными процессами в будущем. А так они смело смогут сказать: видите, то, что мы делали — это уже не является уголовно наказуемым. Сложность в том, что часть окружения Януковича говорит: мы не будем отдавать власть, поэтому не важно, декриминализированы эти статьи или нет. Другая часть, напротив, хочет застраховаться: мол, мало ли что может произойти, надо соломки подстелить. Прямого отношения возможная декриминализация этих статей к Тимошенко все равно не имеет.
При каких условиях президент может отступить и дать добро на помилование Тимошенко? Возможно ли такое вообще?
Виктор Небоженко: Да, безусловно! Янукович уже считает себя опытным и хитрым президентом. Но «откаты» назад будут еще самые причудливые. И кадровые назначения фантастические, и аресты людей, которые смотрят собачьими глазами на Януковича, а также вход и выход в Таможенный союз... Но я не хочу забегать наперед. Все это мы еще будем проходить. Сегодня этот процесс уже не просто процесс «Янукович против Тимошенко» или «Тимошенко против Януковича». Это уже столкновение западных демократических норм с формирующейся авторитарностью. Вот и все. Это уже должен быть договор Януковича с Западом. Тимошенко тут как бы уже ни при чем. Президент должен либо «отвести войска на заранее подготовленные позиции», либо «прекратить огонь». То есть президент должен договариваться с Западом, потому как он лично оскорбил около двух десятков самых известных политиков Европы. С ними надо договариваться. Тимошенко сейчас — повод, разменная монета.
Виктор Янукович уступит Западу? В чем?
Виктор Небоженко: Думаю, да. А Запад ему, в свою очередь, уступит. Все вместе скажут: «Конфликт исчерпан». Они же достаточно гибкие люди. Для них геополитика важнее демократии. Чем конкретно? Не скажу. Зачем мы будем помогать Януковичу? Каждый должен выпить свою чашу унижения и радости.
А с Россией как мы будем строить отношения? У власти есть стратегия?
Виктор Небоженко: С Россией отношения будут очень нервными. Путин еще с Януковичем намучается. Это будет шаг вперед и два назад. Наверное, в этом и будет заключаться стратегия. Говорить о том, что Янукович повернулся в сторону Москвы — не приходится. Посмотрите на наших олигархов: они уже забыли, как выглядит столица России.
Что сегодня может радикально переломить ситуацию в Украине, повлиять на украинскую власть? Чего боится Янукович?
Виктор Небоженко: Да ничего он не боится. Это человек, который научился ходить по воде и у которого теплое и плотное окружение. У него нет каких-то страхов. Непонятно, почему он не пересаживается на вертолет, но это скорее из области психоанализа вопрос. А политических страхов у него нет. Он считает, что ничего в ближайшие десять лет не испортит его радостного состояния.
Все говорят о санкциях со стороны Евросоюза в отношении Украины и наших чиновников. Ваша версия: какими они будут?
Виктор Небоженко: Европа делает все для того, чтобы эти санкции не были публичными. Это будет персональная работа с каждым человеком из окружения Януковича, принимающим решения. У нескольких десятков чиновников, бизнесменов и просто «счастливых людей» «вдруг» возникнет проблема с получением визы. Или «вдруг» пятилетняя виза будет нуждаться в «перезагрузке». Будут возникать ревизионные дела с их собственностью, скажем, в Испании, во Франции. Но это будет персонально, очень тонко, и человек будет оставаться один на один со своей европейской трагедией. И ни к кому ведь не побежишь, не пожалуешься! Просто будут спрашивать: «А у кого вы купили эту собственность?», «А почему в Венском банке у вас лежит 100 миллионов долларов?». Европа достаточно давно работает с такими своенравными людьми, как Янукович, с такими бизнесменами-политиками, которые окружают его. Они работают с Восточной Европой 20 лет. Мы наступаем на те же грабли, на которые в свое время наступали режимы в Азии, Латинской Америке. Там Родригес, здесь Виктор — для них разница небольшая.
После убийства ливийского диктатора Муаммара Каддафи многие начали осторожно проводить параллели между ним и Януковичем. Мол, так будет с каждым, кто замахнется на роль диктатора. Как думаете, между украинским и ливийским лидерами было что-то общее?
Виктор Небоженко: Нет-нет, это разные люди. Фундаментальное отличие состоит в том, что у Януковича нет нефти, нет сильных спецслужб. Единственное сходство — Ливия так же, как Украина, поделена на восточную и западную часть. Это действительно две разные Ливии. Сейчас Януковичу сколько, 60? Плюс 41 год… Нет, до Каддафи, слава Богу, ему далеко… Да и о том, что такое диктатура, Янукович не знает. Речь идет о потере демократических завоеваний, но об авторитарном режиме речь не идет. Необходимо иметь источник авторитаризма. У Путина, скажем, есть этот источник — нефть и газ. А у нас нет. На шахтах и угле авторитаризм не построишь. Да и какой из Януковича диктатор…
Существует ли сегодня реальная оппозиция в Украине?
Виктор Небоженко: Нет у нас оппозиции. Старая оппозиция работала, проявляла себя в телевизионных конфликтах, телешоу или в период участия в выборах. Сегодня ни то ни другое не работает. Телешоу выродились в такие себе «демонстрации психических уродств» украинских политиков. А выборы деформированы административным ресурсом. Оппозиция растерялась: одни сидят в тюрьме, другие спиваются, третьи пытаются продать свою оппозиционность Администрации президента.
Тем не менее соратники Тимошенко периодически говорят об объединенной оппозиции. Кто может ее возглавить?
Виктор Небоженко: А не нужно ее возглавлять. Это плохая украинская идея. Мало того, что сегодня Виктор Федорович возглавляет и судебную, и исполнительную власть, так вы хотите, чтобы точно такие же «перекосы» были на противоположной стороне? Оппозиция должна представлять совершенно разные социально-политические группы, разные интересы и просто координировать свои действия по разным направлениям. Это очень неправильно, когда Януковичу противостоит анти-Янукович.
А до того, как Тимошенко оказалась в СИЗО, оппозиция в Украине была?
Виктор Небоженко: Конечно. Тимошенко набрала 45% голосов на выборах. В ближайшие пять-шесть лет такая цифра недоступна никому из нынешних оппозиционеров. Юлия Владимировна действительно была лидером, так сложилось. Но я не сторонник того, чтобы новая оппозиция выбирала себе новую Тимошенко или Яценюка и с ним шла на баррикады. Разные оппозиционные партии должны критиковать власть с разных сторон, опираясь на различные группы. А когда появляется одно лицо, оно тут же начинает договариваться с властью о степени борьбы со своими противниками внутри оппозиции. Мы ведь это наблюдаем постоянно. Сегодня у нас не оппозиция, а имитация. Это покупные люди, это тушки, которые находятся не в большинстве, а за его пределами. Я не вижу политиков, которые могли бы представлять интересы людей. А между тем сегодня оппозиционные настроения гораздо сильнее организованной политической оппозиции. В этом главная проблема Украины.
Где искать новые лица оппозиции?
Виктор Небоженко: А их не нужно искать! Они возникнут сами. К примеру, это может быть бизнесмен, у которого «донецкие» отберут собственность. Или представитель молодежи, протестующей против зверств милиции. Улица и интернет родят новых оппозиционеров. Больше некому. СМИ контролируются, а Запад, который обжегся на проекте Ющенко, понял, что нельзя создавать политику тепличных условий — человек может повести себя иначе. Поэтому они тоже будут очень осторожно поддерживать новые лица.
Фото Укринформ