Політика
Україна
Реквием по Кабмину
В ожидании «перезагрузки» исполнительной власти наши эксперты оценили работу правительства Виктора Януковича.
Экспертный совет Контрактов оценил работу экономического блока правительства, ГНАУ и ФГИУ по пятибалльной шкале и следующим критериям:
- системность — соответствие решений украинскому законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее принятыми решениями;
- прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;
- полезность — экономическая целесообразность решений, КПД для бизнеса и государства;
- актуальность — соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов;
- рыночность — уровень либеральности решений, готовность органа власти к дерегуляции рынка.
Минфин
Первый вице-премьер Николай АЗАРОВ
Юрий ЗМИЙ, директор Института реформ
— Несмотря на очевидный провал приватизации-2007, вопрос о секвестре расходов пока не стоит. Дело в том, что паралич системы госзакупок позволил Минфину сэкономить более 20 млрд грн, которые, по сути, сейчас висят в Госказначействе. Не повезло Минфину с инфляцией — предполагалось, что до конца текущего года она не превысит отметку в 7,5%, но за девять месяцев 2007-го цены выросли на 8,6% и ожидается, что по итогам года потребительские товары могут подорожать на 20-25%. Правда, в этом виноват не Минфин, а рост цен на продукты в России и Евросоюзе.
Хотя Кабмин и Нацбанк не дали адекватного ответа на экономические вызовы. Госбюджет в текущем году планировали неэффективно, исходя из политической целесообразности: в январе декларировали, что социальные расходы нельзя увеличить в июле выяснилось, что можно... То же можно сказать и о внешних займах: Минфин, конечно, не превысил запланированные лимиты (около 6 млрд грн — на внешнем рынке, 3,8 млрд грн — на внутреннем), однако, учитывая те же 20 млрд грн остатков, вряд ли следовало вообще привлекать около 5 млрд грн внешних займов.
Минэкономики
Министр Анатолий КИНАХ
Дмитрий БОЯРЧУК, исполнительный директор центра CASE-Украина
— Еще в январе всем было очевидно, что прогноз инфляции на уровне 7,5% по итогам года, закладываемый в госбюджет, ошибочен. Однако с точки зрения планирования доходов я не вижу ничего плохого в том, что Минэкономики предложило, а Минфин принял такой прогноз и рассчитал базу налогообложения, исходя из консервативного сценария. Тем более что Минэкономики практически не ошиблось, прогнозируя прирост реального ВВП: запланировано — 6,5% по итогам года, получено по состоянию на начало октября — 6,2%.
Вообще следует понимать, что официальные прогнозы слишком политизированы: с одной стороны, каждый премьер стремится, чтобы при нем инфляция была ниже, а рост ВВП — выше, с другой — Минфин, выбирая консервативный сценарий, облегчает себе бюджетное планирование и жизнь налогоплательщикам. Думаю, что Минэкономики не будет пересматривать макроэкономические показатели на этот год, поскольку до его окончания осталось всего два месяца. В кулуарах министерства говорят, что инфляция по итогам года составит 13-15%.
Минтопэнерго
Министр Юрий БОЙКО
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ центра «НОМОС»
— Последний газовый конфликт, когда Газпром выставил Украине счет в $2 млрд, по сути, был высосан из пальца и хорошо срежиссирован. На самом деле российскому монополисту задолжали родственные ему структуры — РосУкрЭнерго и УкрГаз-Энерго. Таким образом Москва в очередной раз продемонстрировала свое влияние на процессы в Украине, а руководство нашего Минтопэнерго — универсальность и незаменимость в диалоге с Газпромом.
Реальная проблема лежит в иной плоскости — финансовой кондиции НАК «Нефтегаз Украины»: компания сидит по уши в долгах, обязана поставлять газ населению, коммунальным предприятиям по низким ценам и, учитывая, что РосУкрЭнерго откусила 50% рынка промпотребителей, не имеет перспектив на улучшение. В таком контексте настораживает непрозрачность переговоров с Газпромом, которые курирует Юрий Бойко.
ГНАУ
Председатель Анатолий БРЕЗВИН
Виктор ХМЕЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей
— ГНАУ, с одной стороны, стала намного демократичнее и вроде бы пытается выстроить с бизнесом прозрачные отношения, а с другой — в вопросах, к примеру, возмещения НДС чувствуется чиновничий субъективизм. Правда, в этом плане нарекания на руководство ГНАУ зачастую имеют политическую подоплеку, на самом деле откаты при возмещении не столь распространенное явление, как раньше. Это не означает, что налоговикам удалось пресечь фиктивный экспорт, просто размах злоупотреблений уже не тот.
Вообще мне кажется, что диалог фискалов с бизнесом пора прекращать: Минфин и Минэкономики нужно объединить в одно ведомство, а налоговую службу обязать вести учет налогов, а не разъяснять законы (которые должны трактоваться однозначно) и консультировать бизнес. Хотя в целом нужно отметить конструктивизм налоговиков, особенно толерантное поведение налоговой милиции. Было бы совсем хорошо, если бы и от практики привлечения авансовых платежей в госбюджет отказались.
ФГИУ
Председатель Валентина СЕМЕНЮК
Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института политических исследований и экономических консультаций
— Невыполнение плана приватизационных поступлений в госбюджет обусловлено двумя факторами. Во-первых, руководство Фонда госимущества идеологически ориентировано не на продажи, а на управление собственностью государства и контроль над выполнением инвестиционных обязательств. А во-вторых, Одесский припортовый завод, Укртелеком и другие крупные объекты, которые вроде бы рассчитывали продать в этом году, оказались в эпицентре политической борьбы.
Я не сказал бы, что конкурсы сорвала нестабильная ситуация в стране, просто ФГИУ, как никогда, оказался под давлением и президентского Секретариата, и Кабмина, и напрямую финансово-промышленных групп. В этом смысле нужно, скорее, говорить о бессистемности и непрозрачности украинской приватизации. К примеру, в случае с Укртелекомом выполняется не закон о приватизации этого объекта, а реализуются теневые, нигде не регламентированные схемы. Апофеоз субъективизма при приватизации — продажа Лугансктепловоза за 300 млн грн, законность которой сейчас оспаривается в суде.
Минагрополитики
Министр Юрий МЕЛЬНИК
Борис БЕРЕНШТЕЙН, гендиректор Союза аграрных бирж
— Последние несколько месяцев Минагрополитики не ведет самостоятельной политики, а, скорее, ретранслирует решения, принимаемые в других министерствах. К примеру, квотирование экспорта зерновых курирует Минэкономики, регулирование цен на внутреннем рынке на подсолнечное масло — сам первый вице-премьер Николай Азаров, а МинАПК выполняет консультативную функцию. Хорошо, что цены на зерновые искусственно не сдерживают, хотя местным администрациям поручено контролировать рентабельность производителей...
Будучи отстранено от рычагов влияния на реальный сектор (порядок дотирования предприятий сейчас также определяет Кабмин), Минагрополитики могло бы сосредоточиться на разработке законодательной базы для отмены моратория на продажу земель сельхозназначения, чтобы завершить рыночные преобразования в АПК. Кое-что в этом плане уже сделано, но министерство занимает в данном вопросе пассивную позицию, поскольку понятно, что перспектива реформы зависит от политической воли парламента и готовности к ней крупных сельхозпредприятий, арендующих землю.
Общий балл 2,9
Экспертный совет*
1. Владимир МАЙСТРИШИН, народный депутат IV созыва
2. Виктор ЛИСИЦКИЙ, экс-секретарь Кабмина
3. Анжела ЕВГЕНЬЕВА, координатор проектов Лаборатории законодательных инициатив
4. Дмитрий БОЯРЧУК, исполнительный директор центра «CASE-Украина»
5. Виталий ВАВРИЩУК, экономист инвесткомпании Dragon Capital
6. Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций
7. Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ центра «НОМОС»
8. Борис БЕРЕНШТЕЙН, гендиректор Союза аграрных бирж
9. Виктор ХМЕЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей
10. Елена ШКАРПОВА, и. о. редактора отдела «Деньги», Контракты
*Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена