НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Політика
Україна
 Наталья Клименко 24.10.2011 15311

Тарас Чорновил: дело Тимошенко окончательно поставило крест на евроинтеграции Украины

Народный депутат Тарас Чорновил в интервью Контрактам рассказал о том, что: режим изоляции выгоден бизнесменам, которые строят капиталы на административном ресурсе; Янукович остановил политическую маргинализацию Тимошенко; Тимошенко отпустят после инаугурации Путина; Ющенко, а не Тимошенко должен ответить за превышение полномочий в 2009 году; в стране резко увеличилось количество рейдерских атак.

Бывший регионал, а ныне член фракции «Реформы ради будущего» Тарас Чорновил сделал ряд особо жестких заявлений о действиях власти в отношении Юлии Тимошенко. И это притом что близким другом и единомышленником экс-премьера Тараса Вячеславовича никогда нельзя было назвать. Чорновил откровенно называет решение посадить Тимошенко «глупым», призывает посадить за решетку Виктора Ющенко и считает, что только по указанию Путина Тимошенко может быть освобождена.

Почему Виктор Янукович сразу после вынесения приговора Тимошенко намекнул на то, что статью, по которой ее осудили, декриминализуют, то есть приговор может измениться, а теперь открытым текстом в интервью зарубежным СМИ заявляет, что отпускать ее никто не собирается? Где логика?

Тарас Чорновил: Сразу скажу: я не могу объяснить логику этих поступков. Ведь если бы у него за спиной был надежный партнер — Россия, можно было бы еще играть в эти игры. Сейчас он сделал заявления и совершил действия, которые очень напоминают период, условно говоря, «раннего Лукашенко». Это заявления, направленные на изоляционизм. Я не знаю — кто ему это насоветовал, кто его убедил, что он сможет в этой ситуации выстоять, кто ему сказал, что в этих обстоятельствах у него появятся какие-то дивиденды и какое-то будущее. Россия может играть в эти игры, ей изоляционизм не грозит. У нее такой ресурсный запас, она настолько мощный игрок в мире, что ей будут прощать все что угодно. У нее один фронт. А Янукович вышел на два фронта, и это стопроцентно такая же позиция, как у Лукашенко. Президент Беларуси шел к ней два года: напомню, сначала он рассорился с Западом, затем умудрился разругаться и с Россией. Здесь — одномоментная вещь, но та же риторика, те же фразы, что и у Лукашенко.

Вы говорите о возможных дивидендах. Кому такая позиция президента может быть выгодна?

Тарас Чорновил: Мы можем только догадываться. Но предполагаю, что это может быть выгодно тому же бизнесу, который сегодня строит капиталы исключительно на административном ресурсе, а не на капитале. Понятно, что это не Ринат Ахметов, не Игорь Коломойский. Очевидно, это может быть бизнес, связанный с людьми вроде Дмитрия Фирташа. Допускаю, кто-то оттуда влиял на президента. Но что дальше? И как можно было принять такие откровенно глупые решения, понимая, что последствия для него самого будут фатальными? Я этого просто объяснить физически не могу. Я не представляю той психики, которая могла породить такую позицию. Тем более за два шага до осуществления весьма успешных планов.

Каких именно планов?

Тарас Чорновил: Во-первых, выход на договор об ассоциации и зоне свободной торговли, которая Януковичу выгодна лично, кроме выгод политических и экономических для государства. Во-вторых, он остановился в двух шагах от полной маргинализации Тимошенко, у которой была основная задача — доказывать уже даже не Арсению Яценюку, а Олегу Тягнибоку, Анатолию Гриценко и Олегу Ляшко, что она главнее. Она маргинализировалась на глазах. К концу года мы имели бы дело с бедной женщиной, которая грызется со всеми в Украине, которую еще донимают какими-то уголовными делами, которая ни на что не влияет и не производит ни на кого впечатления. Ни с того ни с сего Виктор Федорович закрывает для себя путь на Запад, ссорится с Россией. И главное — создает себе серьезное противопоставление в лице человека, у которого снова будет политическое будущее и которого, думаю, выпустят из тюрьмы после инаугурации Владимира Путина (тот дожмет, он сможет это сделать) и у которого будет шанс привести в парламент немалую фракцию. И эта фракция, на мой взгляд, будет не совсем ориентироваться на Западную или Центральную Украину, а будет больше ориентироваться на пожелания, идеи и потребности путинской России (там и в прошлом составе БЮТ таких было немало, а теперь будет еще больше). Плюс — Тимошенко сможет получить шанс быть избранной президентом Украины. Янукович разве не понимает, что в своем желании отомстить у него скоро не будет страны, в которой можно будет попросить политического убежища.

Почему вы считаете, что Тимошенко отпустят именно после инаугурации нового президента России?

Тарас Чорновил: Потому что сегодня в РФ реально сохраняется фактор некоего двоевластия, и они не хотят это разрушать. Все-таки некоторые решения принимает Дмитрий Медведев. При нынешнем колоссальном влиянии Путина (особенно после позорного съезда «Единой России») мы все же можем говорить, что у Медведева сохраняется некий сектор влияния в этой системе двоевластия. В таких обстоятельствах Дмитрий Медведев действительно является партнером Януковича — они выстроили эти отношения. А Путин выстраивать их не собирается, он не видит Януковича своим партнером. Поэтому после инаугурации двоевластие закончится. Кто бы ни был премьером, даже если Медведев, это уже не будет иметь никакого значения. Заработает такой механизм, что мало не покажется.

Вы говорили, что на решение Януковича, возможно, влияют люди из бизнеса. Кроме того, мы наблюдаем атаки на бизнесы таких компаний, как Инком, Фокстрот, Эпицентр. Это звенья одной цепи?

Тарас Чорновил: Идет общее обострение рейдерства. Многие не уверены в завтрашнем дне, поэтому решили прихватить побольше из того, что есть. Дальше будет передел рынка. Очевидно, они знали то, чего не знали мы. В частности, что фактор цивилизованных отношений — договоренности с Евросоюзом — будет сорван. Наоборот, мы все верили, что это направление останется, ибо все остальное — тупость, но, к сожалению, ошиблись.

Договоренности с Евросоюзом об ассоциации, о зоне свободной торговли сорваны окончательно?

Тарас Чорновил: Да, это уже все. Договор об ассоциации и зоне свободной торговли — закрытая тема. Янукович окончательно принял решение. Не могу сказать, под чьим конкретно давлением. Допускаю лишь сговор бизнеса и админструктур, которые занимаются рейдерством в пределах страны.

Недавно вы высказали мнение, что было бы справедливо, если бы с Тимошенко за решеткой оказался Виктор Ющенко. Это было сугубо эмоциональное заявление или у вас есть аргументы?

Тарас Чорновил: По первому делу, как я считаю, Тимошенко виновна, но остаются вопросы: не действовала ли она в особых обстоятельствах и насколько она виновна? Давайте не забывать, кто создал эти обстоятельства. По состоянию на 30 декабря 2008 года была предварительно согласована газовая цена — $230 за тысячу кубометров. Договор был готов к подписанию. И в схеме не было места для РосУкрЭнерго — эта структура выбрасывалась. И именно Ющенко сорвал эти переговоры. Но вспомните, какая была на тот момент Конституция? Согласно существовавшей Конституции, президент не имел ни малейшего права влиять на эти переговоры, он жестко превысил свои служебные полномочия. Он совершил противозаконные действия, отозвав Олега Дубину, к которому вообще не имел права обращаться в обход правительства. И он сделал это с нанесением весомых убытков для украинского государства — это раз, и на мой взгляд, с корыстными мотивами, поскольку действовал в интересах РосУкрЭнерго — это два. Думаю, по той статье, которую применяют к Тимошенко (хотя в отношении экс-премьера только выясняют вопрос — имела она право подписывать эти директивы или нет) — в случае с Ющенко мы имеем полный состав преступления во всех деталях и прямое умышленное нанесение ущерба государству. Я считаю, что при таких обстоятельствах должны сажать в тюрьму.

Но Янукович Ющенко не сдаст?

Тарас Чорновил: Конечно, нет. Ющенко же на него работает.

Что теперь будет с оппозицией? Способна ли она объединиться?

Тарас Чорновил: Оппозиция? Объединиться? Да никогда!

Так кто же будет формальным лидером оппозиции?

Тарас Чорновил: Никто ее не возглавит. Никогда оппозиция не объединится, поскольку это парад эмоций, парад амбиций. Каждый считает: я главный, молитесь на меня, а остальные — третий сорт. Там такие богоносцы у нас! Объединение как таковое в принципе невозможно. То есть пара лидеров сохранится. Есть другой фактор — фактор конъюнктуры, который немного сгруппирует это все. Несколько маленьких политических сил, которые уже осознали свою абсолютную непроходимость везде, исчезнут или как-то объединятся. Этот процесс уже начался — мы видели, что и Павел Жебривский вроде был готов, и Анатолий Гриценко, но теперь все они снова идут в разные стороны. Но это не политическое объединение, а объединение персоналий вокруг того, кто, как паровозик на себе, затянет их в Раду. Смотрите, например, как к Сене (Арсению Яценюку — ред.) все побежали, потому что увидели — он проходной. И в ближайшее время, думаю, состоится политический дебют Виталия Кличко — внутриполитический, ведь снаружи его уже все знают. И я уже представляю, как все побегут к нему. Особенно те, кто сейчас крутится вокруг Ющенко и видит, что это безнадежно. То есть броуновское движение станет целенаправленным. Подвели электрический заряд — магнит начал притягиваться. Но опять же — это не притяжение партий, а притяжение личностей. У нас, к сожалению, все персонифицировано. А у Кличко, думаю, будут свои 12%.

Полагаете, Виталий Кличко станет альтернативой Арсению Яценюку?

Тарас Чорновил: Думаю, если он серьезно представит более-менее адекватную команду и начнет работать — на следующих выборах сможет быть альтернативой. Яценюка воспринимают как тех же Ющенко, Януковича и Тимошенко, то есть как старые лица. А избиратели хотят кого-то другого. Того, кто не дискредитировал себя. Но все равно: одни к Яценюку потянутся, потому что он молодой, другие — к Кличко. И мы получим, как и прежде, полный зоопарк. Поскольку есть несколько личностей, которые, в силу популизма или иных обстоятельств, имеют определенный рейтинг. К ним потянутся. У нас конкуренция не конкретных политических сил, а конкретных лидеров. А пока существуют эти лидеры, они будут воевать между собой и идти обособленно. Да и не скажешь, что они настоящая оппозиция... Ну, Яценюк, например, использует оппозиционную риторику и что? Настоящей оппозиции — хорошей, целеустремленной — я, честно говоря, после ареста Тимошенко не вижу. Даже в том же БЮТ сейчас такие процессы начались — рейтинг у них вроде есть, но главы нет.

Фото УНИАН

Оценка материала:

3.43 / 7
Тарас Чорновил: дело Тимошенко окончательно поставило крест на евроинтеграции Украины 3.43 5 7
Політика / Україна
 Наталья Клименко 24.10.2011 15311
Еще материалы раздела «Україна»