НОВИНИ ДНЯ: Україна відмовляється від гарантій безпеки, альтернативних членству в НАТО – ЗМІ  NASA показало величезні будинки, в яких астронавти житимуть на Місяці  Скільки ще планує воювати Росія: прогноз РНБО  Грибний крем-суп: рецепт ароматної страви  Вчені розкрили таємницю темних овалів розміром із Землю на Юпітері   Військовими КНДР у Росії керують три генерали, яких приховують від усіх — ГУР  Війна на складному етапі. Зеленський розповів, коли можливі дипломатичні рішеннявсі новини дня
Життя та Стиль
Автоклуб
28.07.2008 38076

На переоборудование машин под ГАЗ выстраиваются очереди

В Украине бум альтернативного топлива. По оценкам операторов, в 2008 году будет переоборудовано свыше 120 тыс. автомобилей. Автопарк переделанных «под газ» машин к концу года превысит 400 тыс. легковых и 25 тыс. малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов.

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ

«Украинский рынок сжиженного газа будет стремительно развиваться, если стоимость высоко-октана превысит 5,5 грн за литр».

Сергій Сапегін
Сергей САПЕГИН, директор НТЦ «Психея»
Контракты, № 20 от 14 мая 2007 года



 

«Сегодня очередь на переоборудование автомобиля под газ составляет полторы-две недели и постоянно увеличивается», — говорит начальник отдела продаж ЧП «Мрия Импекс» Юрий Волохненко. После подорожания бензина в 2008-м сначала до 5,5 грн/л, а затем до 6,4-6,55 грн/л, экономные автолюбители спешат перейти на более дешевое топливо — компании-установщики не справляются с наплывом клиентов.

«Газовая» арифметика проста: по подсчетам директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, сейчас сжиженный газ для автомобилей стоит в 1,8 раза меньше, чем А-95. «Мировая практика показывает, что при таком соотношении начинается стремительный рост рынка альтернативного топлива», — объясняет эксперт.

По оценкам операторов, в 2008 году будет переоборудовано свыше 120 тыс. автомобилей. Автопарк переделанных «под газ» машин к концу года превысит 400 тыс. легковых и 25 тыс. малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов.

Очереди на СТО, устанавливающие газовое оборудование, в Украине появляются не впервые. «Это уже второй масштабный всплеск интереса к альтернативному топливу. Первый был в 2006 году, по итогам которого потребление сжиженного газа удвоилось», — говорит аналитик UPECO Артем Куюн. Тогда подорожавший бензин тоже стоил вдвое дороже газа. Но в 2007 году разница между ценой бензина и газа уменьшилась. Альтернативное топливо стоило всего в 1,5 раза дешевле бензина, и производители предпочли экспортировать газ за границу, где он стоил дороже.

После того как розничная стоимость пропан-бутана в Украине выросла до 3,5 грн/л, газ снова стало выгодно продавать на внутреннем рынке. В общем топливном балансе страны сжиженный газ все еще занимает небольшую долю — 6-7%. Но уже в 2009-м этот показатель превысит 10%, или более $1-1,2 млрд в розничных ценах. Неудивительно, что количество ГАЗС и АЗС с газораздаточными колонками стремительно увеличивается. По данным UPECO, в Украине их уже более 1,3 тыс. Заправиться газом можно на каждой пятой заправке, год назад — на каждой шестой. Правда, время массового строительства отдельных ГАЗС еще не пришло — при нынешнем объеме потребления только очень удачное местоположение может обеспечить им маржу на уровне 10-15%. А вот установив газораздаточную колонку на собственной АЗС, несложно выйти на рентабельность 30-40% — это почти вдвое большая норма прибыли, чем при продаже бензина и ДТ.

По словам Сергея Сапегина, цена сжиженного газа привязана к стоимости бензина и в ближайшие годы будет в 1,5-1,8 раза меньше, чем у 95-го.

«В последние недели наблюдается нехватка газа на внутреннем рынке. Это связано как со стремительным ростом спроса, так и со временным снижением производства на Укртатнефти — одном из четырех крупнейших игроков», — говорит Артем Куюн. Следствие дефицита — подорожание газа в опте. Но выше уровня 3,9-4 грн/л цены, скорее всего, этим летом не поднимутся — газотрейдерам выгодно импортировать сжиженный газ в Украину и при цене 3,5 грн/л. «Если в прошлом году в Украину было ввезено немногим более 2 тысяч тонн пропан-бутана, то лишь за первое полугодие 2008-го завезено более 6,5 тысяч тонн. Трейдеры пока отрабатывают схемы поставок — импортные поставки будут расти», — рассказывает Артем Куюн. Рост импорта сделает внутренние цены более зависимыми от мировых. Но в ближайшем будущем на популярности альтернативного топлива это не скажется. Даже при повышении стоимости газа до 4,5 грн за литр затраты по переоборудованию авто окупятся за год.



Производство

Производством сжиженного газа в Украине традиционно занимаются четыре компании: «ТНК-BP Украина», «Укртатнефть», «Укрнефть» и «Укргаздобыча». ТНК-BP и Укртатнефть (Лисичанский и Кременчугский НПЗ соответственно) производят газ из нефти, Укргаздобыча и Укрнефть — из газоконденсата. В 2008-м появился пятый игрок — Одесский НПЗ, но его объемы производства пока невелики.

газ

 

Окупаемость

Чаще всего «под газ» переоборудуют недорогие автомобили — стоимостью до $15 тыс. с объемом двигателя до 1,8 л. Установка газовой системы на такие машины стоит $850-900 и окупается через 15-18 тыс. км пробега. При нынешних ценах на каждой сотне километров владелец машины, работающей на газе, экономит $5-6.

газ

 

Потребление

По прогнозам экспертов, в 2008 году на газе будет ездить 5-6% всех украинских автомобилей. Совокупно они сожгут более 900 тыс. тонн топлива на сумму около $910 млн, что соответствует 20-25% годового роста рынка.

газ

 

Оценка материала:

3.22 / 9
На переоборудование машин под ГАЗ выстраиваются очереди 3.22 5 9
Життя та Стиль / Автоклуб
28.07.2008 38076
Еще материалы раздела «Автоклуб»