Життя та Стиль
Спорт
Евро-2012. Харьков: историческая архитектура и 200-летние дубы под советской вуалью
Если какой-то из украинских городов сможет заработать на Евро, то это точно будет не Харьков.
Выбор Голландии
Европейцы относятся к столице Слобожанщины с откровенной опаской. Об этом свидетельствует, в первую очередь, шаг голландской сборной. Согласно календарю, представители Страны тюльпанов должны сыграть все три матча группового турнира Евро-2012 именно в Харькове, но местом обитания избрали польский Краков. Подданные королевства Нидерландов предпочли три раза туда и обратно преодолевать расстояние в 1333 километра, но не останавливаться в городе, где придется играть.
При этом не скажешь, что Харьков для голландцев совершенно неизвестен. В сентябре 2010-го здесь против местного «Металлиста» играл ПСВ из Эйндховена, ровно через год – АЗ из Алкмара. Видно, какие-то выводы сделаны. Сомневаемся, конечно, что представители голландской Федерации футбола знакомы с творчеством российского стихотворца Владимира Маяковского настолько хорошо, чтобы прислушаться к его поэзии о Харькове: «Один станок – это просто станок, много станков – мастерская, одна б…дь – это просто б…дь, много б…дей – Сумская».
Хотя как знать. Сумская – одна из центральных улиц Харькова, вдоль которой и в нынешние времена расположено множество увеселительных заведений, которые, поговаривают, пользуются большой популярностью у легионеров «Металлиста». В этом контексте вспоминаются слова, сказанные одним из пожелавших остаться неназванным украинских нардепов: «Думаете, европейские сборные не едут в Украину потому, что думают, что условия для проживания и работы у нас хуже, чем в Польше? Поверьте, тренировочные базы, предложенные командам гостиницы, ничем польским аналогам не уступают. Но тренеры сборных, зная о доступности девушек легкого поведения в Украине, боятся, что во время Евро их подопечные забудут о футболе и сосредоточатся на чем-то ином. Конечно, в Польше эта проблема тоже существует, но не так остро, как у нас».
Контрастный Шевченко
Немаловажную роль в европейском восприятии Харькова сыграла внешняя привлекательность Харькова. Точнее, неумение преподнести город во всех его прелестях. Можно сколько угодно кичиться шестой по величине в Европе и двенадцатой в мире центральной площадью Харькова, длина которой составляет 750, ширина – 125 метров, но кроме здания горсовета по одну сторону и памятника Ленину по другую посмотреть здесь не на что. По бокам – безвкусные строения советской эпохи. За спиной у вождя мирового пролетариата – большой рынок, который, надеемся, уберут хоть на время Евро. Дальше – Дом Государственной промышленности – здание, в стиле «конструктивизм», комплекс из собранных воедино многоэтажек. Прямо скажем, любоваться чем-то подобным способны люди со специфическими вкусами.
Собственно, попытка представить Харьков индустриальным городом выглядит во многом абсурдно. Ведь за серостью центральной площади скрываются весьма оригинальные строения XVII – XIX столетий. Во-первых, город рассекает живописная река Лопань, на которую открывается неплохой вид как с мостов, так и с Университетской горки. Во-вторых, ситуативный турист вряд ли откроет для себя старинные улочки с запущенными, но весьма оригинальными частными домами. Или взять, к примеру, древнейшее сооружение Харькова – Покровский собор. Построенный в конце XVII столетия, этот храм чудом уцелел в годы советской оккупации. Его внешний вид не портит даже тяжелая военная техника, расположенная невдалеке от центральных ворот и создающая абсурдное сочетание. Почти с любой точки центральной части города можно лицезреть 89-метровую колокольню Успенского собора, самою высокую в Харькове. Величественно выглядит Благовещенский кафедральный собор.
Но самой яркой иллюстрацией контрастности города является памятник Тарасу Шевченко. Если не всматриваться в содержание, то скульптура эта выглядит весьма оригинально. Более того, шевченковеды советской эпохи называли харьковский памятник Кобзарю лучшим в Украине. Правда, сложно найти логическую связь в соединенных в данной композиции Тарасовой Наймички и штурмовавших Зимний дворец в 1917-м матросов.
Оазис
Памятник Шевченко находится в одноименном парке. Говорят, что здесь растут деревья более ста видов. Особенно впечатляют старинные дубы, некоторые из которых достигли 200-летнего возраста. Местным властям стоит отдать должное: каждое из таких деревьев ограждено забором.
Кроме того, на территории сада имени Шевченко находится Харьковский зоопарк. По условиям содержания птиц он, возможно, уступает даже печально известному киевскому зверинцу. Но на этом негативные сравнения заканчиваются. Харьковский зоопарк выглядит намного более жизненным, чем столичный. Посетители могут погладить бродящих по аллеям лам, покормить птиц. В начале года число обитателей местного зверинца пополнилось тремя новорожденными уссурийскими тигрятами, а клуб ФК «Металлист» подарил зоопарку хорька, позаботившись при этом о специальном вольере, обустроенном в форме песочного футбольного поля и крохотных ворот.
Вообще, харьковчане любят животных. Об этом свидетельствует хотя бы трогательная история, поведанная корреспонденту Контракты.UA двукратным олимпийским чемпионом Юрием Поярковым. Встретиться с ним договорились в помещении теннисного клуба «Уникорт», где Юрий Михайлович является президентом. Располагается клуб в центральной части города между садом Шевченко и зоопарком, за главным корпусом Харьковского национального университета имени Каразина. У входа в помещение, на лестничной площадке, встречаю собаку. Почти как живую, но вылитую из мрамора.
«Это наша общая любимица, - рассказывает Юрий Поярков. – Лет 16 назад дети недалеко от кортов услышали собачий вой. Несколько дней не могли определить, откуда он звучит. Когда нашли, то обнаружили там большую овчарку с шестью щенками. Она никого к себе не подпускала. Мы стали ее кормить и постепенно вошли в доверие. Потом, когда стало холодно, решили приютить бедолаг при клубе. Так она у нас и осталась. Назвали собаку Пальмой. Она прожила у нас одиннадцать лет. Она умницей была – ни на кого не лаяла. У нас Пальма родила 75 щенков, всех их разобрали дети, занимающиеся у нас в клубе. После ее смерти мы увековечили ее в памятнике в котором попытались сохранить даже рост собаки. Теперь Пальма, получается, нас охраняет».
Культ спорта
Харьков всегда считался городом волейбольным. Местный «Локомотив» всегда был на ведущих ролях в советском чемпионате, а в годы независимости, в 2005 году выиграл еврокубок. Но любимый клуб все-таки футбольный. Немудрено, что харьковские болельщики гостям города, в первую очередь, пытаются показать две вещи – большой футбольный мяч из мрамора в центре города и стадион «Металлист».
Красавица-арена после завершения реконструкции в декабре 2009 года стала одним из главных украшений Харькова. Что примечательно, во время реконструкции стадиона инвестор, коим являлся владелец «Металлиста» Александр Ярославский, поставил цель сохранить историческую сущность стадиона. В новом проекте сохранены многие фрагменты сооружения, построенного еще в 1926 году. В частности, лицевые ворота, стены. Но особенного уважения заслуживает реставрированная ротонда – центральный вход на стадион. Ей попытались вернуть первобытный вид, кое в чем усовершенствовав.
Сверху ОСК «Маталлист» благодаря установленным в оригинальной форме держащим металлоконструкциям напоминает паука. Территория вокруг стадиона, вплоть до переходов к станциям метро – тоже футбольная. На многоэтажках развешены огромные, сверху до низу вертикальные растяжки с изображением футболистов харьковского клуба и тренера Мирона Маркевича. Стены подземок украшают кадры исторических хроник «Металлиста».
Иными словами, думающий болельщик сможет найти в Харькове много интересного. Как с точки зрения спорта, так и в историческом и географическом разрезе. Только вот все ли сделали местные правители, дабы завлечь обычного европейца в свой город?
Читайте также: Донецк, Киев, Львов
Фото автора
Оценка материала:
Евро-2012. Харьков: историческая архитектура и 200-летние дубы под советской вуалью Иван Вербицкий 25.05.2012