НОВИНИ ДНЯ: Україна має значні далекобійні можливості, і буде це використовувати, - Зеленський  Яка користь дерунів для здоров'я: ви будете здивовані  Зниження мобілізаційного віку в Україні: Зеленський зробив заяву  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Чи будуть в Україні вибори під час війни: Зеленський зробив заяву  Як посмажити рибу, щоб не підгорало борошно: про це майже ніхто не знає  Зеленський відповів, чи поступиться Україна територієювсі новини дня
15.11.2007 23375

Украинское пиво может стать транснациональным

Глобальные игроки пивного рынка вышли на финишную прямую консолидации отрасли. А интерес транснациональных пивных компаний к восточноевропейским рынкам во время этого процесса — закономерен. Ведь, например, в Украине выручка пивоваров ежегодно увеличивается на 15-25%.

Ксения Портная, еженедельник Контракты

Восточная кампания

Датская Carlsberg A/S и голландская Heineken N.V. (№ 7 и № 3 в мировом рейтинге пивоваров) пытаются договориться о совместной покупке шотландской Scottish & Newcastle — шестое место в Топ-10. Возможная сделка оценивается в $5,7-7,6 млрд. Пока официальное предложение о покупке не сделано, но совет директоров S&N уже рекомендовал акционерам компании не предпринимать никаких действий. Если сделка состоится, голландским пивоварам достанутся западноевропейские активы шотландцев, а датский концерн получит контроль над Baltic Beverages Holding (BBH), работающей в странах Восточной Европы (сейчас Carlsberg A/S принадлежит 50% акций BBH).

Схема. Топ-8 транснациональных пивных компаний

(кликните, чтобы посмотреть)

Интерес транснациональных пивных компаний к восточноевропейским рынкам закономерен. Только с 1999 по 2002 год потребление пива здесь выросло почти на 33%. Еще с середины 1990-х транснационалы пытаются застолбить место на Востоке Европы и СНГ, скупая мелких и средних пивоваров. В 2002 году Carlsberg до 80% увеличил свою долю в хорватском пивном заводе Panonska (11% внутреннего рынка). Heineken докупил акции казахстанского пивзавода Dinal LLP, став владельцем контрольного пакета компании, контролирующей 8% местного рынка.

Бельгийская Interbrew в 2002 году за $294 млн приобрела 50% акций сербской компании Apatin, занимающей 39% пивного рынка Сербии и имеющей активы в Болгарии, Словении и Венгрии. Heineken сейчас пытается закрепиться на чешском пивном рынке, купив пивоваренную компанию Krusovice. Голландцам уже принадлежит чешское Starobrno. После покупки Krusovice доля Heineken на пивном рынке Чехии может увеличиться до 8%, компания станет одним из основных экспортеров чешского пива.

В Украине пиво разливают три международных компании: InBev и BBH (Carlsberg/Scottish & Newcastle). InBev и BBH занимают более 50% внутреннего рынка, еще 45% продаж приходится на украинские компании — «Оболонь» и «Сармат» (в 2006-м — 35% и 10% соответственно). Рынок все еще привлекателен для транаснационалов. Ежегодно выручка пивоваров в Украине увеличивается на 15-25%: $1,6 млрд по итогам 2006-го, $1,84-2 млрд — прогноз на 2007 год. В то же время темпы роста мирового потребления пива снизились до 2-2,5% в год.

В 2003 году появились слухи о том, что ЗАО «Оболонь» ведет переговоры о продаже пакета акций голландской Heineken. Правда, руководство Оболони опровергло эту информацию, заявив, что не собирается продавать свои активы ни зарубежным, ни местным операторам.

В 2006 году эксперты заговорили о возможной продаже ЗАО «Сармат». В прошлом году выручка и объем продаж компании упали на 7% (до 640 млн грн и 25,8 млн дал), а убытки по итогам года выросли до 109,843 млн грн. Тем не менее заинтересованность в приобретении Сармата проявили SABMiller и Heineken. Предполагаемая сумма сделки — $190-210 млн.

 

Глобальное пивоварение

В 1999-м на долю 10 крупнейших пивоваров приходилось чуть более 37% глобального пивного рынка. В 2001 году они занимали свыше 40%. Сегодня большая десятка контролирует более 50% мирового производства.

Транснациональные компании наращивают объемы продаж за счет слияний и поглощений. Других вариантов развития у них нет: мировой рост потребления пива ограничен 2-2,5% в год. Причем продажи растут в основном за счет развивающихся стран. В США, Западной Европе и Канаде с конца 1990-х пиво постепенно сдает позиции, уступая слабоалкогольным коктейлям, вину и крепкому алкоголю. Исследовательская компания Beer Marketer’s Insights приводит в пример США, где доля пива в общих продажах алкоголя за 10 лет упала с 60% до 56% (1994-2004 гг.).

В середине 1990-х представители большой десятки скупали локальных производителей. Последняя волна «мелких» сделок слияния и поглощения в пивной отрасли пришлась на начало нынешнего десятилетия. В 2001 году бельгийская Interbrew купила английские заводы Whithbread Brewing Co и Bass Brewers, а также немецкие Beck & Co и Gilde Brauerei, потратив на приобретения более $5 млрд. Помимо усиления позиций в ЕС, последняя сделка обеспечила бельгийцам экспортный потенциал — немецкая ТМ Beck’s раскручена и за пределами Европы.

Аппетит приходит во время пивоварения. Транснациональные компании стали присматриваться друг к другу. В 2002 году South African Breweries, занимающая 4,5% мирового рынка пива, за $5,6 млрд купила Miller Brewing Co (3,5% общемировых продаж). В результате этой сделки образовался новый пивной гигант SABMiller — по итогам 2006 года лидер мирового рынка. В 2003 году Heineken приобрел австрийского производителя BBAG, став пивной компанией № 1 в Европе. В 2004-м путем слияния бельгийской компании Interbrew и бразильской AmBev был образован пивной холдинг InBev, занимающий сегодня второе место среди пивоваров по объему продаж.

Аналитики инвесткомпаний отмечают, что большая десятка пивоваров постепенно превращается в большую пятерку. 

Оценка материала:

4.43 / 7
Украинское пиво может стать транснациональным 4.43 5 7
Бізнес / Ринки та компанії
15.11.2007 23375
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»