Бізнес
Ринки та компанії
Украинское пиво может стать транснациональным
Глобальные игроки пивного рынка вышли на финишную прямую консолидации отрасли. А интерес транснациональных пивных компаний к восточноевропейским рынкам во время этого процесса — закономерен. Ведь, например, в Украине выручка пивоваров ежегодно увеличивается на 15-25%.
Ксения Портная, еженедельник Контракты
Восточная кампания
Датская Carlsberg A/S и голландская Heineken N.V. (№ 7 и № 3 в мировом рейтинге пивоваров) пытаются договориться о совместной покупке шотландской Scottish & Newcastle — шестое место в Топ-10. Возможная сделка оценивается в $5,7-7,6 млрд. Пока официальное предложение о покупке не сделано, но совет директоров S&N уже рекомендовал акционерам компании не предпринимать никаких действий. Если сделка состоится, голландским пивоварам достанутся западноевропейские активы шотландцев, а датский концерн получит контроль над Baltic Beverages Holding (BBH), работающей в странах Восточной Европы (сейчас Carlsberg A/S принадлежит 50% акций BBH).
Схема. Топ-8 транснациональных пивных компаний
(кликните, чтобы посмотреть)
Интерес транснациональных пивных компаний к восточноевропейским рынкам закономерен. Только с 1999 по 2002 год потребление пива здесь выросло почти на 33%. Еще с середины 1990-х транснационалы пытаются застолбить место на Востоке Европы и СНГ, скупая мелких и средних пивоваров. В 2002 году Carlsberg до 80% увеличил свою долю в хорватском пивном заводе Panonska (11% внутреннего рынка). Heineken докупил акции казахстанского пивзавода Dinal LLP, став владельцем контрольного пакета компании, контролирующей 8% местного рынка.
Бельгийская Interbrew в 2002 году за $294 млн приобрела 50% акций сербской компании Apatin, занимающей 39% пивного рынка Сербии и имеющей активы в Болгарии, Словении и Венгрии. Heineken сейчас пытается закрепиться на чешском пивном рынке, купив пивоваренную компанию Krusovice. Голландцам уже принадлежит чешское Starobrno. После покупки Krusovice доля Heineken на пивном рынке Чехии может увеличиться до 8%, компания станет одним из основных экспортеров чешского пива.
В Украине пиво разливают три международных компании: InBev и BBH (Carlsberg/Scottish & Newcastle). InBev и BBH занимают более 50% внутреннего рынка, еще 45% продаж приходится на украинские компании — «Оболонь» и «Сармат» (в 2006-м — 35% и 10% соответственно). Рынок все еще привлекателен для транаснационалов. Ежегодно выручка пивоваров в Украине увеличивается на 15-25%: $1,6 млрд по итогам 2006-го, $1,84-2 млрд — прогноз на 2007 год. В то же время темпы роста мирового потребления пива снизились до 2-2,5% в год.
В 2003 году появились слухи о том, что ЗАО «Оболонь» ведет переговоры о продаже пакета акций голландской Heineken. Правда, руководство Оболони опровергло эту информацию, заявив, что не собирается продавать свои активы ни зарубежным, ни местным операторам.
В 2006 году эксперты заговорили о возможной продаже ЗАО «Сармат». В прошлом году выручка и объем продаж компании упали на 7% (до 640 млн грн и 25,8 млн дал), а убытки по итогам года выросли до 109,843 млн грн. Тем не менее заинтересованность в приобретении Сармата проявили SABMiller и Heineken. Предполагаемая сумма сделки — $190-210 млн.
Глобальное пивоварение
В 1999-м на долю 10 крупнейших пивоваров приходилось чуть более 37% глобального пивного рынка. В 2001 году они занимали свыше 40%. Сегодня большая десятка контролирует более 50% мирового производства.
Транснациональные компании наращивают объемы продаж за счет слияний и поглощений. Других вариантов развития у них нет: мировой рост потребления пива ограничен 2-2,5% в год. Причем продажи растут в основном за счет развивающихся стран. В США, Западной Европе и Канаде с конца 1990-х пиво постепенно сдает позиции, уступая слабоалкогольным коктейлям, вину и крепкому алкоголю. Исследовательская компания Beer Marketer’s Insights приводит в пример США, где доля пива в общих продажах алкоголя за 10 лет упала с 60% до 56% (1994-2004 гг.).
В середине 1990-х представители большой десятки скупали локальных производителей. Последняя волна «мелких» сделок слияния и поглощения в пивной отрасли пришлась на начало нынешнего десятилетия. В 2001 году бельгийская Interbrew купила английские заводы Whithbread Brewing Co и Bass Brewers, а также немецкие Beck & Co и Gilde Brauerei, потратив на приобретения более $5 млрд. Помимо усиления позиций в ЕС, последняя сделка обеспечила бельгийцам экспортный потенциал — немецкая ТМ Beck’s раскручена и за пределами Европы.
Аппетит приходит во время пивоварения. Транснациональные компании стали присматриваться друг к другу. В 2002 году South African Breweries, занимающая 4,5% мирового рынка пива, за $5,6 млрд купила Miller Brewing Co (3,5% общемировых продаж). В результате этой сделки образовался новый пивной гигант SABMiller — по итогам 2006 года лидер мирового рынка. В 2003 году Heineken приобрел австрийского производителя BBAG, став пивной компанией № 1 в Европе. В 2004-м путем слияния бельгийской компании Interbrew и бразильской AmBev был образован пивной холдинг InBev, занимающий сегодня второе место среди пивоваров по объему продаж.
Аналитики инвесткомпаний отмечают, что большая десятка пивоваров постепенно превращается в большую пятерку.