Життя та Стиль
Особисті фінанси
Чешский киевлянин. Чех Камил Гоца считает, что сегодня шансов состояться в Чехии намного меньше, чем в Украине
В 1995 году студент экономического факультета Пражского университета Камил Гоца нарочно взобрался не на одну гору в украинском Закарпатье, дабы осуществить первую мечту — покорить вершины Карпат. Но на этом его покорение украинских вершин не закончилось.
Наши герои:
Камил Гоца,
33 года, экономист, директор по развитию новых
направлений бизнеса компании «Драгон Капитал»
Романа Шмоткова,
33 года, маркетолог, мама двоих детей
София Гоца,
3 года, первая украинская радость чешской семьи
Микулаш Гоца,
1 год, украинский чех
В 1995 году студент экономического факультета Пражского университета Камил Гоца нарочно взобрался не на одну гору в украинском Закарпатье, дабы осуществить первую мечту — покорить вершины Карпат. На этом его покорение украинских вершин не закончилось. Уже не туристом, а специалистом крупного чешского инвестиционного банка Wood&Company, который в 1996 году открыл свой офис в Киеве, Камил Гоца приехал работать в Украину. «После российского финансового кризиса в 1998 году Украина была на весьма низком уровне экономического развития, и было ясно, что страна будет стремительно развиваться, — говорит Камил. — В то время нужно было сделать много ошибок, чтобы не преуспеть теперь. Особенно в финансовом секторе. Ведь конкуренции в нашем бизнесе практически не было». Такая прозорливость позволила ухватить за хвост птицу удачи: кризис резко изменил бизнес-планы чешского банка, но выход из перманентного состояния был найден. В 2000 году единомышленники из Wood&Company, в числе которых оказался Камил, его коллега и земляк Томаш Фиала, Дмитрий Тарабакин и другие, встретившись в Будапеште, решили учредить собственную компанию, которая смогла бы предоставлять полный комплекс качественных услуг инвестиционного банка в Украине. Совместное детище, учрежденное в год Дракона, новоиспеченные акционеры назвали Dragon Capital.
А уже в 2002 году открыли офис-представительство своей компании в Праге. Не то, чтобы это был «запасной аэродром», а скорее, точка пересечения интересов и возможностей развитой западной и развивающейся восточной Европы. И уже в 2004 году, во времена оранжевой революции, друзья поняли, что стратегию выбрали правильную: риск, что политические события негативно повлияют на экономическую ситуацию и развитие их бизнеса, был высок. Однако не отступили — после всех событий стало очевидным, что дело не рухнет, а даже наоборот. Хорошо продвигались проекты в Праге, но еще динамичнее — в Киеве. И Камил приехал в Киев уже с женой Романой.
Молодым супругам устраивать семейный быт по-украински было не очень сложно: вместе они со студенческих лет. «Мне как мужчине было проще привыкнуть к новым обстоятельствам, — признается Камил, — женщине, конечно, сложнее, но жена никогда не жаловалась». К примеру, в киевских супермаркетах купить можно практически все, за исключением разве что каких-то привычных чешских продуктов. А что касается одежды, то на этом пункте наши герои не зацикливаются. И еще одно досадное отличие: сквош — экзотика в Киеве и обычное развлечение в Чехии. Камил, занимаясь спортом в редкие часы отдыха, старается поддерживать себя в тонусе. И если в любом чешском городишке есть множество спортплощадок, где игра в сквош обойдется двоим максимум в $10, то в Киеве необходимо потратиться на дорогой абонемент в спортклуб и подстроиться под расписание занятий.
Семейный бюджет совместный, и все вопросы трат решаются сообща, хотя основное обеспечение лежит на главе семьи. Можно сказать, что компания опосредованно помогает Камилу обеспечить достойную жизнь семье: служебный автомобиль, ноутбук, компенсация стоимости разговоров по мобильному, медицинская страховка. Плюс бонусы за индивидуальные заслуги в реализованных проектах и по результатам работы компании (раз в полгода по результатам работы компании получается около 300% от годовой зарплаты). К слову, медицинскую страховку жене и детям пришлось покупать в Киеве, а действие страхового полиса жизни Камила, приобретенного в Чехии, распространяется на всех членов его семьи.
Как признается Камил, тратят они немного — нет таких интересов, которые бы требовали значительных капиталовложений. Хотя есть особая статья, не поддающаяся жесткому планированию: поездки в Чехию к родным и прием родных у себя в доме. Впрочем, это мелочи, ведь свидеться удается нечасто, раз в три месяца. Самая большая статья расходов — дети. Сейчас Романа не работает — воспитывает годовалового Микулаша и трехлетнюю Софию (и пополняет семейный бюджет на $500 в месяц — помощью от чешского государства маме двоих детей). Наверняка через некоторое время дочка пойдет в детский сад, а пока Романе помогает с детьми няня, благодаря которой София скоро заговорит по-русски лучше родителей. Не решен еще окончательно вопрос с жильем: семья арендует на окраине столицы дом на четыре комнаты с кухней и гаражом. И старается оставаться верной своим семейным традициям, которые можно выразить нашим привычным лозунгом: «Все лучшее — детям!» Скажем, где провести уикенд, супруги решают в пользу детей, стараются каждый раз выехать за город на семейном Land Rover. А как подрастут, можно будет слетать на морское или океанское побережье.
«Пока еще не определились, покупать или нет недвижимость в Украине, — признается Камил, — считаю, что недвижимость, которую бы хотел купить, переоценена в виду отсутствия достаточного предложения». Использовать кредит? Не интересно. Несколько лет назад Камил купил в Праге квартиру, оформив ипотеку под 4%. Занимать деньги в украинских банках на покупку жилья он не решается из-за неимоверно высоких кредитных ставок и не очень интересных условий кредитования. Жаль, что вариант покупки украинского дома под кредит чешского банка невозможен. И вообще, в семье кредитами не злоупотребляют.
Единственное, что вызывает не просто интерес, а даже азарт — инвестиции в украинские паевые фонды. Даже не взирая на высокие проценты комиссий для нерезидентов, все равно «это очень выгодно сейчас», — уверяет Камил со знанием дела. Практически все личные деньги Камил вкладывает в развитие бизнеса, и это вложение на сегодняшний день самое эффективное. Камил Гоца считает, что еще 20 — 30 лет этот бизнес в Украине можно развивать с завидным успехом.
Можно ли надеяться на такой успех в Чехии? Кто его знает… Семью Камила Гоца смело можно причислять к среднему классу (по международным стандартам). Может, и удалось бы достичь такого же уровня, останься Камил работать в известной чешской компании десять лет тому. «Интереснее было сделать свой бизнес и в Украине, для этого было больше потенциала. Таких возможностей на тот момент в Чехии не было: финансовый рынок там более развит и уже сложилась достаточно высокая конкуренция в финансовом секторе. Да и сегодня шансов в Чехии состояться подобным образом намного меньше, чем в Украине», — размышляет Камил. Ближайшие несколько лет Камил Гоца планирует прожить в Киеве, тем более что тут, как шутят в большой чешской семье, есть «свой» собор у каждого из детей — два собора св. Николая на Подоле и собор св. Софии на самой высокой киевской горе.
Оценка материала:
Чешский киевлянин. Чех Камил Гоца считает, что сегодня шансов состояться в Чехии намного меньше, чем в Украине24.08.2008