Бізнес
Ринки та компанії
Самое ожидаемое IPO: Facebook победит кризис или утопит фондовый рынок
Одно из самых ожидаемых IPO таки состоится. Но взвинтив ожидание и оптимизм мирового фондового рынка до небывалых высот, это размещение может в конечном итоге усилить депрессию. Первые плоды рынок уже пожинает.
Первичного публичного размещения акций (IPO) компании Facebook участники рынка заждались. В 2011 трейдеры и аналитики чуть ли не подпрыгивали от радостного предвкушения. Причем не только из-за перспективы заработать на успехах новаторской интернет-компании, но и из-за возможности посмотреть на ее финансовую кухню (заявка предполагает полную публикацию финотчетности). В этом году многие надеются, что выход такого гиганта создаст позитивный ажиотаж на фондовом рынке, послужит катализатором или мультипликатором, который, наконец-то, вытянет чуть ли не всю мировую экономику из болота.
Видимо, сжалившись над чаяниями трейдеров и аналитиков, ну и конечно, мировой экономикой, создатель и ключевой акционер самой популярной соцсети Марк Цукерберг дал старт этой процедуре. 2 февраля Facebook подала форму S-1, которую обязаны предоставлять в Комиссию по ценным бумагам и биржам США все эмитенты, желающие получить листинг на биржах. И тут началось…
Мгновенный эффект
Менее чем через час после первых сообщений в лентах агентств web-сайт Комиссии не выдержал наплыва любопытствующих и стал сбоить. А это вам не какой-нибудь сайт Кабмина или Партии Регионов! Это ресурс гарантированно обрабатывающий одномоментно миллионы транзакций.
Facebook получает с пользователя $5,1 выручки, а в среднем по рынку этот показатель перевалил через $10
Затем перепало фондовому рынку: так, несколько проходивших в этот момент размещений откровенно провалились. EPAM Systems (офшорный разработчик программного обеспечения с белорусскими корнями) выручил в ходе IPO на Нью-Йоркской бирже лишь $72 млн – ожидалось на 25-40% больше. Видимо, и спекулянты, и инвесторы решили подождать выхода более аппетитной компании или просто были заняты анализом проспекта Facebook. Во всяком случае, как-то так провал объяснили аналитики.
После этого резко пошли вверх котировки бумаг интернет-компаний, вышедших на биржу в 2011 году – Zynga, Groupon и LinkedIn. Рост составил от 6,5 до 17%. Заокеанские СМИ тут же посоветовали не проводить прямую зависимость между действиями руководства Facebook и котировками акций интернет-сервисов, так как, за исключением Zynga, бизнес-операции компаний не взаимосвязаны. Но даже в отечественных учебниках написано, что действия крупнейших игроков того или иного рыночного сегмента оказывают косвенное влияние на акции не только их партнеров, но и конкурентов.
Как бы там ни было котировки бумаг из интернет-сектора, вероятнее всего, будут зависеть от сообщений, связанных с FB, как минимум, до момента размещения. А это большая опасность для всего сегмента – зависеть от одного эмитента.
Первые детали
Что же сейчас известно об эмиссии и, собственно, компании. Размещение ожидается ориентировочно в мае (заявку обычно подают за три месяца до этого). Пока не ясно, на какой площадке будут торговаться бумаги – NYSE или NASDAQ. Ведущими организаторами сделки выступят Morgan Stanley, JPMorgan и Goldman Sachs, на подтанцовках у них – Bank of America-Merrill Lynch, Barclays Capital, Allen Company. Уже один этот список заставляет трепетать многих участников рынка.
Данных о размере продаваемого пакета нет. Хотя в первоначальной заявке Facebook указала планируемую сумму в $5 млрд, на практике объем привлечения может достигнуть $10 млрд. В таком случае компания будет оценена в $75-100 млрд. На данный момент лидером высокотехнологичных размещений является Google, который в 2004 году разместил акций на $1,67 млрд, а оценка компании составила $23 млрд.
Чистая прибыль Facebook составила в прошлом году $1 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 65%, при выручке в $3,71 млрд. Почти 85% доходов, которые за год выросли на 88%, было получено от рекламы, остальное – за счет игр и других выплат. Рекламные доходы выросли на 69%, до $3,15 млрд.
Грандиозные цифры, да вот беда: показатели оказались ниже, чем ожидало большинство аналитиков, которые рассчитывали увидеть выручку в $4-4,5 млрд. И это при том, что компания потратила в прошлом году на разработки и исследования $114 млн против $9 млн годом ранее.
Риски малые – рекламные…
Капитализация в $100 млрд при выручке в $3,71 млрд означает оценку в 26 показателей годовой выручки, что более чем вдвое превышает аналогичную оценку для Google. Откуда такой мультипликатор? Ведь при детальном анализе оказывается, что тараканов у самого массового коммуникационного ресурса более чем достаточно.
Многие аналитики сходятся на том, что проект находится лишь в начале пути к монетизации своей безразмерной аудитории. Facebook получает с пользователя $5,1 выручки, в то время как у Google этот показатель составляет $27, а в среднем по рынку этот показатель перевалил через $10.
Есть вопросы и к эффективности рекламы сети. Согласно расчетам BusinessWeek, «кандидат» имеет более низкий коэффициент эффективности баннера, чем большинство ведущих веб-сайтов. Это означает, что по сравнению со многими другими крупными ресурсами, процент пользователей, кликающих на рекламу, весьма незначителен. Так, пользователи Google нажимают на первую рекламу при получении результатов поиска в среднем в 8% случаев, MySpace – 0,1%, тогда как пользователи Facebook'а – всего 0,04%.
Причем эти цифры подтверждают и официальные представители самой FB. Финансовый менеджер соцсети Сара Смит сообщила, что коэффициент эффективности баннера успешных рекламных кампаний может составлять от 0,05% до 0,04%. Более того, эффективность для рекламы может снижаться в первые две недели
По информации BizReport, среди причин низкого коэффициента эффективности рекламы Facebook'а, в частности, молодой возраст аудитории, а значит, выше устойчивость к рекламным сообщениям. В отличие от пользователей того же MySpace, которые большинство времени проводят, просматривая контент, пользователи Facebook'а общаются с друзьями и их мало интересует реклама.
«В Уанете эффективность рекламы в Facebook, по модели CPA (модель оплаты интернет-рекламы, при которой оплачиваются только определенные действия пользователей на сайте рекламодателя), – одна из наивысших, опережает ту же Вконтакте, – сообщает директор рекламного агентства ТакИТак Сергей Ковпак. – Но емкость аудитории пока еще не велика для нашего рынка. Тот же Google уже покрывает 60% украинской аудитории». Для Рунета же вне конкуренции оказывается именно Вконтакте, а FB скорее присматривается к их рынку.
Сама Facebook также назвала среди рисков для своего бизнеса быстрый рост количества абонентов, использующих для доступа в соцсеть мобильные устройства. В конце прошлого года таких пользователей было 425 млн и их количество продолжает расти. На момент подачи заявки молодая команда Цукерберга почти не показывает этим пользователям рекламу и не научилась на них зарабатывать.
… и более серьезные – глобальные
«В мире более 2 млрд интернет-пользователей. Наша задача - подключить их всех», – скромно заявляют менеджеры соцсети. Япония, Южная Корея и постсоветские страны (в том числе и Украина) входят в число наиболее перспективных рынков для Facebook. Ведь сейчас проникновение социальной сети в этих странах в разы меньше, чем в США и Великобритании.
Согласно данным исследовательской конторы Socialbakers, в США и у британцев этот показатель достиг 60%. Кстати, в некоторых странах, таких как Венесуэла и Турция, и вовсе превышает 80%. Тогда как в Украине, Корее и Японии – менее 15%.
Тут-то и заложен скрытый риск. Влияние этой сети на общественную жизнь значительно расширилось. «Арабская весна», протестные настроения против экономической политики в благополучных Штатах, «Болотная площадь» – все это проделки пользователей FB. Так что даже в кулуарах демократических европейских держав витают идеи фильтрации информации этого ресурса по примеру Китая. Кроме того, на данный момент сеть уже блокируется в Иране, Узбекистане, Пакистане, Сирии и Бангладеш.
Риск претензий связанных с обеспечением приватности личных данных пользователей – тоже вполне вероятен. Государства запросто могут заставить социальную сеть внести изменения в свою работу. И Украина тут, безусловно, в списке лидеров, хотя и европейские регуляторы начинают задумываться об этом факте.
Оттенки серого
Принципы менеджмента Facebook больше похожи на подход венчурного и перспективного стартапа, а не стабильного бизнес-проекта
Вызывает удивление и активная работа компании с оффшорами. Для оптимизации своих финансовых потоков «молодая команда» создала сеть дочерних компаний в «налоговых гаванях». Ирландия, Каймановы и Бермудские острова – обычные территории для украинских и постсоветских корпораций, но никак не для североамериканского гиганта собирающегося рекордно покорять самые открытые фондовые площадки. Возможно, этому способствовало появление в структуре акционеров компаний с российскими корнями, передача опыта – вещь перспективная.
Кстати, структура акционеров и разные классы бумаг – еще один «заманчивый» факт для потенциальных инвесторов. На биржу выйдут бумаги, предоставляющие один голос, точно такие, как и у российских акционеров. А вот у топ-менеджеров и создателей бумаги, дающие сразу 10 голосов. Один этот факт является отклонением от принятой системы для публичных компаний: одна акция – один голос.
Дальше больше «приятных сюрпризов»: как оказалось, бумаги тех же российских акционеров (Mail.ru и DST Global) подпадают под lock-up – половину пакета запрещено продавать в течение полугода с настоящего момента, еще 25% – в течение 1 года, оставшиеся 25% – 1,5 года.
Не стоит забывать и о рисках авторитаризма. Так, россияне и некоторые другие акционеры передали право по участию в управлении компанией Цукербергу. И сейчас молодой топ-менеджер, владея 28,4% бумаг, оперирует 56,9% голосов.
Да и принципы менеджмента гиганта больше похожи на подход венчурного и перспективного стартапа, а не стабильно растущего бизнес-проекта. В письме инвесторам Цукерберг отметил, что видит свою задачу в том, чтобы сделать мир более открытым и взаимосвязанным, а не просто в создании бизнеса: «Скажу проще: мы не создаем сервисы, чтобы зарабатывать, мы зарабатываем, чтобы создавать более хорошие сервисы».
Ну, просто цитата из пособия для стартперов: «глаза должны гореть, а идеи будоражить умы спонсоров».
Все эти факты вызывают удивление у рядовых цивилизованных инвесторов. С другой стороны, подобная практика и оффшоров, и разноклассовости бумаг в действительности не становилась угрозой для размещения.
Мобильный, но не китайский
В любом случае, инвесторам нужны цифры и факты. И если по цифрам до 30 апреля вряд ли что-либо изменится, то по фактам менеджмент сети решил приударить. Появилась информация, что FB начинает монетезировать активность своей мобильной аудитории.
Financial Times, сославшись на свои источники, сообщила, что компания планирует запустить рекламу для мобильной версии сервиса еще до IPO. Напомним, что именно рост мобильных пользователей (не менее половины юзеров заходят на ресурс с телефонов и других гаджетов) и отсутствие «значительных поступлений» от них, по мнению компании, может негативно сказаться на прибыли и финансовых результатах. Но официальной информации по этому поводу пока нет.
Еще одним громким заявлением оказались планы повторного выхода на рынок Поднебесной. Шутка ли – собрать хотя бы по центу с 500 миллионов пользователей социальных интернет-сетей, а именно такую цифру называют сами китайские власти. Но тут все не так оптимистично, как хотелось бы североамериканцам.
Три года назад Facebook уже представила интерфейс на китайском, но в середине 2009 года КНР заблокировала доступ в сеть, обвинив ее в организации массовых беспорядков в своей провинции Синьцзян.
Стоит заметить, что планы по возврату озвучивались еще в конце прошлого года, появилась даже информация, что представители FB ведут переговоры с потенциальными китайскими партнерами. Но беда в том, что за великой стеной может не хватить места еще одной соцсети.
Sina Corp, Renren, Tencent и Kaixinwang001 предоставляют все те же функции, что и самая крупная социальная сеть мира. Кроме того, существует целый ряд менее известных локальных китайских ресурсов подобной направленности. Короче говоря, этот сегмент даже более насыщен, чем в США. А если учесть, что все эти ресурсы создавались специально для «народного рынка» с учетом его культурно-языковых особенностей, то выход на самую густонаселенную территорию американской компании видится весьма проблематичным, да и бесперспективным.
Шанс на выход в Китай для Facebook возможен лишь, если сеть введет цензуру по указке Пекина. Но следование инструкциям компартии может стоить североамериканцам еще и утраты на своих основных рынках: Google и Cisco уже сталкивались с возмущением на белых рынках из-за обвинений в пособничестве китайским властям, контролирующим содержание интернета.
Неординарная нормативная база, бюрократия и упомянутые выше культурно-языковые и политические тонкости поломали планы уже не одного международного гиганта в Поднебесной. Выйдя на этот рынок, североамериканцы прикрепят еще один флажок на карте своей экспансии, что привлечет каких-нибудь несведущих инвесторов, на практике же Facebook станет там лишь еще одной из многих.
Ближайшая перспектива
В любом случае, на рынке есть не только интерес, но и явный спрос на эти бумаги. Перспективы же размещения зависят, скорее, от веры и терпения инвесторов, чем от реальных цифр компании. Наверняка, через небольшой промежуток времени эйфория и первичный рост котировок сменится коррекцией, проще говоря – падением. И вот тут «молодой команде» надо будет доказать, что они могут генерировать желаемую выручку и показывать рост. В противном случае рынок получит очередной пузырь, который в лучшем случае может сдуться и пойти на дно, а в худшем – лопнуть и утопить целый сегмент фондового рынка.
Текст: Егор Болтрик, Петр Фиалко