Колонки
Виталий Портников
Два откровения: почему с Украиной разговаривают пренебрежительным тоном
Премьер-министр Украины Николай Азаров совершенно оправданно негодовал по поводу заявления главного санитарного врача России Геннадия Онищенко относительно отказа от достигнутых договоренностей с украинской стороной после лекции главы правительства соседней страны в Латвийском университете.
Негодование это можно понять: российский чиновник, формально не являющийся даже членом правительства, отказывается от поиска взаимопонимания только потому, что премьер-министр Украины - вы только подумайте какое преступление! - посмел вступиться за качество продукции отечественных сыроваров. И причем не в России, а в третьей стране! Есть, отчего обижаться и удивляться. Но, с другой стороны, мы ведь прекрасно понимаем, что главный санитарный врач России - это не самостоятельная фигура, которая может позволить себе «просто как», из-за плохого настроения или раздражения унижать главу правительства Украины или министра иностранных дел. Нет, это его реакция как раз показывает общее отношение российского политического руководства к украинским коллегам. И то, что Николай Азаров это заметил и предпочел не закрывать глаза, а жестко высказаться по поводу заявления главного санитарного врача России - уже прогресс. И то, что пресс-служба украинского МИДа увидела в заявлении Онищенко политизацию «сырного вопроса» - уже начало публичного понимания того, что происходит на самом деле.
Приходилось не раз писать, что в Викторе Януковиче Москва увидела, прежде всего, президента, которому предстоит «отыграть назад» все попытки добиться внешнеполитической самостоятельности, которые предпринимали его предшественники. Совершенная украинским президентом в Харькове грубая и непоправимая ошибка - сдача флота за скидку - только раздразнила аппетиты россиян, продемонстрировала, что речь идет о человеке, который сам заинтересован в превращении в губернатора Малороссии. И когда Янукович уперся, да еще и затеял позорный для репутации Владимира Путина судебный процесс по газовым контрактам, он моментально из лучшего друга и будущего губернатора превратился в главного врага, презираемого и ненавидимого своими недавними товарищами по борьбе с «оранжевой чумой».
Совершенная Януковичем в Харькове грубая и непоправимая ошибка - сдача флота за скидку - только раздразнила аппетиты россиян
Поэтому украинским чиновникам не стоит рассчитывать на уважение российских коллег. Любое жесткое заявление в их адрес ласкает слух тех, кто находится на престоле. Именно поэтому главного санитарного врача России не только не уволят, но даже и не пожурят за его оскорбительный выпад в адрес премьер-министра и министра иностранных дел Украины. Скорее всего, его просто поблагодарят.
Еще одно откровение - американское. Заместитель госсекретаря США Филипп Гордон позволил себе сказать то, что дипломаты обычно не произносят вслух. Речь идет о взаимосвязи демократических процессов и получения кредита МВФ. «Международный валютный фонд обычно фокусируется на конкретных экономических показателях. Но я должен сказать, что когда страна нарушает демократические принципы, международным организациям, даже чисто финансовым, становится сложно такое государство поддерживать» - отметил он в телевизионном интервью.
К этим словам стоит прислушаться. Украинские чиновники нередко убеждают нас - и, кажется, самих себя - что Киев не получает кредитов, потому что не может справиться со всеми экономическими требованиями МВФ. Но это отнюдь не вся правда. США, как крупнейший донор фонда, не допустят, чтобы деньги шли на поддержку авторитаризма и диктаторских замашек. Валерий Хорошковский и другие украинские визитеры могут сколь угодно долго стучаться в двери МВФ - им все равно не откроют. Потому что стучаться нужно совсем в другие двери - двери Качановской колонии. Именно у ее начальника ключ от камеры Юлии Тимошенко и ключ от кредита. Что, не начальник это решает? Тогда нужно стучаться в тщательно охраняемые двери роскошной резиденции другого начальника, объяснять ему, что денег не будет, кредитов не видать, ассоциации и зоны свободной торговли тоже.
Кстати, ко взаимоотношениям с Россией, пусть и по другим причинам, это тоже вполне относится...